На днЯх один весьма влиятельный российский политик в беседе с корреспондентом "НВО" выразил сожаление, что информация о еженедельной гибели в Чечне нескольких десятков боевиков не получает широкого распространения в отличие от ежедневных сообщений о жертвах федеральных сил. Хотя пресс-службы российских силовых ведомств постоянно дают сведения о нейтрализации целых бандгрупп и уничтожении полевых командиров.
"НАС МОЧАТ"
Конечно, следовало бы возразить, что эти новости не всегда вызывают стопроцентное доверие, в первую очередь по вине самих военных, контрразведчиков и сотрудников МВД, не раз попадавших "пальцем в небо" в своих докладах и прогнозах. Как бы то ни было, собеседник "НВО" дал понять, что в силу своего служебного положения он располагает большим объемом реальной информации из Чечни, которая свидетельствует о том, что формированиям боевиков действительно наносится невосполнимый ущерб.
Косвенно это подтверждается и другими источниками. Заметно, что в последнее время в Чечне не только участились теракты и диверсии со стороны боевиков, но и значительно активизировались федеральные силы, проводящие практически по всей республике широкомасштабные спецоперации. Согласуются с этим и поступающие из стана чеченских сепаратистов вести. Одна из них гласила, что еще в июле текущего года Аслан Масхадов провел специальное совещание, единственной темой которого стали участившиеся случаи гибели полевых командиров высшего звена. Распространенная недавно видеозапись выступления Хаттаба также содержала слова: "...Они едут с Ханкалы и нас мочат". И, наконец, буквально на днях источниками сепаратистов распространен приказ Масхадова "О мерах безопасности и противодействии спецподразделениям и службам противника". В нем, в частности, отмечается, что "из-за халатности и личной беспечности, недооценки противника... некоторые командиры, члены правительства попали в засады, героически погибли в неравной схватке или захвачены в плен". В связи с этим Масхадов потребовал от своих подчиненных "носить личное оружие, иметь при себе личную охрану, периодически менять места пребывания, соблюдать конспирацию, расширить сеть блиндажей и схронов" и т.д. Предписывается "активно проводить операции по выслеживанию и уничтожению спецподразделений ФСБ и ГРУ, занимающихся зачистками, как в лесных массивах, так и в населенных пунктах, широко применять засады". Таким образом, лидеры сепаратистов признали ущерб, наносимый им российскими спецслужбами.
УБИТЫ... ВЗЯТЫ В ПЛЕН...
Каковы же реальные и неопровержимые результаты действий федеральных сил, а какая "работа" им еще предстоит?
Сами военные утверждают, что за два года уничтожено около 15 тыс. боевиков. Появлялись также сообщения о нейтрализации 70% командного состава сепаратистов. Так это или нет, установить практически невозможно. Российские спецслужбы иногда организуют "слив" своей информации через некоторые СМИ, но насколько она является полной, они, естественно, не уточняют. В любом случае точно известно, что за два минувших года ликвидированы такие действительно известные полевые командиры, как Хункарпаша Исрапилов, Асламбек Исмаилов, Леча Дудаев, Абу Мовсаев, Иса Астамиров, Бауди Бакуев, Абу Умар, Арби Бараев, Магомед Цагараев.
Намного больше перебито главарей бандформирований с куда менее "громкими" именами, которые, однако, упоминаются российскими силовыми структурами (поэтому оставим при перечислении этих лиц все их звания и "подвиги", известные спецслужбам). Это - первый заместитель Хаттаба Абу Хаким, командующий президентской гвардией Чечни Ильяс Талхадов, один из заместителей Хаттаба Идрис, командующий бамутским направлением Хамзат Батаев, полевые командиры из окружения Хаттаба - Абу Таббет и Гамеди Якуб, один из ближайших сподвижников Басаева Муса Шахбулатов, один из самых жестоких похитителей людей Муртаз Яхъяев, один из сподвижников Руслана Гелаева - командир бригады особого назначения западного направления Далхан Хожаев, помощник Аслана Масхадова по финансовым вопросам Умар Пашаев, руководитель действиями боевиков во время вторжения в Новолакский район Дагестана Абдулджан Долгуев, командир диверсионного батальона смертников Саид-хан Салтаханов, командир группы подрывников Иса Мунаев, племянник Арби Бараева Мовсар Бараев, "просто" полевые командиры Адам Чинаев, Ахмад Джабаев, Заурбек Чехоев, Абу Хаджиев, Абдул Малик, Абдул Салам, Апти Ахмадов, Расул Муртазалиев, Руслан Ахмадов и Сайфутдин Ибрагимов.
Список задержанных главарей боевиков, конечно же, надо начинать с Салмана Радуева, суд над которым начнется в ближайшие дни в дагестанском Каспийске. Вместе с ним на скамью подсудимых сядут один из ближайших соратников Аслана Масхадова и участник радуевского рейда на Кизляр Турпал-Али Атгериев, а также еще один "видный масхадовец" Асланбек Алхазаров. Другим успехом спецслужб стал арест уже приговоренного к пожизненному заключению Салаутдина Темирбулатова по кличке "Тракторист", своими руками казнившего российских военнослужащих. В руках российского правосудия оказался и Лечи Шаваев, командовавший в 1994-1996 гг. "юго-западным направлением" боевиков и причастный к похищению полпреда президента РФ в Чечне Валентина Власова. В разное время задержаны "бригадный генерал" Лечи Исламов, один из "ведущих" работорговцев и похитителей людей Рамзан Ахмадов, начальник масхадовского главного штаба Мумади Сайдаев, бывший начальник штаба сепаратистов Рамзан Юсупов, бывший начальник службы безопасности Дудаева Абу Арсанукаев.
Отдельно надо сказать о еще двух сподвижниках Масхадова - Хож-Ахмеде Яриханове и Апти Баталове. Задержание обоих было представлено как успех спецслужб. Однако Яриханов был отпущен "после проверки документов". А с Баталовым вообще произошла странная история. По некоторым сведениям, он со своим отрядом сам сдался федеральным силам, но все-таки был доставлен в Москву, где в интервью телевидению резко осудил самых одиозных лидеров сепаратистов, затем оказался на явочной квартире ФСБ, а после того как покинул ее, сгинул без следа...
ИХ РАЗЫСКИВАЮТ...
Наверняка федеральные силы и многочисленные российские правоохранительные органы и спецслужбы мечтают дополнить два вышеприведенных списка именами из третьего, который последует ниже и существование которого не позволяет и не позволит говорить о завершении контртеррористической операции. В нем - остающиеся на свободе и продолжающие активную деятельность полевые командиры. Первые места среди данных личностей "заслуженно" занимают Аслан Масхадов, Шамиль Басаев и Хаттаб.
Влияние Масхадова на события в Чечне остается одним из самых спорных вопросов. Шамиль Басаев, даже лишившись ноги зимой 2000 г., командует, однако, бандформированиями, действующими на центральном и части западного направлениях Аргунского ущелья. Против него возбужден целый "букет" уголовных дел, а сам он, между тем, уже более полутора лет скрывается в чеченских горах и становится даже героем легенд, вроде той, что он потерял рассудок и не контролирует себя. Его брата Ширвани российские военные хоронили как минимум дважды, но каждый раз он "воскресал" и сейчас, по некоторым сведениям, находится в Турции. Хаттаб Хабиб Абдель Рахман, как он официально зовется в российском ГУБОПе, гражданин Королевства Саудовская Аравия и иорданец по рождению, в Чечне руководит бандами на центральном и отчасти западном направлениях Аргунского ущелья. Еще один лидер экстремистов, считающийся некоторыми источниками не менее влиятельным, чем все предыдущие, - Руслан Гелаев - возглавляет сепаратистский "Юго-Западный фронт". Кроме того, считается, что под его началом находятся и боевики, обосновавшиеся в Панкисском ущелье Грузии. Иногда утверждается, что и сам Гелаев пребывает либо в этом соседнем государстве, либо в Ингушетии.
И Масхадов, и Басаев, и Хаттаб, и Гелаев числятся в федеральном и международном розыске.
Также в федеральном и международном розыске находятся Асламбек Абдулхаджиев, Хасан Темирбулатов и Мовлади Удугов. Абдулхаджиев по кличке Большой Асламбек в настоящее время принимает активное участие в боевых действиях против федеральных сил, его отряд дислоцируется в Урус-Мартановском и на западе Шалинского районов. Он один из "героев" налета на Буденновск. Темирбулатов - командир группы из бандформирования Басаева, также "ходил" с ним на ставропольский городок. Мовлади Удугов - главный идеолог чеченского сепаратизма, сейчас скрывается за границей и ведет информационную войну против России.
НЕПОЙМАННЫЕ БЫВШИЕ
Ушел за кордон и преемник Джохара Дудаева Зелимхан Яндарбиев, который разъезжает по мусульманским государствам в поисках денег для продолжения борьбы с Россией. Так называемый вице-президент Ичкерии Ваха Арсанов, по одним сведениям, тоже сбежал за границу, по другим - командует небольшим отрядом в центре Аргунского ущелья, однако к "плеяде" влиятельных ныне полевых командиров не принадлежит. Вероятно, в Грузии (но в любом случае не в Чечне) находится Ахмед Закаев, который курирует масхадовскую пропаганду и на этом фронте противостоит Удугову.
Продолжает сопротивление федеральным войскам Султан Гелисханов, бывший министр внутренних дел и начальник департамента госбезопасности Чеченской Республики Ичкерия. Хусейн Елхоев по кличке Пират принимал участие в убийствах и пытках российских военнослужащих. Дока Умаров, некогда секретарь Совета безопасности ЧРИ, подозревается в организации многочисленных похищений людей с целью получения выкупа. Поступали сообщения об уничтожении Умарова, но он до сих пор официально не исключен из федерального розыска. Еще один из ближайших сторонников Масхадова Айдамир Абалаев ранее был министром внутренних дел Ичкерии. Кстати, другой министр - Казбек Махашев - ни разу не заявлял о своей лояльности Москве, неоднократно выступал от имени Масхадова, но в розыск почему-то не объявлен. Весьма влиятельным остается бывший (а может, и нынешний) министр обороны "дивизионный генерал" (таковых не столь много, как "бригадных") Магомед Хамбиев. Правда, поступали сведения и том, что он фактически отошел от дел. Магомед Хатуев раньше был начальником пограничной и таможенной служб Ичкерии, является человеком из окружения Басаева. Все еще на свободе, по разным данным, от трех до пяти из шести братьев Ахмадовых. Не сложил оружие ближайший сподвижник Гелаева Абдул-Малик Межидов, бывший заместитель министра шариатской безопасности, участвовавший и в захвате буденновской больницы, и в нападении на Дагестан. Бывший начальник управления по борьбе с оргпреступностью МВД Ичкерии Магомед Кориев лично казнил заложников. Бывший заместитель спикера ичкерийского парламента Иса Темиров является подчиненным Басаева.
Заметим также, что грозную силу представляют многочисленные "абу" и "эмиры" - командиры арабских наемников. Среди других более или менее известных главарей можно назвать Жалу Успахаджиева, Адама Хамзатханова, Идриса Евлоева, Ахмеда Баснукаева, Али Димаева, Лечи Исмаилова, Ислама Халимова, Асламбека Арсаева, Зиявди Белоева, Визира Хачукаева, еще многих и многих командиров среднего и низшего звена. Вдобавок в розыске находятся и лидеры дагестанских экстремистов, одни из которых действуют в Чечне, другие сбежали из России. Это - Абдула Абдулкеримов, Адалло Алиев, Мухтар Атаев, Джарулла Гаджибагомедов, Магомед Курамагомедов, Багаутдин Магомедов, Сиражутдин Рамазанов, Магомед Саидбеков, Магомед Тагаев, Шамиль Умаханов.
Всего же, согласно подготовленной недавно справке МИД РФ, в международный розыск по линии Интерпола с августа 1995 г. объявлено 87 участников незаконных вооруженных формирований и еще около 60 - в федеральный. Розыск 25 человек прекращен в связи с их задержанием.