Китайско-тайваньский конфликт находится на одном из первых мест среди прочих многочисленных столкновений в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) интересов субъектов международной политики. Причем геостратегическое положение Китая и Тайваня обусловливает главенствующую роль военно-морских флотов в их полувековом противостоянии. Это связано и с зависимостью сторон от морепользования, а следовательно, с решением вопросов экономической безопасности, для чего, в свою очередь, требуется силовое обеспечение (табл. 1).
ВРАГИ И... ПАРТНЕРЫ
Сегодня Тайвань официально продолжает считаться провинцией Китая и хотя де-юре не признан международным сообществом, но имеет все признаки независимой страны. Но КНР однозначно рассматривает островное государство как неотъемлемую часть своей территории, с которой он стремится воссоединиться, связывая тайваньский вопрос с общей проблемой сепаратизма в некоторых своих регионах. Возможность прямого столкновения Пекина и Тайбэя становится особенно реальной по мере дальнейшего укрепления курса тайваньских правящих кругов на сохранение полного и всеобъемлющего суверенитета и роста военно-политической и экономической мощи Китая.
Создание ВМС, способных эффективно действовать во всей зоне Тихого океана, обеспечивая благоприятную военно-стратегическую обстановку, защищать сферы влияния и отстаивать китайские интересы в других регионах, является для Пекина необходимым условием для поддержания своего имиджа одного из лидеров мирового сообщества.
При этом Южно-Китайское море рассматривается КНР как ключевой район АТР, поскольку здесь проходят жизненно важные коммуникации Японии, Тайваня, Южной Кореи и других стран, это - стратегическая линия связи Тихого и Индийского океанов, крупные месторождения нефти и газа, запасы промысловых рыб и др. Ожидается, что Китай в ближайшем будущем объявит режим 200-мильной исключительной экономической зоны, которая включит о-ва Спратли (сегодня КНР имеет только 12-мильные территориальные воды).
Однако в настоящее время ВМС Китая не способны длительное время эффективно действовать на значительном удалении от материка. Несмотря на то что КНР имеет самый многочисленный военный флот во всем АТР, он не может на равных противостоять военно-морским силам США и Японии и способен выполнять стоящие перед ним задачи лишь в прибрежной зоне. К тому же препятствием в эффективном использовании китайских ВМС является Тайвань. Согласно геополитическим воззрениям китайского руководства, без решения тайванской проблемы Пекин не сможет получить стратегический доступ к Тихому океану, так как материковый Китай находится в окружении прозападных стран, таких, например, как Южная Корея, Япония и др. В случае конфликта с США китайские ВМС оказываются заблокированными во внутренних морях.
Тайваньские ВМС - одно из основных средств обеспечения военной безопасности и защиты независимости островного государства. Им отводится важное место в сдерживании силовой политики Китая в планах Запада, в т.ч. в таких проектах, как создание перспективной системы ПРО в регионе. Строительство тайваньского флота сегодня опирается на передовые технологии США, Франции, Нидерландов, Израиля. Концепция его развития как главного вида вооруженных сил полностью соответствует военной политике Тайваня, в соответствии с которой ВС должны быть всесторонне сбалансированы и обладать достаточной боевой мощью для противостояния любой региональной державе, и главным образом Китаю. Периодическая напряженность в тайвано-китайских отношениях обусловливает поддержание ВМС страны в высокой боеготовности к отражению возможной внезапной агрессии Пекина.
Стабильное финансово-экономическое положение страны в этих условиях становится одной из важных предпосылок качественного усиления ее вооруженных сил. Так, ежегодный объем закупок ВВТ Тайванем в 90-х годах равнялся 600-700 млн. долл. Однако планы строительства тайваньских ВМС предполагают увеличение также их количественных показателей. Так, численность личного состава ВМС (флота и морской пехоты) к 2003 г. может возрасти до 90-110 тыс. военнослужащих (сегодня - около 77 тыс.).
Особое противодействие и протесты со стороны КНР вызывает содействие ряда стран попыткам Тайваня повысить боевые возможности относительно неразвитых подводных сил своих ВМС и ударной авиации. Тут Пекин не останавливается перед применением усиленного политико-экономического и дипломатического давления. Следует отметить, что, несмотря на слабость подводных сил и наличие большого числа кораблей старых проектов, ВМС Тайваня имеют относительно современное корабельное оружие и радиоэлектронное оснащение, а следовательно и обладают некоторым качественным превосходством над китайским флотом. Это позволяет им эффективно решать свои задачи в прибрежной зоне в тесной интеграции с объединенной системой обороны острова. Программы оперативной и боевой подготовки ВМС, обучения личного состава реализуются при усиленном содействии со стороны США и других стран.
ПО ПРАВУ СИЛЫ
Китайское руководство постоянно демонстрирует высокую готовность к силовому решению как своей "главной национальной задачи" (согласно конституции КНР) - присоединить Тайвань, так и других спорных вопросов.
Среди фактов, подтверждающих это, выделим следующие:
- 1974 г. - захват Парасельских островов;
- 1988 г. - установление контроля над шестью рифами архипелага Спратли;
- февраль 1992 г. - принят закон о территориальных водах страны, в котором провозглашены права Пекина на захваченные территории. Народно-освободительной армии Китая (НОАК) дано право на применение силы для защиты национальных территориальных вод (в т.ч. спорных участков);
- август 1992 г. - развертывание геологоразведочных работ в оспариваемом Вьетнамом районе Тонкинского залива и заявление о готовности, в случае необходимости, использования ВМС для обеспечения безопасности их проведения;
- 1995 г. - Китаем предпринята попытка установления контроля над рифом Мисчиф в том секторе архипелага Палаван, на который претендуют Филиппины;
- июль 1995 г. и март 1996 г. - пуски баллистических ракет в морские районы, расположенные в непосредственной близости от основных портов Тайваня и проведение военных маневров в период президентских выборов на Тайване.
Однако неизбежное осложнение отношений с Западом и странами региона, стремление умножить экономическую мощь, банковский капитал и золотовалютные резервы в результате мирного присоединения Тайваня, а также относительная слабость нынешнего военного потенциала КНР, пожалуй, станут решающими факторами, которые обусловят сдерживание военных амбиций Пекина.
Кроме того, на стороне Тайваня могут выступить США и Япония. В Америке, например, в 1979 г. был принят закон об отношениях с Тайванем, который дает основания для применения вооруженных сил Соединенных Штатов не только в случае угрозы безопасности социально-экономической системе островного государства, но и при попытке "определить будущее Тайваня иными, кроме мирных, способами", включая эмбарго и блокаду. А "Основные направления сотрудничества США и Японии в области обороны" 1997 г. распространяют понятие "чрезвычайной ситуации вокруг Японии" и на район Тайванского пролива. Правда, нельзя забывать, что США до настоящего времени отказывались поддержать Филиппины в споре с Китаем из-за островов Спратли вопреки договору о взаимной обороне с ними.
Устойчивая приверженность администрации Тайваня к независимости, с другой стороны, предопределяет дальнейшее продолжение активной гонки вооружений при заинтересованной поддержке Запада. В то же время, Китай во многом использует внимание мировой общественности к тайваньской проблеме в качестве прикрытия своих глобальных амбиций и соответствующих приготовлений. Данное обстоятельство может делать Китай даже заинтересованным в сохранении независимости Тайваня, по крайней мере, предоставлении Тайваню некоторых атрибутов независимости, на ближайшую перспективу.
КОЛИЧЕСТВО И КАЧЕСТВО
В связи с вышеизложенным, значительный интерес вызывает сравнительная оценка состава флотов Китая и Тайваня (табл. 2). КНР имеет в 3,2 раза больше боевых кораблей основных классов (307), чем Тайвань (97); в 6,6 раз больше боевых катеров (542 и 82 соответственно). По численности неатомных ПЛ (в 21 раз) и минно-тральных кораблей (в 31,5 раза) материковый Китай значительно превосходит островное государство. Фрегатов и ракетных катеров у китайских ВМС в 2 раза больше, чем у тайваньских, а патрульных катеров - почти в 15 раз. У Тайваня отсутствуют ПЛАРБ и ПЛА, а у Китая нет эсминцев и фрегатов УРО, корветов, патрульных кораблей и тральщиков - искателей мин. Сравнимо количество эскортных кораблей (Тайвань - 47, Китай - 56 ед.) и десантных кораблей (22 и 33 соответственно).
По суммарному водоизмещению флот Китая в 1,9 раз превосходит тайваньский (кораблей - 479,04 и 301,67 тыс. т, кораблей и катеров - 596,58 и 313,50 тыс. т соответственно). Если же брать только корабли, то разница еще меньше - в 1,6 раза (20% тоннажа Китаю дают катера). Китай имеет преимущество в тоннаже дизельных подводных лодок (16,9) и минно-тральных кораблей (8,2), а Тайвань - десантных кораблей (1,2) и кораблей охранения (1,15).
Корабли ВМС Китая, как правило, построены позже тайваньских ("средний возраст" 23,61 и 37,59 года соответственно). Требованиям поддержания боеготовности по среднему сроку службы (не более 17 лет) удовлетворяют ПЛАРБ, ПЛА, фрегаты, десантно-войсковые транспорты и минные заградители Китая. Замены требуют танкодесантные корабли (27,7 лет), тральщики (26,32 года), ракетные и торпедные катера. У Тайваня лишь фрегаты УРО, корветы, ракетные и патрульные катера в строю флота менее 15 лет, а эсминцы, все десантные корабли, тральщики, десантные катера - более 45 лет и в ближайшее время в большинстве своем должны выводиться из боевого состава. Также устарели тайваньские дизельные ПЛ (33,5 года), патрульные корабли (30,17 лет), тральщики - искатели мин (27,5 лет). Таким образом, Тайвань будет вынужден ускоренными темпами обновлять едва ли не весь свой флот (за исключением ФР УРО).
По боезапасу противокорабельных ракет (ПКР) Китай превосходит Тайвань в 2,4 раза, торпед - в 4,4 раза. В то же время более половины китайских ПКР (444 из 806) размещено на ракетных катерах. Явно недостаточен у ВМС КНР боезапас зенитных управляемых ракет (ЗУР), особенно имеющих дальность, превышающую пределы зоны самообороны (у Тайваня в 2,3 раза больше ЗУР самообороны и в 3,4 раза больше ЗУР обеспечения зональной обороны корабельных формирований). У китайских военно-морских сил отсутствуют противолодочные управляемые ракеты (кроме ФР типа "Люйда 3") (у Тайваня - 153 противолодочные ракеты типа "Асрок"), но имеется достаточное количество реактивных бомбометных установок.
Предварительный анализ состояния ВМС Китая и Тайваня показывает, что слабые стороны первых в основном заключаются в ограниченности радиуса действий, относительной слабости ПВО/ПРО флота и минно-тральных сил, в наличии значительного числа морально устаревших систем вооружений и радиоэлектронного оборудования кораблей и самолетов. Тайваню вполне реально грозит морская блокада в связи с небольшим количеством баз и благоприятными условиями в предполагаемых районах боевых действий для массированных постановок минных заграждений, слабостью подводных и противоминных сил. Основная масса тайваньских кораблей давней постройки и способна решать возлагаемые на них задачи только в прибрежной зоне при обороне острова.
Таким образом, в случае силового разрешения китайско-тайваньской проблемы одно из решающих ролей в нем будут играть военно-морские силы Пекина и Тайбэя. Возможное вмешательство западных держав и стран региона также будет иметь ярко выраженный морской аспект. В то же время существуют объективные факторы, сдерживающие Китай на пути силового решения проблемы и способствующие интенсивной гонке (в значительной степени военно-морских) вооружений в регионе. Так или иначе, будущее отношений Китая и Тайваня во многом будет определяться боевыми возможностями их ВМС.
Таблица 1
*- возрастающую зависимость Китая от состояния коммуникаций обусловливает увеличивающийся дисбаланс между потребностями энергетики страны в нефтепродуктах и объемами внутренней добычи - необходима компенсация (до 50% потребностей к 2010 г.) за счет импорта из стран ЮВА. Около 90% всех перевозок экспортных и импортных грузов - не менее 840 млн. т ежегодно, и 27% грузооборота Китая приходится на морские коммуникации Южно-Китайского моря (данные 1994 г.). Торговый флот Китая - более 1736 судов водоизмещением 1000 брт и более, в т.ч. 232 танкера (4-е место в мире по численности и 8-е по грузоподъемности). Суммарный тоннаж торгового флота - 16,7 млн. брт/25,2 млн. двт. Количество и состояние судов, а также техническое состояние портов не удовлетворяют потребности страны в морском транспорте. Значительное количество китайских судов используют "удобные флаги". Для транспортировки внешнеторговых грузов Китай ежегодно фрахтует суда водоизмещением до 1,5 млн. т водоизмещения судов в различных странах. Интенсивно ведутся работы по развитию морского и речного транспорта - ежегодно строятся суда суммарным водоизмещением до 900 тыс. т. Хотя Китай занимает 5-е место в мире по судостроительным мощностям, строительство судов производится в основном на экспорт. Значительное количество судов закупается за рубежом. Торговый флот - один из главных двигателей экономического развития Китая.
**- Китай и Тайвань имеют взаимные территориальные разногласия, а также со странами:
1) АСЕАН (Бруней, Вьетнам, Малайзия и Филиппины) по поводу принадлежности островов Спратли. Архипелаг Спратли - более 400 небольших островов, рифов и мелей, из которых лишь 25 постоянно возвышаются над водой. Китай претендует на весь архипелаг, объявляя практически все Южно-Китайское море территориальными водами. При этом китайские претензии охватывают и индонезийскую экономическую зону на глубину 120 км;
2) Японией из-за островов Сенкаку;
3) Вьетнамом по проблеме принадлежности Парасельских островов.
Таблица 2
Примечания:
В составе авиации ВМС:
1) Китая: бомбардировщики, истребительная и противолодочная авиация (около 144 бомбардировщиков "Хун-5, -6", около 20 истребителей-бомбардировщиков - "Цзян-Хун-7", около 420 истребителей "Цзян-6, -7, -8", около 10 самолетов ПЛО Бе-6, 7 самолетов ПЛО "Харбин", 3 самолета ПЛО "Шанхай" (модиф. Ан-12), около 10 вертолетов типа "Супер Фрелон", около 10 вертолетов "Дофин", 2 вертолета Ка-27);
2) Тайваня: противолодочная и поисково-спасательная авиация (32 самолета БПА S-2E "Треккер", 8 вертолетов 500МD "Дефендер", 12 вертолетов SH-2F "Си Спрайт", 25 вертолетов S-70M(C) "Си Хок").
В составе морской пехоты:
1) Китая: одна дивизия морской пехоты (около 6-7 тыс. чел.) с тяжелым вооружением и артиллерией;
2) Тайваня: две дивизии морской пехоты и три отдельных танковых батальона (всего около 39 тыс. чел.) с тяжелым вооружением и артиллерией. В составе береговой обороны Китая около 28 тыс. чел., береговые ракетно-артиллерийские полки, артиллерийские и ракетные дивизионы (около 100 ПКР "Хайин-2, -4" и др. дальностью до 135-150 км).