Признаюсь сразу: "Независимое военное обозрение", на мой взгляд, весьма уважаемое, информативное и интересное издание (говорю без всякой лести или, наоборот, ерничанья). И тем не менее...
...Если судить по статьям Вадима Соловьева "Военная печать: реформа давно назрела" ("НВО" #9, 2001) и "Бороды главпуровских бояр в ожидании Петра" ("НВО" #13, 2001), еженедельник пытается утвердить собственную монополию на истину и единоличное право на освещение проблем армейской жизни. А посему стремится доказать: мол, ведомственная военная пресса просто не нужна.
В чем упрекает Вадим Соловьев печать Минобороны РФ? Прежде всего в приверженности обветшалой модели советского периода, "финансово затратной и информационно неэффективной". А кроме того - в бесхребетности и слепом выполнении воли Главного управления воспитательной работы. Еще целый ряд обвинений в адрес военной прессы добавляет в материале "Несостоятельная декларация" читатель Щелоков ("НВО" # 16, 2001). Поддерживает он и один из тезисов Соловьева, заявляя о едва ли не прямом запрете "системы" писать правду.
Словом, военная пресса виновата во всем, виновата кругом, да еще хочет оправдаться - имеется в виду статья в "Красной звезде" полковника Дергилева и подполковника Мохова в ответ на публикации в "НВО".
Я вовсе не собираюсь в чем-либо оправдываться. Тем более что вопреки мнению Соловьева и Щелокова лично мне и моим коллегам по газете Дальневосточного военного округа "Суворовский натиск" никто не диктует, как писать и что писать об армии. И запретных тем в общем-то нет - было бы умение и желание ярко и доказательно поведать хоть о провалах в боевой подготовке, хоть о зарвавшихся чиновниках при погонах с большими звездами.
Впрочем, гораздо больше волнуют моих соратников иные, так сказать, программные декларации авторов статей в "НВО" Вот один из тезисов Вадима Соловьева: армия, а значит и военная печать, ни в коем разе не должны заниматься воспитанием "великовозрастных мужчин". Словом, никакого воинского воспитания - "советской химеры", по мнению ответственного редактора еженедельника, "прочно прописавшейся в условиях современной России".
Но ведь со стороны геополитических конкурентов России на нас с вами стремятся влиять в своих интересах весьма квалифицированные спецпропагандисты. "Агитация" и "пропаганда" - термины ныне непопулярные. Но назови их хоть "психологическими операциями", суть остается та же: воздействие на эмоции, сознание и подсознание людей - и военных, и штатских. И методы их, в том числе в отношении своих войск, как важный элемент военного искусства с завидным успехом применял еще две тысячи лет назад Гай Юлий Цезарь, почитайте-ка внимательно его "Записки о галльской войне".
В реальной российской армейской жизни просто не обойтись без структур, выполняющих те или иные воспитательные, психолого-адаптивные функции. Вполне естественно, что часть из них берут на себя все те же военные, в том числе и ведомственные, СМИ.
И "авторитетные заявления", что воинское воспитание - лишь "химера", звучат абсолютно неавторитетно для любого здравомыслящего ротного комбата, тем более командира полка или дивизии. Ведь им приходится не только учить подчиненных обеспечивать эту самую безопасность государства, но и зачастую объяснять, по каким причинам сие необходимо.
Что же касается апологии американского патриотизма, который якобы без всякого насильственного вколачивания в умы и сердца "поднят на недосягаемую в российских условиях высоту", то давайте не будем баюкать себя красивыми сказками. Где, к примеру, был пресловутый патриотизм пилотов самолета ER-3E, когда они сажали суперсекретное чудо разведтехники нa китайский (по сути, противника) аэродром острова Хайнань? Скажете, жизни 24 "профи" дороже любого железа и электроники? Для них самих, их родных и близких, не спорю, дороже. Но при чем здесь патриотизм? Уж лучше тогда восторгаться великим американским инстинктом "сбережения собственной шкуры". Его они, кстати, по свидетельствам наших ребят-десантников, отменно демонстрируют сегодня в Косово.
Еще раз подчеркну: "НВО" - высокопрофессиональная и глубокая аналитическая газета. Но может ли она взять на себя освещение всего комплекса военных проблем? Увы... Прежде всего потому, что нацелено "НВО" только на интеллектуальную элиту армии и оборонно-промышленного комплекса. Но кроме элиты существует и масса (весьма неоднородная!) других читателей как в погонах, так и без оных.
Траты на военную печать составляют мизерную долю военных расходов. Поэтому мы до сих пор и работаем на морально и физически устаревшем оборудовании, испытываем трудности с оплатой командировок, потому и уходят толковые журналисты на более сытные хлеба.