0
797
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

17.08.2001 00:00:00

Консультации с США ни к чему не приведут

Тэги: сша, про


-АЛЕКСЕЙ ГЕОРГИЕВИЧ, вот уже полгода американская республиканская администрация находится у власти. Как бы вы в целом могли охарактеризовать тот диалог, который велся на протяжении всего этого времени между Кремлем и Белым домом?

- На уровне государственной риторики в последнее время произошло явное смягчение позиций сторон. Президенты установили даже личный контакт между собой, между ними возникли какие-то дружеские чувства. Я лично считаю это неправильным для отношений двух государств. Хочу напомнить, что самые крупные серьезные соглашения достигались между теми лидерами нашей страны и США, которые никаких дружеских чувств друг к другу не испытывали. Это такие люди, как Кеннеди и Хрущев, Брежнев и Никсон, Горбачев и Рейган, Ельцин и Буш. Личные отношения, во-первых, мешают деловому диалогу, а во-вторых, начинают выдвигаться взамен серьезных решений и серьезных переговоров. Если обратить внимание на все саммиты, то можно заметить следующее правило: чем больше разговоров об установлении личных контактов, о том, что президенты говорили друг с другом откровенно, "с глазу на глаз", друг другу понравились и что между ними возникла симпатия, тем меньше практических результатов. На уровне риторики, на уровне личных отношений за последнее время в российско-американских отношениях произошло кое-какое смягчение. На уровне практического диалога результат пока нулевой.

- То есть вы полагаете, что все договоренности, достигнутые в Генуе, и проводимые консультации с Вашингтоном не имеют под собой никакой практической базы и ни к чему не приведут?

- Ни к чему не привели и ни к чему не приведут. Потому что для них отсутствует материальная база. Почему сейчас говорят о консультациях? Потому что не собираются вести переговоры. Переговоры - это я что-то вам даю, вы мне в ответ что-то даете, я вам уступаю - вы мне в ответ что-то уступаете. Идет дипломатический торг, серьезные переговоры, поиск баланса интересов. А что такое консультации? Я вам изложил свою точку зрения - вы мне изложили свою. Я сказал, что я с вами не согласен, - вы сказали, что вы со мной не согласны, на этом консультации закончились.

- Но разве консультации не помогут выявить позиции сторон? Я имею в виду прежде всего те пункты Договора 1972 года, которые не устраивают США.

- Вашингтон не собирается раскрывать карты. Зачем? Республиканская администрация сейчас смущена изменением расстановки сил в сенате, союзники просят не пережать, да и с Россией портить отношения в условиях, когда у США не самым благополучным образом развиваются связи с Китаем, тоже было бы неблагоразумно с дипломатической точки зрения. США хотят смягчить эти общеполитические моменты. Отсюда и "дипломатический менуэт" вокруг вопросов об оборонительных и наступательных вооружениях, когда ничего не затрагивается по существу и не обсуждается всерьез.

Поэтому и Рамсфелд во время визита ни о чем договориться не смог. Он очередной раз изложил американскую позицию, говоря об угрозе "стран-изгоев", подразумевая на самом деле Китай. США не могут прямо заявить, что создают НПРО против Китая. Китай - легальная ядерная держава, член Совета Безопасности ООН. По всем существующим правовым нормам Китай такая же законная ядерная держава, как США, Россия, Великобритания и Франция, и, соответственно, имеет право на собственное ядерное сдерживание. Но американцы реально не могут согласиться с тем, чтобы это сдерживание работало против США.

- То есть все консультации, вплоть до предполагаемого визита Владимира Путина в США, не приведут к каким-либо конкретным договоренностям?

- Нет, консультации до тех пор будут переливанием "из пустого в порожнее" на политическом уровне, пока отсутствует реальная твердая база для переговоров, которая существовала в прошедшие тридцать лет, когда эти переговоры развивались. Когда закончилась холодная война, нужно было сделать вывод о том, что открылись возможности для новых радикальных договоренностей в этой области. Исчез страх друг перед другом, исчезло недоверие в области ядерного разоружения. Вместо этого сделали совершенно иной вывод - а именно тот, что с окончанием холодной войны этот вопрос вообще стал неуместным, он никого не волнует и никому не интересен. В итоге практические результаты в этой области ничтожны по сравнению с теми возможностями, которые открывались. Потом в России были приняты решения об одностороннем сокращении и реструктуризации российских наступательных стратегических вооружений таким образом, что американцы просто утратили интерес к переговорам на эту тему с Россией. США нечего у России попросить, а России в этой сфере нечего им уступить. Все, что они могли у Москвы попросить, она безвозмездно, в одностороннем порядке решила сделать сама - за десять лет в пять раз сократить свои стратегические силы, изменить их структуру так, что она станет копировать американскую, свернуть самый главный элемент наших стратегических сил, который всегда был нашим главным козырем на переговорах, - ракетные войска стратегического назначения наземного базирования, особенно мобильные (а здесь мы единственная страна в мире, имеющая отработанные мобильные наземные ракетные средства, в этой области мы идем впереди всего мира, включая США, на 20 лет). Взяли и решили это все уничтожить своими руками.

И если не о чем реально вести переговоры, значит, переговоров не будет, а будут так называемые консультации, то есть политический обмен мнениями, обмен декларациями. Мы будем использовать это в своих целях: говоря словами Высоцкого, "приятно все-таки, что нас тут уважают". Это те небольшие плоды, которые мы извлекаем из сложившейся ситуации, а американцы извлекают более конкретные плоды: они снижают факторы политического противодействия их планам и внутри США, и в Европе, и в Японии.

- Какова же тогда судьба Договора по ПРО? Как скоро США выйдут из него?

- Не будет такого выхода из Договора 1972 года, как многие себе это представляют - выступит президент США и скажет: мы уведомляем всех участников Договора по ПРО (напомню, что среди них Россия, Украина, Белоруссия и Казахстан), что через шесть месяцев в соответствии со статьей 15 мы перестаем себя считать связанными Договором в связи с возникновением угрозы национальным интересам. Такого не будет еще долгое время. Фактический выход произойдет тогда, когда США начнут развертывание. А пока до развертывания еще несколько лет. Договор не будет сломан одним ударом: он будет размываться, расшатываться, и в конечном итоге просто привыкнут, что Договора как будто уже и нет. Пока же американцы будут пытаться отработать надежные системы. То, что у них это получится, еще не факт. Попытки, предпринятые в начале 1970-х, начале 1980-х, ничем не завершились. Не дозрела технология, и нет никаких гарантий, что она дозрела сейчас, особенно учитывая тот факт, что, говоря об "изгоях", США имеют в виду прежде всего Китай, а в перспективе, может быть, и Россию. А это уже будет зависеть от успехов технологии и того, что Россия дальше натворит со своим собственным стратегическим ядерным сдерживанием. Если мы сократим его до уровня третьих ядерных держав, то американская система, предназначенная для защиты от Китая, эффективно будет работать и против России, что бы ни выдвигали политические декларации. Если создаваемая американцами система будет способна перехватить двести боеголовок, значит, через пятнадцать лет она будет работать против России в силу того, что мы предлагаем сделать со своим стратегическим ядерным сдерживанием.

- Как может повлиять на российско-американские отношения состоявшийся на прошлой неделе визит Ким Чен Ира в Москву?

- Плохо. Мы явно здесь заигрались. Конечно, дипломатия - это дело, которое "в белых перчатках" не вершится. Зачастую приходится иметь дело с лидерами, которые никакой симпатии не вызывают. Но в этом случае мы явно переборщили. Эта помпа, весь этот ажиотаж вокруг визита может создать впечатление, что здесь не просто дипломатическое маневрирование, а имеют место еще и некоторые искренние симпатии к лидеру и к режиму. Россия в таком случае может оцениваться по принципу "скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты". По тому, как принимали Ким Чен Ира в Москве, складывается впечатление, что это не просто дипломатическая игра, направленная на то, чтобы нажать на американцев, а здесь присутствуют некие искренние чувства. Если мы заявляем, что мы европейская страна, о чем президент Путин говорит при каждом удобном случае, тогда и оценивать нас будут по меркам европейской страны. Ни одна европейская страна не устроит такого ажиотажа ради приема столь одиозной фигуры, как Ким Чен Ир.

- На ваш взгляд, нельзя говорить о том, что в ходе визита Ким Чен Ира Москва выступила посредником в возобновлении межкорейского диалога?

- Хорошо, если бы Россия играла такую роль. Но то, что Россия устроила из этого визита, отпугнет и Южную Корею, и настроит соответствующим образом американцев. Мы не облегчим диалог между КНДР и РК, а осложним диалог между Россией и Южной Кореей, Россией и США. Мы хотим использовать северокорейскую карту в отношениях с США, а попадаем в классическую дипломатическую ловушку. На самом деле, Ким Чен Ир начинает использовать российскую карту в отношениях и с США, и с Китаем, и с Южной Кореей. Хвост начинает вертеть собакой. Вот до чего мы доигрались.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1472
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1680
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1784
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4101

Другие новости