Система оперативного руководства, как известно, представляет собой совокупность командований (Генеральный штаб; стратегические командования; командования фронтов; командования объединений и соединений видов ВС, соединений и частей родов войск и специальных войск), осуществляющих непосредственное руководство вооруженной борьбой в принятых формах и способах боевых действий.
Административная система охватывает другие органы (центральный аппарат МО с главными управлениями; главные командования видов ВС; службы по всем видам довольствия и снабжения войсковых формирований от стратегического до тактического звена), осуществляющие руководство обеспечением вооруженной борьбы и боевой подготовкой войск согласно штатным расписаниям.
Органы этих двух самостоятельных, но тесно связанных систем обеспечивают руководство строительством армии и применением ее в войну без какой либо перестройки. Оперативная система в нем занимает ведущее положение, обусловливая адаптацию административной, и, будучи производной от форм и способов боевых действий, придает структуре всего руководства объективный характер.
К сожалению, незыблемое соотношение указанных систем в мирное время нарушается: доминирует административное в ущерб оперативному, т.е. искусству применения войск. В частности, с началом Великой Отечественной войны вскрылось несоответствие довоенной организации требованиям и характеру вооруженной борьбы. Пришлось перестраивать все без исключения формирования сухопутных войск и авиации в тяжелейших условиях первого периода войны, а до июля 1942 г. и без вывода войск в резерв.
За время устранения "проволочек" в Ставке враг прошел сотни километров в глубь страны, а действующая армия потеряла около 50% личного состава и техники.
Управление вооруженными силами требует наличия подготовленной еще в мирное время системы стратегического руководства, способной принимать на себя с первых часов войны руководство вооруженной борьбой. Тем не менее это требование остается без внимания до сего времени. В Сухопутных войсках по-прежнему сохраняется заочная форма подготовки высшего звена руководства вооруженной борьбой. В новых Военно-воздушных силах созданы объединения ВВС и ПВО вопреки принятым формам и способам боевых действий. В Вооруженных силах в целом не создаются объединенные стратегические командования для принятых форм стратегических действий. В итоге: вертикаль руководства вооруженной борьбой в самом важном, стратегическом ее звене не готовится должным образом к войне.
Тормозом является игнорирование объективной реальности существования двуединого руководства. По этой причине в Великую Отечественную войну пришлось исправлять и организацию всех оперативных и тактических формирований сухопутных войск и авиации. Оказалось необходимым иметь ее в полном соответствии с формами и способами боевых действий. На это ушло много времени и дополнительных сил. Реорганизация в авиации завершилась к весне 1943 г. созданием армейского звена, а в Сухопутных войсках - в начале 1944 г. с полным восстановлением корпусного звена.
Но в послевоенном строительстве и ныне при реформировании ВС довоенные ошибки вновь повторяются.
Организационное слияние функций высшего административного и оперативного руководства в мирное время невольно влечет за собой ведомственность в строительстве Вооруженных сил. Однородное, но ведомственное ВВТ влечет за собой свои системы снабжения и ремонта, свои учебные центры и вузы, свои научно-исследовательские организации, полигоны, аэродромы и т.п. В результате увеличиваются затраты на содержание армии и растет численность личного состава в системе обеспечения боевых действий. В то же время боевое применение войск, их маневр и взаимодействие осложняются.
Ведомственность в строительстве ВС стала обыденностью. В частности, только в ВВС в последние годы существования СССР заказывали около ста типов и модификаций боевых летательных аппаратов, сотни номенклатур боеприпасов, тысячи номенклатур запасных частей, десятки средств управления и обеспечения. Между тем совместимости между видами ВС не было: каждый делал технику только для себя.
Рода войск должны быть едиными в Вооруженных силах во главе с главными управлениями, слитыми с руководством родов войск (подобно АБТУ), и должны подчиняться непосредственно министру обороны. Главные управления будут нести полную ответственность за унификацию своего ВВТ с учетом применения его в разных сферах вооруженной борьбы.
Известно, что деление Вооруженных сил на виды обусловливается сложностью задач поддержания постоянной боеспособности армии и необходимой мобилизационной готовности их и промышленности при строго ограниченном военном бюджете. По богатому международному опыту деление это производится по сферам применения ВВТ. Оно обеспечивает максимальную экономию средств и должно, видимо, сохраняться в Российских ВС. В Вооруженных силах, в их системе административного подчинения не могут содержаться какие-либо войска или формирования вне видов. Равно как и в любом из видов не могут быть силы и средства, предназначенные для действий в других сферах. Так, например, в ВВС не могут содержаться наземные зенитные ракетные и радиотехнические войска ПВО или подобно этому что-то в других видах ВС. Но в соединениях и объединениях любого вида ВС могут и будут находиться части и соединения других видов по условиям оперативного руководства ими в общих формах боевых действий. При этом административное руководство силами и средствами - "вхожденцами" остается за главкоматами своих видов ВС.
Предлагаемая структура высшего звена административного руководства (центрального аппарата МО) позволит решать задачи не только в интересах Министерства обороны, но и "других войск", выступающих в нем в положении видов ВС.