0
1195
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

20.07.2001 00:00:00

Оперативно-административный коктейль

Петр Тушев

Об авторе: Петр Федорович Тушев - кандидат военных наук, доцент, генерал-майор в отставке.

Тэги: Управление, войско


Система оперативного руководства, как известно, представляет собой совокупность командований (Генеральный штаб; стратегические командования; командования фронтов; командования объединений и соединений видов ВС, соединений и частей родов войск и специальных войск), осуществляющих непосредственное руководство вооруженной борьбой в принятых формах и способах боевых действий.

Административная система охватывает другие органы (центральный аппарат МО с главными управлениями; главные командования видов ВС; службы по всем видам довольствия и снабжения войсковых формирований от стратегического до тактического звена), осуществляющие руководство обеспечением вооруженной борьбы и боевой подготовкой войск согласно штатным расписаниям.

Органы этих двух самостоятельных, но тесно связанных систем обеспечивают руководство строительством армии и применением ее в войну без какой либо перестройки. Оперативная система в нем занимает ведущее положение, обусловливая адаптацию административной, и, будучи производной от форм и способов боевых действий, придает структуре всего руководства объективный характер.

К сожалению, незыблемое соотношение указанных систем в мирное время нарушается: доминирует административное в ущерб оперативному, т.е. искусству применения войск. В частности, с началом Великой Отечественной войны вскрылось несоответствие довоенной организации требованиям и характеру вооруженной борьбы. Пришлось перестраивать все без исключения формирования сухопутных войск и авиации в тяжелейших условиях первого периода войны, а до июля 1942 г. и без вывода войск в резерв.

За время устранения "проволочек" в Ставке враг прошел сотни километров в глубь страны, а действующая армия потеряла около 50% личного состава и техники.

Управление вооруженными силами требует наличия подготовленной еще в мирное время системы стратегического руководства, способной принимать на себя с первых часов войны руководство вооруженной борьбой. Тем не менее это требование остается без внимания до сего времени. В Сухопутных войсках по-прежнему сохраняется заочная форма подготовки высшего звена руководства вооруженной борьбой. В новых Военно-воздушных силах созданы объединения ВВС и ПВО вопреки принятым формам и способам боевых действий. В Вооруженных силах в целом не создаются объединенные стратегические командования для принятых форм стратегических действий. В итоге: вертикаль руководства вооруженной борьбой в самом важном, стратегическом ее звене не готовится должным образом к войне.

Тормозом является игнорирование объективной реальности существования двуединого руководства. По этой причине в Великую Отечественную войну пришлось исправлять и организацию всех оперативных и тактических формирований сухопутных войск и авиации. Оказалось необходимым иметь ее в полном соответствии с формами и способами боевых действий. На это ушло много времени и дополнительных сил. Реорганизация в авиации завершилась к весне 1943 г. созданием армейского звена, а в Сухопутных войсках - в начале 1944 г. с полным восстановлением корпусного звена.

Но в послевоенном строительстве и ныне при реформировании ВС довоенные ошибки вновь повторяются.

Организационное слияние функций высшего административного и оперативного руководства в мирное время невольно влечет за собой ведомственность в строительстве Вооруженных сил. Однородное, но ведомственное ВВТ влечет за собой свои системы снабжения и ремонта, свои учебные центры и вузы, свои научно-исследовательские организации, полигоны, аэродромы и т.п. В результате увеличиваются затраты на содержание армии и растет численность личного состава в системе обеспечения боевых действий. В то же время боевое применение войск, их маневр и взаимодействие осложняются.

Ведомственность в строительстве ВС стала обыденностью. В частности, только в ВВС в последние годы существования СССР заказывали около ста типов и модификаций боевых летательных аппаратов, сотни номенклатур боеприпасов, тысячи номенклатур запасных частей, десятки средств управления и обеспечения. Между тем совместимости между видами ВС не было: каждый делал технику только для себя.

Рода войск должны быть едиными в Вооруженных силах во главе с главными управлениями, слитыми с руководством родов войск (подобно АБТУ), и должны подчиняться непосредственно министру обороны. Главные управления будут нести полную ответственность за унификацию своего ВВТ с учетом применения его в разных сферах вооруженной борьбы.

Известно, что деление Вооруженных сил на виды обусловливается сложностью задач поддержания постоянной боеспособности армии и необходимой мобилизационной готовности их и промышленности при строго ограниченном военном бюджете. По богатому международному опыту деление это производится по сферам применения ВВТ. Оно обеспечивает максимальную экономию средств и должно, видимо, сохраняться в Российских ВС. В Вооруженных силах, в их системе административного подчинения не могут содержаться какие-либо войска или формирования вне видов. Равно как и в любом из видов не могут быть силы и средства, предназначенные для действий в других сферах. Так, например, в ВВС не могут содержаться наземные зенитные ракетные и радиотехнические войска ПВО или подобно этому что-то в других видах ВС. Но в соединениях и объединениях любого вида ВС могут и будут находиться части и соединения других видов по условиям оперативного руководства ими в общих формах боевых действий. При этом административное руководство силами и средствами - "вхожденцами" остается за главкоматами своих видов ВС.

Предлагаемая структура высшего звена административного руководства (центрального аппарата МО) позволит решать задачи не только в интересах Министерства обороны, но и "других войск", выступающих в нем в положении видов ВС.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1716
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1533
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1751
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1461

Другие новости