Ликвидация бандгруппы Арби Бараева явилась следствием специальной операции, проведенной спецподразделениями МВД и ФСБ в период с 19 по 24 июня в районе чеченских селений Алхан-Кала, Алхан-Юрт, Кулары и Ермоловка. Вместе с Бараевым было убито 17 боевиков из его ближайшего окружения, значительное количество бандитов взято в плен. Со стороны федеральных сил один человек убит, шестеро получили ранения. Более двадцати домов в селе Алхан-Юрт получили сильные повреждения.
28-летний Арби Бараев был известен в российских спецслужбах как один из наиболее кровожадных бандитов, жестокость которого вселяла страх даже в его ближайших сподвижников. Он подозревается в убийстве в 1997 г. сотрудника представительства правительства РФ в Грозном Акмаля Саитова, похищении журналистов НТВ, ИТАР-ТАСС, "Радио России". Бандиты Бараева похитили представителя президента России Валентина Власова, сотрудников ФСБ Ингушетии Грибова и Лебединского, израильского мальчика Ади Шарона.
Выставление на обочине дороги отрезанных голов трех англичан и одного новозеландца также приписывают его отряду, который одно время насчитывал до 1000 боевиков. Между тем непонятно, почему такая операция не была проведена раньше. Известно, что Бараев ни от кого не скрывался, земляки видели его в собственном доме буквально каждый день. В селении Алхан-Кала дерзкий боевик с размахом отгулял за последнее время две свадьбы, но российские спецслужбы долгое время не могли "выйти на его след".
Тем не менее факт уничтожения Арби Бараева уже вызвал немало положительных откликов в самых различных кругах российского общества. Депутат Госдумы от Чечни Асламбек Аслаханов заявил, что ФСБ от слов перешла к делу, хотя, по его словам, ситуация в республике "остается очень и очень тяжелой: в результате непрекращающихся терактов гибнет и мирное население, и военнослужащие".
Эксперты считают, что теперь определенные шаги в политическом урегулировании чеченского кризиса не за горами. Этот процесс ранее был невозможен без нейтрализации наиболее одиозных главарей террористов. Ни о каком внутричеченском диалоге, а значит, и политическом урегулировании невозможно было говорить, пока Бараев и подобные ему бандиты истребляли глав местных администраций, духовных лидеров и других заметных в республике людей.
Российские генералы и политики не скрывают удовлетворения от того, что федеральным подразделениям удалось разгромить отряд Арби Бараева и ликвидировать его самого. Считается, что уничтожение Бараева - один из наиболее значимых успехов спецслужб за время проведения контртеррористической операции в Чечне. Многие ставят ее по значимости в один ряд с ликвидацией значительной части боевиков при прорыве из Грозного и разгромом отряда Гелаева в селении Комсомольское.
Хотелось бы, однако, не преувеличивать реальных масштабов ни самого события, ни фигуры Арби Бараев. Ведь он, несмотря на всю свою жестокость и кровожадность, был по сути своей полуграмотным и достаточно мелким разбойником. Что касается самого события, то такие операции должны не изумление вызывать, а считаться своего рода нормой при проведении контртеррористических акций.
Пока представляются мало предсказуемыми и последствия передачи тела Арби Бараева для захоронения родственникам. Вполне возможно, что этим человечным жестом федеральные власти создадут себе сильнейшую головную боль на будущее, ибо могила маниакального боевика вполне может стать местом поклонения для его последователей, которых среди фанатично настроенной чеченской молодежи пока более чем достаточно.
Ликвидация Арби Бараева, несмотря на то, что ее можно отнести к очевидным успехам федеральных войск, еще не является "началом коренного перелома в войне", и тем более ее завершением. Бараев является только первым из известных боевиков (после Салмана Радуева), о выводе которого из игры можно с уверенностью утверждать. Еще на свободе почти все "правительство" Аслана Масхадова, Шамиль Басаев, Руслан Гелаев, Амир Хаттаб, сотни других бандитов и террористов, находящихся в федеральном розыске.
Захват или ликвидацию этих, не менее одиозных личностей и предводителей чеченских бандформирований, еще только предстоит осуществить спецподразделениям ФСБ и МВД. И даже после их поимки, наверное, говорить об окончательной победе федеральных сил в борьбе с террористами будет преждевременно. О полном успехе можно будет говорить только тогда, когда Чечня станет признанным центром международного горного туризма и отдыха. А до этого еще, к сожалению, пока очень далеко.