0
2521
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

08.09.2000 00:00:00

Гибель АПЛ "Курск": вопросов больше, чем ответов


В ситуации, связанной с катастрофой подлодки "Курск", подведены промежуточные итоги и определены вопросы, которые пока остаются без ответа. Подведена черта под списком версий причин аварии. От первоначальных двенадцати осталось три: столкновение с другим подводным кораблем, поражение миной времен Второй мировой войны с последующим подрывом боекомплекта, наконец, внутренний взрыв, также приведший к детонации всех боевых частей торпед, находящихся в тот момент в первом отсеке лодки. Вполне возможно, что детонация боекомплекта совместилась с мощным динамическим ударом корпуса лодки о дно Баренцева моря, что привело к тяжелейшим повреждениям внутри отсеков субмарины - срыву с фундаментов основного оборудования, последующим взрывам и пожарам. По некоторым оценкам, перегрузка в момент удара субмарины о дно могла достигать десятков единиц. Возможность возникновения пожаров подтверждается и норвежскими водолазами, обследовавшими девятый отсек лодки. Некоторые детали отсека имеют признаки оплавления от воздействия высоких температур.

СТОЛКНОВЕНИЕ С ДРУГОЙ АПЛ - ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ПОКА ОТСУТСТВУЮТ

Достоверная информация о том, какая из этих версий является приоритетной, отсутствует. Военные, по крайней мере в публичных высказываниях, склонны по-прежнему напирать именно на первую - гибель "Курска" явилась результатом столкновения с иностранной АПЛ. В частности, она еще раз была озвучена на этой неделе на встрече с журналистами первым заместителем начальника Генерального штаба генерал-полковником Валерием Маниловым. Он, в частности, сказал, что в пользу этой версии говорит характер повреждений носовой части корпуса АПЛ "Курск" - пробоины с загнутыми внутрь рваными краями. Однако подводные снимки погибшей лодки не совсем согласуются с этими утверждениями. Носовая часть нашей субмарины в настоящее время представляет собой вплоть до рубки металлические лохмотья, что является очевидным следствием детонации всего боекомплекта лодки. Если детонация произошла в результате столкновения двух АПЛ, то взрыв такой силы должен нанести не меньшие повреждения и другой подводной лодке. В этом случае нет ответа на вопрос, куда делся столкнувшийся с "Курском" объект.

Упоминания о чужих буях в районе гибели "Курска" пока тоже ни в чем не убеждают. Скорее всего, это были не аварийные, а связные устройства, назначение которых - всплыть, "выстрелить" сообщение через спутник в свой штаб и утонуть. Зафиксированные американцами взрывы, о которых они теперь постепенно "сплавляют" информацию в свои СМИ, были вполне реальным поводом для отправки шифровки в центр.

ОДНА ИЗ ВЕРСИЙ - ПОДРЫВ НА МИНЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Весьма реальной выглядит версия гибели АПЛ от подрыва на немецкой мине времен Второй мировой войны типа ЕМС или ЕМF. Детонации боекомплекта при этом бы могло и не последовать. Одиночный подрыв морской мины для подводной лодки такого водоизмещения большой опасности в сложившейся обстановке, очевидно, не представлял, однако первый отсек субмарины начал бы сразу заполняться забортной водой.

Именно морская вода могла привести к несанкционированному запуску батарей одноразового действия торпед с поврежденными корпусами, находящихся в первом отсеке на стеллажах или в торпедных аппаратах. В этом случае начинается выделение водорода и повышение температуры внутри батарей, причем реакция идет экспоненциально, со всевозрастающей скоростью, что в конечном итоге может привести к взрыву. Моделирование показало, что промежуток времени от начала неблагоприятного хода событий до взрыва может составить ориентировочно до трех минут. Нельзя до конца исключать, что и эти обстоятельства могли привести к практически мгновенной гибели лодки и экипажа.

Второй взрыв, гораздо более мощный, мог произойти только от подрыва боекомплекта (и ни от чего более), поскольку характер повреждений носовой части подводной лодки "Курск" говорит именно об этом. На снимках, сделанных вскоре после катастрофы, на грунте заметна борозда длиной около 150 метров. Кроме того, детонация всех торпед и ракет, находящихся на борту, могла совместиться с ударом корпуса лодки о грунт, что и было зафиксировано многочисленными станциями системы МСС (международной системой мониторинга договора о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия). Кстати говоря, поскольку информация о взрывах имеет международный характер, извратить или вольно толковать ее какой-то одной стороне практически невозможно.

В публичных рассуждениях о катастрофе российские официальные лица опираются на весьма ограниченный объем данных. Бросается в глаза, что не упоминается информация, полученная гидроакустическими средствами Северного флота, которые были задействованы в учениях. Возникает законный вопрос: почему? Либо не смогли зафиксировать, либо слышали нечто такое, о чем не хочется говорить. Еще неизвестно, что хуже.

НАДЕЖДЫ НА РОССИЙСКИХ И НОРВЕЖСКИХ ВОДОЛАЗОВ

Судя по сообщениям о докладе, сделанном Владимиру Путину вице-премьером Клебановым, на первой фазе на поверхность будут подняты останки тел погибших моряков. Операция должна начаться 25-28 сентября. В самые ближайшие дни в Норвегии будет проведен сбор российских водолазов. Они приступят к двухнедельным тренировкам на норвежском спасательном судне "Seaway Eagle", чтобы привыкнуть к легким глубоководным костюмам. В пучину будут опускаться команды из трех человек - два российских водолаза и один норвежский. Однако внутри лодки будут работать только наши спасатели. Для извлечения тел подводников предполагается прорезать отверстия в каждом отсеке подводной лодки. Они должны быть достаточно больших размеров, примерно 150х70 см, чтобы водолазы могли свободно проникать в любое помещение и имели возможность вынести тела погибших моряков. Этот этап должен быть закончен не позднее октября нынешнего года, так как в ноябре погода уже не позволит это сделать. Обойдется эта операция в 5-7 млн. долл., но сомнений в том, что надо поднимать тела, ни у кого нет. Отсрочка процедуры сделает ее бессмысленной - биологические законы деятельности морской фауны людям изменить не дано.

Вторая фаза операции, сроки которой пока не определены, предусматривает подъем лодки на поверхность. Ясно, что это может произойти в лучшем случае в будущем году, а также то, что стоимость подъема будет исключительно высока (более 100 млн. долл.). Вице-премьер Илья Клебанов заявил, что на подлодке находятся два ядерных реактора (типа ОК-650б по 190 мвт), которые, по его словам, сейчас "затушены и остывают". Клебанов отметил, что поднять подлодку целиком проще, чем вырезать и поднять только реакторный отсек.

ТОЧНЫХ ПРИЧИН КАТАСТРОФЫ УСТАНОВИТЬ НЕ УДАСТСЯ

Однако вряд ли полная и достоверная картина гибели подводной лодки "Курск", даже при детальном исследовании корпуса и механизмов лодки в случае подъема субмарины со дна моря, станет когда-либо известна. Вполне возможно, что эта катастрофа - а так чаще всего и происходит - явилась результатом сложения нескольких неблагоприятных факторов. Вероятно, многие из них не представляли по отдельности большой угрозы для безопасности подводного крейсера, однако при наложении всех неблагоприятных обстоятельств друг на друга произошла внезапная и быстротечная катастрофа новой атомной подводной лодки. Дело усугубляется большими разрушениями корпуса лодки и гибелью всего экипажа.

Однако иногда даже и в том случае, когда в результате катастрофы на море часть экипажа бывает спасена и, таким образом, появляются свидетели (как, например, в истории с катастрофой АПЛ "Комсомолец"), достоверно установить причины гибели корабля подчас не представляется возможным. В частности, в случае с "Комсомольцем" точную картину гибели субмарины установить так и не удалось. Участники правительственной комиссии разошлись во мнениях: представители ВМФ случившуюся беду инкриминировали промышленности, судостроители же обвинили во всех грехах экипаж субмарины и флот. Конструктивных выводов и результатов работы той комиссии как не было, так и нет.

Также совершенно неясен другой, более фундаментальный вопрос: как будут скорректированы в связи с катастрофой направления военного строительства. Катастрофа "Курска" сделала эту корректировку неизбежной. Нет сомнений и в том, что в военной сфере грядут как структурные, так и кадровые перемены.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
1064
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1272
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1731
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1425

Другие новости