Через год примерно после окончания натовских бомбардировок Югославии молодые люди в Белграде заняты поисками способов выезда из страны. Например, авиадиспетчер пытается собрать документы, необходимые для получения работы в Скопье (Македония). Менеджер из кафе в центре города раздумывает, не принять ли ему приглашение сестры погостить у нее в Швейцарии несколько недель или месяцев. Антрополог, которому посчастливилось получить словенский паспорт, также готов уехать...
Югославскую столицу охватила паника. По городу ходят слухи о скором начале новых серий натовских бомбежек, о реальной перспективе войны на несколько фронтов - с албанскими боевиками на юге Сербии; с сепаратистами в Черногории и, может быть (самое зловещее предположение), - между проправительственными силами и оппозиционерами на улицах Белграда.
"Конечно, будет война, - говорит выглядящий силачом таксист. - Между кем? Между правительством и народом". Один из студенческих активистов сказал, что, по его мнению, югославский президент Милошевич воспользуется нарастающей паникой. Он также с неодобрением отозвался о том, что НАТО провела свои учения в Косово как раз в годовщину начала воздушного наступления на СРЮ. "Всем кажется, что это просто прелюдия к новым бомбардировкам. В Сербии проходят проверки работы сирен воздушной тревоги".
В последнее время албанские боевики активизировались на юге Сербии вдоль границы с Косово. Нарастающее противостояние заставляет сербов опасаться вмешательства НАТО на стороне албанских этнических общин в районах Пресево, Медвежье и Бужановач. Эти подозрения еще больше укрепились, после того как в выпусках новостей не раз показывали, как во время патрулирования на севере Косово американские военные избивают сербов.
Заявление представителя госдепартамента США Джеймса Рубина о том, что Милошевич не имеет права наращивать свои военные силы вдоль границы Черногории с Албанией, только подлило масла в огонь возмущения предполагаемым покушением на суверенитет Югославии. В последние недели правительство отпечатало более 100 тысяч повесток о призыве на военную службу, и это еще более усилило мобилизационные настроения в стране.
* * *
Мирослав ФилиповичПо данным югославских военных источников, президент СРЮ Слободан Милошевич скрытно возвращает в Косово элитные подразделения полиции и армии. Их задача - провоцировать новые конфликты в отношениях между сербами и албанцами. Кроме того, команду приступить к активным действиям получили и оставленные в Косово группы специального назначения, которые затаились до поры до времени. Как утверждают все те же источники, именно эти подразделения и группы причастны к недавним вспышкам насилия в Митровице - разделенном по этническому признаку городе на севере Косово.
Рассказывают, что здание полиции в деревне Бржече на юге Сербии служит перевалочным пунктом для проникающих в Косово сербских военных и полицейских. Здесь они якобы переодеваются в гражданскую одежду перед переходом косовской границы. Кроме того, есть информация о том, что эти группы маскируются под военнослужащих НАТО. Очевидцы рассказывают, что видели форму КФОР на складах в Бржече.
Прибыв в Косово, сербские военные и полицейские связываются с "законсервированной" агентурой. Как правило, это люди, многие годы служившие в Косово. Они здесь строили дома, покупали собственность, заводили семьи. Полагают, что многих из них убедили остаться в Косово, пообещав немалые деньги. С момента окончания боев летом прошлого года они ничем себя не проявляли, но теперь по плану Белграда они должны сыграть в разжигании национальных противоречий активную роль, чтобы "НАТО и миссия ООН выглядели некомпетентными", по словам одного югославского военного.
Материалы получены из Национального института прессы в рамках проекта "Глобал Бит синдикат в России".