0
2128
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

27.07.2001 00:00:00

И "Копья" целы, и "Осы" сыты

Анатолий Канащенков

Об авторе: Анатолий Иванович Канащенков - генеральный директор, генеральный конструктор ОАО "Корпорация "Фазотрон-НИИР".

Тэги: оборона, промышленность, радар, вооружение


Как ни парадоксально, в нынешней России некоторые акционированные предприятия служат стране и отстаивают государственные интересы гораздо более эффективно и последовательно, чем многие государственные. Их роль неуклонно возрастает даже в такой вотчине "государственников", как оборонная промышленность. Это подтверждает правильность избранного магистрального пути развития страны и вселяет надежду на грядущий подъем как оборонки, так и всей российской экономики.

Уже со следующего года ожидается значительное увеличение оборонного госзаказа, в том числе на модернизацию самолетов ВВС России. Каковы же должны быть принципы размещения госзаказа и кто способен сегодня с наибольшей эффективностью и прибыльностью оправдать вложение государственных средств?

АКЦИОНИРОВАННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ НА СЛУЖБЕ ГОСУДАРСТВА

Уже с первой половины 90-х гг. корпорация "Фазотрон-НИИР" - первое отечественное предприятие авиаприборостроения с богатейшей историей (основано в 1917 г.) и традициями, крупнейший в стране производитель радаров и систем управления вооружением (СУВ) для военной авиации - перестала надеяться на источники государственного финансирования и была преобразована в открытое акционерное общество. И что же? Оказалось, что это акционированное предприятие, получившее подлинную самостоятельность, укрепившее свою устойчивость и сохранившее квалифицированные кадры, защищает государственные интересы гораздо лучше, чем иная живущая с протянутой рукой "бюджетная единица". На 125 истребителях МиГ-21бис ВВС Индии уже реализуется предложенный Россией проект их модернизации, основой которого является новый радар "Фазотрона" "Копье". БРЛС "Копье" вместе с новым ракетным оружием позволит МиГ-21 на равных вести воздушный бой с боевыми самолетами четвертого поколения.

Среди новейших разработок "Фазотрон-НИИР" - и радар "Жук-М", предназначенный для модернизации истребителей МиГ-29 и Су-27 и их модификаций. Работы по экспортным контрактам с такими иностранными партнерами, как Китай, Индия, Италия и другие, наилучшим образом обеспечивают развитие фирмы. Это позволило корпорации "Фазотрон-НИИР" перейти на новое поколение продукции, вывести российскую авиационную бортовую радиолокацию на конкурентоспособный уровень и дать импульс к расширению рынка летательных аппаратов и рынка их модернизации.

Все это является источником развития не только данного предприятия, но и экономики России в целом, привлекает в страну дополнительные средства, создает новые рабочие места и т.д. Часть полученных корпорацией от этих работ средств направляется на опережающие научные исследования и ОКР, результаты которых будут использованы, в первую очередь, при создании СУВ и радаров для российских ВВС. При минимальном финансировании госзаказа корпорация выделила на это 30 млн. долл., так как она считает своим долгом независимо от финансовой выгоды выполнять работы по созданию современной военной техники в интересах обороны страны.

Самостоятельность и новая форма собственности не мешают, а способствуют этому. Вся стратегия корпорации, вся концепция создания новой продукции направлена на службу своему народу, своему государству. Генеральная цель корпорации двуедина: благо государства и благо сотрудников. "Фазотрон-НИИР", по нашей оценке, - разведчик, первопроходец, "радар" государства в поиске новых путей развития науки и производства в условиях "сильной облачности" сегодняшней экономики России.

Созданная на "Фазотрон-НИИР" унифицированная система разработки радаров и СУВ на их основе имеет три основных отличия:

- максимальная унификация на всех уровнях;

- создание двух-трех базовых радаров с рядами унифицированных составных частей, позволяющими адаптировать эти радары ко всем типам самолетов вместо разработки радаров и СУВ для каждого боевого авиационного комплекса;

- создание новых принципов построения и конструирования радаров и СУВ, позволяющих не только разрабатывать их в самые сжатые сроки, но и обеспечивать (в первую очередь за счет открытости их архитектуры) возможность последующего существенного расширения их конфигурации и функций.

Все это в совокупности при использовании фазотроновской системы даст колоссальную экономию государству при модернизации самолетного парка ВВС, а также при создании унифицированной радиолокационной системы для истребителей пятого поколения, за которую в 1998 г. коллективу ведущих специалистов "Фазотрон-НИИР" была присуждена Госпремия России.

РАДАРЫ СЧЕТ ЛЮБЯТ

Некоторые базовые радары, созданные "Фазотроном-НИИР", прошли все виды испытаний, в том числе летные с боевыми стрельбами, подтвердив все заявленные технические характеристики ("Копье", "Жук", "Жук-М"). Другие завершают наземные

испытания - "Арбалет", "Жук-МС", "Сокол", "Копье-Ф" ("Фараон"). Радар "Копье" серийно поставляется в Индию для модернизации самолетов МиГ-21бис, в результате которой этот старый истребитель становится истребителем четвертого поколения, способным противостоять в воздушном бою самолетам F-16 и даже МиГ-29. Благодаря радару "Копье" МиГ-21бис получает также возможность работать по наземным и надводным целям.

Необходимо отметить, что государство не могло финансировать проведение исследований и разработку радара нового поколения - не просто многофункционального, но еще дающего возможность (благодаря открытой архитектуре) последующего расширения функций. Поэтому разработку базового радара "Копье" "Фазотрон-НИИР" осуществил за счет внутренних ресурсов и собственных средств, а предприятия-контрагенты выполнили свою работу в долг, в расчете на оплату работы из средств, полученных от реализации серийных образцов нового радара (эти долги уже возвращены).

Важным моментом в работе акционированных предприятий является обеспечение необходимого финансирования работ по заключенным контрактам, поскольку авансов по контрактам с иностранными заказчиками недостаточно для требующихся объемов оборотных средств. Для этого целесообразно получать банковские кредиты, что регулярно делает корпорация "Фазотрон-НИИР". При этом предпочтение отдается государственным или солидным коммерческим банкам, в которых контрольный пакет акций принадлежит государству.

ВОКРУГ АНАЛОГА "КОПЬЯ"

Но... происходит нечто непонятное - руководство соответствующих государственных органов, в том числе руководство ВВС, почему-то рассматривает, поддерживает и даже финансирует неперспективные, а порой просто тупиковые варианты модернизации - типа "обводной канал", основой которых является использование старых штатных радаров (Н-019 для МиГ-29 и Н-001 для Су-27), разработанных еще в конце 70-х гг., кстати, никем иным, как "Фазотроном", и на сегодняшний день честно отслуживших свой срок. Обсуждаются даже варианты использования радаров иностранного производства, что, на наш взгляд, в принципе недопустимо. И наконец, через семь (!) лет после разработки радара "Копье" начинается разработка радара "Оса" с целью установки, в основном, в те же самолеты, в которые уже решено или планируется установить "Копье", в том числе и для зарубежного заказчика. Предлагаемый с 1999 г. НИИП им. Тихомирова радар "Оса" - в значительной степени аналог фазотроновского "Копья", отличающийся только наличием фазированной антенной решетки (ФАР), что должно давать ей большие преимущества перед ЩАР (щелевой антенной решеткой).

Однако "Фазотрон-НИИР" не стоит на месте и за последние годы также разработал ФАР для новой модернизации "Копья" - "Копье-Ф" ("Фараон"). При этом необходимо учесть, что ФАР и дополнительное оборудование для управления ею составляют не более 30% аппаратуры радара. Все же остальное в "Копье-Ф" полностью используется из "Копья", разработано, изготовлено, испытано и, что немаловажно, имеет отработанное программное обеспечение.

Следует также отметить, что основной элемент фазированной антенной решетки "Осы" построен по принципам, ранее разработанным НИИПом для ФАР радара "Заслон" в конце 70-х гг. А в те годы действовал затратный принцип разработки - "любой ценой", поэтому элементы ФАР были сложны в изготовлении и дорогостоящи. Эти недостатки неизбежно унаследовал и потомок этой ФАР, используемый сегодня в радаре "Оса".

"Фазотрон-НИИР" всегда с уважением и пониманием относился к конкуренции и конкурентам, даже идущим по его следам. Однако не надо забывать, что зарубежный заказчик вступит с ними в деловые отношения только после того, как их радар превратится из макета в серийно выпускаемое изделие с высокими техническими и экономическими характеристиками. К сожалению, "Оса" еще не летает, так как находится в стадии личинки, и покинет родное нииповское "гнездо" еще не скоро.

ПРИОРИТЕТЫ ГОСПОДДЕРЖКИ

Непонятно другое - неужели соответствующие государственные органы, поддерживающие разработку радара "Оса" и уже намечающие, в какие самолеты его устанавливать, не понимают, что на осуществление этого проекта государству придется выложить дополнительно минимум 20 млн. долл. и что он потребует пять лет напряженной работы? И это решение принимают те же самые люди, которые оказывают предпочтение модернизации - типа "обводной канал" как наиболее дешевому (что явно не соответствует действительности) и быстро реализуемому (зато очень недолго живущему) варианту модернизации авиационных комплексов. Почему нужно тратить дополнительные денежные средства на создание радара, прототип которого уже испытан, получил путевку в жизнь и несет боевую службу в небе Индии? Не лучше ли вместо дублирования уже сделанной работы направить эти средства на модернизацию радара "Заслон" самолета МиГ-31, занимающего особое место в защите воздушного пространства России.

Самое парадоксальное заключается в том, что главные "конкуренты" "Фазотрона-НИИР" - НИИП им. Тихомирова и серийный завод ГРПЗ, на протяжении многих лет были составной частью объединения "Фазотрон", либо входя в его состав, либо выпуская радары его разработки. Оба эти предприятия сегодня - государственные. Может быть, именно поэтому им и стараются оказать предпочтение при выделении средств на модернизацию авиационных комплексов?

ПРЕИМУЩЕСТВА ОБЪЕДИНЕНИЯ

И государственные, и акционированные предприятия оборонного комплекса России, а уж тем более ее соответствующие государственные органы должны думать о будущем России, о защите ее безопасности и ее интересах.

Поэтому, не желая ломать копья и разорять гнезда, корпорация "Фазотрон-НИИР" предлагает восстановить существовавшую в течение нескольких десятилетий единую научную школу и мощную производственную базу ОАО "Корпорация "Фазотрон-НИИР", включив в ее состав НИИП и ГРПЗ. Методы этого включения могут быть разные, но результат один - огромный выигрыш государства, которое с минимальными затратами обеспечит это важное направление в обороне страны, получив экономические рычаги влияния на корпорацию, заботящуюся о его благе.

При этом будут существенно сокращены расходы на разработку, изготовление и эксплуатацию радаров, сокращены сроки модернизации ВВС, а главное - существенно повысится боевая эффективность их самолетов. От этого неизбежно выиграют и все предприятия корпорации, надолго обеспечив себя самой важной работой - на нужды России. Тогда, как говорится, и копья будут целы, и осы сыты.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2121
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1370
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1018
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1333

Другие новости