0
1179
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

26.05.2000 00:00:00

Российские рубежи по-прежнему надо охранять

Геннадий Логинов

Об авторе: Геннадий Николаевич Логинов - генерал-лейтенант, первый заместитель начальника главного штаба Федеральной пограничной службы России


Самый надежный способ наблюдения за непроницаемостью границы, как и прежде, - контрольно-следовая полоса (КСП).
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
За годы, прошедшие после распада СССР, наш взгляд успел привыкнуть к очертаниям новой российской границы на географической карте. Кстати, протяженность ее не намного меньше советской, а число сопредельных стран увеличилось с 15 до 16.

Но по целому ряду характеристик качественно изменился сам облик современных рубежей Российской Федерации. Если ранее почти на всем ее протяжении имелась сформированная за десятилетия и четко отлаженная пограничная инфраструктура, то сегодня на прибалтийском, западном, кавказском, центрально-азиатском направлениях (13,5 тыс. км, около 22% от всего периметра) она только создается. Кроме того, упомянутые участки практически не оформлены в международно-правовом отношении. Следует заметить также, что после снятия "железного занавеса" пассажиро- и гpyзопоток в Россию и из нее вырос более чем в 30 раз. Вместе с тем практически окончательно определился и устойчивый комплекс угроз пограничной безопасности страны. Какие из них, с точки зрения ФПС, сегодня выходят на первый план?

Основную угрозу представляет активизация деятельности преступных группировок, занятых в сферах контрабанды оружия, наркотиков, а также незаконной миграции. Если в 1996 г. в приграничных районах нашими оперативными органами было выявлено немногим более 200 криминальных формирований, то в 1997 г. - уже около 270, а в 1998 г. их количество превысило 350. Только за тpи последних года пограничники самостоятельно или во взаимодействии с другими правоохранительными органами пресекли противоправную деятельность более 500 организованных преступных групп. В настоящее время в нашем поле зрения находится уже порядка 900 уголовных "коллективов".

За минувшие 5 лет на границе задержано около 2,5 тыс. единиц огнестрельного оружия и свыше 1 млн. различных боеприпасов, более 15 т наркотических средств.

Последний факт со всей очевидностью свидетельствует, что территория России стала не только перевалочным "пунктом" для переброски наркотиков из Афганистана и Пакистана в Западную Европу, но и сама постепенно превращается в огромный рынок потребления различного зелья. Помимо опиума и героина из Афганистана, в Россию поступает кокаин и героин из Мексики, Колумбии, Нигерии и других стран. Партии, которыми они поставляются, поражают. В январе 1999 г. 220 кг героина было задержано на астраханском направлении. В прошлом же году Омским областным отделом Юго-Восточного регионального управления ФПС была пресечена попытка провоза из Казахстана в Россию около 650 кг конопли. А совсем недавно, в феврале 2000 г., 37 кг героина перехвачены в одном из пунктов пропуска Челябинской области.

Реальную угрозу безопасности Российской Федерации представляет и нарастание потоков нелегальной миграции иностранных граждан и лиц без гражданства из государств Юго-Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока, Китая через территорию РФ в третьи страны, а также их оседание в России. За те же последние пять лет только в Приморском крае выявлено и выдворено в КНР свыше 15 тыс. китайских граждан, незаконно находившихся на российской территории. За 1997 - 1999 гг. на казахстанском направлении задержаны и высланы из России около 2 тыс. незаконных мигрантов, подавляющая часть из которых - афганцы.

Серьезно подрывают экономическую и пограничную безопасность России расхищение ее национальных богатств, особенно морских биологических ресурсов, а также контрабандная деятельность. Наиболее сложная обстановка сложилась в прилегающих морях Тихоокеанского бассейна. Широкие масштабы принял браконьерский вылов осетровых в Каспийском море, неурегулированность правового статуса которого позволяет безнаказанно действовать почти на всей его акватории организованным преступным группам из России, Казахстана, Азербайджана и Туркмении. По оценкам Главного контрольного управления президента России, наша страна ежегодно теряет от незаконного вылова и экспорта морепродуктов до 2,5 млрд. долл. О контрабанде же могут дать представление такие цифры. Только за 1999 г. органами и войсками ФПС совместно с Государственным таможенным контролем конфисковано различных незаконных грузов на сумму около 37,5 млн. руб., изъято более 36 тыс. долл. Кроме того, задержано более 62 т цветных металлов,1428 т горюче-смазочных материалов, 184 т спиртосодержащей жидкости.

К реальной угрозе пограничной безопасности России необходимо отнести также наличие вооруженных и иных конфликтов вблизи российских рубежей. Наиболее сложная обстановка в этом смысле складывается, как известно, в кавказском регионе и на таджикско-афганской границе.

И наконец, серьезная проблема для России и ее ФПС - незавершенность международно-правового оформления государственной границы. Сегодня все спорные вопросы решены только с 6 граничащими с Россией странами. С повестки дня не снимается проблема территориальных притязаний к России. Потенциально возможные претензии на российскую территорию составляют до 13 тыс. кв. км суши и 155 тыс. кв. км морских пространств. Порой острые разногласия о границах возникают с некоторыми странами СНГ. Подобные сложности имеются и во взаимоотношениях с Норвегией, Японией, США.

Такова в самом обобщенном виде ситуация на границах нашего Отечества. Она позволяет понять логику мер, принимаемых государством и непосредственно его Федеральной пограничной службой для противодействия вышеназванным угрозам.

Все сделанное на границах РФ, начиная с 1991 г., в целом позволило обеспечить на них стабильное положение. Одновременно был восстановлен утраченный потенциал российской части пограничных войск, сформированы основы инфраструктуры на новых рубежах России. В условиях дефицита призывных ресурсов на службу в органы и войска ФПС поступили свыше 32 тыс. военнослужащих по контракту, в том числе 11 тыс. женщин.

Сегодня Федеральная пограничная служба организационно состоит из десяти региональных управлений, пограничной группы в Республике Таджикистан, четырех оперативных групп, а также соединений, частей и учреждений центрального подчинения. Общая численность органов и войск ФПС России составляет около 200 тыс. человек.

Таковы цифры. Однако они еще не свидетельствуют о глубоких качественных изменениях самой структуры наших сил и средств, в построении охраны границы. В чем прежде всего они выразились?

Вначале приведу еще несколько показателей. Во времена Советского Союза 85% государственной границы на суше было прикрыто сигнализационными комплексами, чего сейчас по известным причинам мы сделать не можем. Далее, если в 1990 г. на каждый километр сухопутного участка границы приходилось в сутки 0,7 пограничного наряда, то в настоящее время это число составляет 0,27, то есть произошло явное ослабление. С учетом этой ситуации мы переориентировали служебно-боевую деятельность с войсковых форм на специальные, в частности на оперативно-разыскные.

Существенно изменились также роль, место и содержание пограничного контроля. Комплектование этой структуры осуществляется теперь в основном на контрактной основе. Количество пунктов пропуска на границе по сравнению с 1990 г. возросло в 2,5 раза, и сейчас их функционирует - 375.

В августе 1997 г. на базе пограничных морских сил были созданы органы Морской охраны ФПС. Согласно указу президента РФ, она должна оберегать морские биологические ресурсы территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны России, организовывать и осуществлять государственный контроль в этой сфере. Это не было случайным решением. Пограничники уже многие годы отвечали за правовой режим морских пространств, имеют богатый практический опыт выполнения этой задачи.

В рамках сотрудничества с пограничными ведомствами других государств ведется регулярный обмен информацией, представляющей взаимный интерес, координируются совместные мероприятия по охране границы и поддержанию ее режима, принимаются меры по пресечению контрабанды оружия, боеприпасов, наркотиков, нелегальной миграции.

Реформирование российского пограничного ведомства в настоящее время продолжается. Проходит оно в общем контексте военной реформы и с учетом бюджетных ассигнований. Конечная цель их - система ФПС без существенных затрат должна адекватно противодействовать угрозам пограничной безопасности России, максимально эффективно и рационально используя имеющиеся в нашем распоряжении силы и средства.

Да, бесспорно, оптимальная структура пограничных органов и войск, формирование современного облика границы в целом требуют значительных финансовых вложений. Но, как известно, возможности государства на сегодня крайне ограниченны. И этот фактор, к сожалению, в настоящее время является основным при планировании наших мероприятий на перспективу.

Что же предпринимало и предпринимает ФПС в таких условиях? Преобразовало пограничные округа и группы в региональные управления, сокращает общую численность управленческих звеньев органов и войск, обслуживающей сферы, то есть тех подразделений, которые непосредственно не связаны с решением задач охраны границы. Все это позволило высвободить ресурсы и направить их на нужды границы - именно туда, где решается успех дела.

ФПС отказывается от некоторых видов техники и вооружения, применение которых в охране границы нецелесообразно или затратно ( БМП, отдельные артиллерийские системы, корабли определенных проектов). Часть из них уже передана Министерству обороны.

Есть также возможность постепенно перевести систему охраны границы на отдельных направлениях на нетрадиционные, зато менее дорогие формы и способы. В частности, сократить войсковой компонент в общей структуре ФПС и отказаться от существующего построения охраны границы на ряде участков, где многие годы обстановка остается стабильной - в Северо-Западном, Северо-Восточном региональных управлениях, основной здесь станет оперативно-розыскная деятельность.

Прошлый год положил начало наращиванию усилий ФПС на наших рубежах с Казахстаном. Своевременность этих мер обусловлена конкретной обстановкой, складывающейся здесь в последние годы. 7667,6 км российско-казахстанской границы стали огромной брешью, через которую идет огромный поток контрабанды. Едва ли не на всем ее протяжении все больше активизируются преступные объединения, занимающиеся незаконным оборотом наркотиков, торговлей оружием и нелегальной переправкой людей. Решается обозначенная проблема без увеличения общей численности органов и войск ФПС, а преимущественно за счет сил и средств, выведенных с территории государств Содружества (Грузии, Киргизии, Туркменистана). Уже завершены основные мероприятия по их полномасштабному развертыванию на этом направлении.

Известно также, что проводится комплекс, мероприятий по укреплению группировки ФПС на Кавказе, развертывается пограничный отряд для охраны российско-грузинского участка государственной границы. Подразделения этого отряда участвуют и в контртеррористической операции, проводимой федеральными силами на территории Чеченской Республики.

Однако даже режим жесточайшей экономии, которого мы придерживаемся, пока не решает всего комплекса проблем ФПС.

Ассигнования из федерального бюджета (около 5,8 млрд. руб. в 1999 г.) позволяют нам сегодня обеспечивать только выплату денежного содержания, минимально потребную закупку продовольствия и частично медикаментов, но не покрывают всех расходов, необходимых для надежной охраны и защиты государственной границы. При продолжающихся инфляционных процессах в стране, неритмичности поступления средств и, как показывает печальный опыт прошлых лет, выделения их не в полном объеме положение с финансовым обеспечением пограничников становится катастрофическим. Об этом надо говорить прямо и откровенно.

Позволю себе привести такие цифры. Если в 1990 г. расходы на одного пограничника в год составляли более 41 тыс. руб., то в 1998 г. они (в сопоставимых ценах) снизились до 15 тыс. руб. (то есть около 1,25 тыс. руб., или менее 50 долл. США в месяц). Причем на эти деньги надо не только кормить, одевать пограничника, но и закупать, содержать вооружение, боевую и специальную технику, осуществлять капитальное строительство и инженерное оборудование границы. Для сравнения: на одного пограничника в Китае тратится 930 долл. в месяц, в ФРГ - 1800 долл., а в США - 3500 долл.

Тяжелая ситуация складывается с обеспеченностью горюче-смазочными материалами, что буквально парализует охрану границы. Постоянно растут долги, в связи с чем были неоднократные попытки отключения пограничных городков от тепло- и энергосистем (Забайкалье, Дальний Восток). Совершенно нет средств на обустройство пограничных подразделений в Северо-Кавказском, Западном и Юго-Восточном региональных управлениях.

Нельзя не понимать, что нехватка денег негативно отражается на состоянии охраны государственной границы, и как следствие в целом влияет на пограничную безопасность страны. В чем это прежде всего выражается?

Снижается плотность войскового прикрытия границы, в том числе важных в оперативном отношении направлений (таджикско-афганский участок и рубеж Северного Кавказа). Существенно ограничен круг мероприятий по оперативной и боевой подготовке. ФПС была вынуждена отказаться от проведения таких оправдавших себя широко масштабных пограничных операций, как "Путина", "Рубеж" и других, проводить их только на региональном уровне, что, конечно же, снижает эффективность нашей деятельности.

Хроническое, из года в год недофинансирование постепенно приводит к нарушению сложившей пограничной инфраструктуры. Ветшают городки пограничных застав, отрядов, других частей и подразделений. Выходят из строя сотни километров электросигнализиционных систем и комплексов. В настоящее время едва ли не половина из них выслужили установленные сроки и подлежат замене, а к концу текущего года эта цифра может достигнуть 70%. На заставах выводится из эксплуатации и становится на хранение автотранспорт, около 40% которого выработало установленный ресурс и не может использоваться в охране границы. Вертолетный и самолетный парк катастрофически устаревает. Не поступает новая авиатехника, между тем как старая в ближайшие несколько лет подлежит стопроцентному списанию согласно назначенных ей сроков эксплуатации.

Социальная и бытовая неустроенность, постепенное разрушение пограничной инфраструктуры порождают у многих офицеров апатию. Все больше молодых командиров высказывают нежелание продолжать службу.

ФПС, конечно же, предпринимает все усилия, чтобы надежно охранять государственную границу. Но очевидно, что далеко не все зависит от самих пограничников. Еще год-два, и могyт пойти необратимые процессы.

Сложности в обеспечении пограничной безопасности не всегда бросаются в глаза на фоне других, не менее важных государственных проблем. Однако если они не будут приниматься во внимание, то можно с большой уверенностью сказать - нестабильность на границе может самым негативным образом сказаться на внутреннем и внешнем положении России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Быстрый, натриевый, безопасный

Быстрый, натриевый, безопасный

Владимир Полканов

Проект Росатома по строительству энергоблока будущего БН-1200М прошел экологическую экспертизу

0
1671
При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

Анастасия Башкатова

Доходы пожилых все больше отстают от зарплат российских работников

0
2631
Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Ольга Соловьева

Геополитическая турбулентность ускорила в России рост зарплат у мужчин, но не у женщин

0
1975
Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Екатерина Трифонова

Беременных женщин и матерей с детьми предлагалось вообще не отправлять под стражу

0
1975

Другие новости