Наконец-то руководство нашей страны обратило внимание на непрестанное ухудшение морских позиций России в последние годы. Указ президента РФ от 4 марта 2000 г., в котором планируются конкретные меры по реализации морской политики России до 2010 г. и возрождению ее морской мощи, изложенные в приложении к нему "Основы политики РФ в области военно-морской деятельности" (см. "НВО" # 11 2000г.) вселили надежду в души и сердца всех военных моряков, независимо от того, состоят они сегодня на службе или нет, да и просто российских граждан, болеющих душой за Отечество.
Начавшаяся в середине 80-х годов так называемая "перестройка" похоронила и нашу военно-морскую идею. Имевшийся ВМФ как политический инструмент просто не был востребован в интересах государства, а материальная база флота подверглась колоссальному стихийному разрушению, названному почему-то реформированием. Были упразднены управления двух оперативных эскадр (ТОФ и ЧФ), одной дивизии подводных лодок (ТОФ), одной морской истребительной авиадивизии, десятки экипажей подводных и надводных кораблей. Численность частей боевого, технического и тылового обеспечения сократилась на четверть, а на Балтийском флоте в половину.
К 1995 г. количество эскадр и военно-морских баз уменьшилось вдвое, полностью ликвидировали дивизии береговой обороны. В 1996 г. личный состав ВМФ насчитывал лишь половину от того, что имелось в начале 90-х. Флот лишился 41% кораблей и 63% самолетов и вертолетов.
Оставшиеся в строю корабли выходят в море недопустимо редко, практически нет походов в Средиземное море, в Атлантику, в другие районы Мирового океана. А ведь это - не круизы от нечего делать, не устрашающая демонстрация мускулов. У России есть интересы и вдали от ее берегов. Реалии же современного мира, к сожалению, таковы, что в нем считаются только с сильными.
Уцелело же не так много. Сегодня главное не только не растерять окончательно то, что еще имеем, но и спланировать будущее флота, создать систему его развития и использования. К сожалению, этого не было сделано ни с началом "перестройки", ни в суверенной России.
Бесспорно, велик и могуч был советский ВМФ к середине 80-х годов. Вряд ли СССР в условиях нараставшего всеобщего кризиса, а затем и Россия смогли бы его содержать. Но на вопрос, мог ли сохраниться ВМФ как инструмент влияния России в мире, ответ однозначен: да! Однако тут были необходимы правдивый, дальновидный прогноз, точно предугадывавший будущее страны, и опирающаяся на него программа флотского строительства. Представляется, что в любом случае должны быть приняты во внимание следующие требования:
1. Модернизировать и расширить ремонтную базу ВМФ для сохранения наиболее ценных кораблей: ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, авианесущих, атомных крейсеров и других крупных кораблей.
2. Создать промышленные объекты по утилизации атомных подлодок.
3. Заключить долгосрочные договоры со странами-должниками СССР, имеющими важные порты в различных регионах Мирового океана. В счет долга эти государства обязались бы содержать группировки сил наших ВМФ: производить ремонт, постановку кораблей на консервацию, пополнение запасов воды, продовольствия (особенно фруктов и овощей), топлива и др.
4. С учетом "потепления" международной обстановки определиться с составом ядра сил для каждого из наших флотов, спланировать и обеспечить его жизнедеятельность, для чего наметить и утвердить:
- конкретное число кораблей того или иного проекта, которое должно содержаться в боеспособности;
- виды и объем финансирования;
- узаконить передачу финансовых средств за проданные на металлолом корабли только на содержание боевого ядра ВМФ;
- реальную программу социального обеспечения офицеров и мичманов из дальних регионов (СФ и ТОФ) (закрепить отдельным законом);
- программу сокращения корабельного состава, увязанную с планом консервации наиболее ценных кораблей в зоне Финского залива и на побережье Черного моря.