-Так, ну-ка быстро все построились в колонку по пять! Да не сбивайтесь в кучу, как бараны, а то никто никуда не полетит!
На продуваемой всеми ветрами ханкалинской "взлетке" группу из девяноста человек готовят к отправке домой. После трех часов топтания по ВПП народ согласен на все. Не ропщет. Досмотр и проверку документов уже прошли. Кстати, о досмотре. Какими документами регламентируется эта процедура - попробуй разберись.
Погрузки в вертолет мы прождали более четырех часов. В плотном строю. На борт заранее поднялись только "блатные". Остальные переминались с ноги на ногу. Люди, которые еще недавно, возможно, рисковали жизнью, сидели в засаде, ходили в разведку, которым сам черт не брат, сегодня помалкивали и терпели. Здесь, на ВПП, играют по другим правилам, и желание улететь пересиливало гордость и чувство собственного достоинства. И у каждого на языке карамелькой перекатывалось сладкое слово - "Моздок". Какое наивное заблуждение: "Нам бы только до Моздока, а уж там..."
Меж тем в Моздоке злоключения не заканчиваются. Скорее наоборот. Полпредами благодарной Родины выступают разбитные таксисты-частники, деловито рыщущие по "взлетке": "Куда ехать, командир?" А через некоторое время прибывшие осознают, что, кроме этих частников, никому они в Моздоке не нужны. Остаются варианты. За полторы тысячи рублей можно с ветерком доехать до Минеральных Вод. За пятьсот - до Прохладного. Нет денег - тащись на моздокский вокзал, жди электричку, и так далее.
Я и раньше задавался вопросом: каким образом частники проникают на территорию военной базы в Моздоке, а уж тем более - на взлетно-посадочную полосу? Водитель "семерки", на которой мы с коллегами из ОРТ добирались до Минеральных Вод, охотно все рассказал.
- У частников есть соответствующие пропуска, разрешающие проход и проезд. Добыть такой месячный пропуск несложно. Например, январский обошелся нашему водителю в 300 рублей.
А вообще, частники - народ лихой и решительный. Что там Минеральные Воды - так, семечки. То ли дело, например, в Нижний Новгород.
- Бывало, - охотно вспоминает водитель, - у ребят денег ни копейки. Я их везу, в дороге кормлю и пою за свой счет. А в Нижнем по прибытии они "боевые" получают и расплачиваются. По пять тысяч с носа...
- А вдруг "кинут"?
- Риск, конечно, есть... Но я привык людям верить. Сколько уж езжу, непорядочных пока не встречал. Да, кстати, командир, милицейские посты будем объезжать или как?
В Чечне военный человек проезжает блокпост беспрепятственно и с достоинством. Зато на Большой земле он уже не гордость России, а потенциальный злоумышленник. Со всеми, так сказать, вытекающими.
- У тебя, командир, денег много с собой?
- Да нет, откуда, на дорогу вот только...
- Ну, тогда не страшно. А вот если бы ты, к примеру, "боевые" вез - другое дело. Допустим, начали тебя досматривать на милицейском посту. На предмет наличия оружия, так сказать. В кармане у тебя приличная сумма. Вопрос: откуда деньги? "Боевые"? А докажи! Предъяви подтверждающий документ! Нет? Выходит, ты мародер. Доказывать, что ты не верблюд, будешь неделю. В противном случае - делись.
- И что, делятся?
- А куда денешься?! Особо несговорчивым могут и патрон в карман или сумку подбросить...
Нашу машину действительно тормозили на милицейских постах, тщательно проверяли документы и багаж, но до личного досмотра не дошло. Принадлежность к ОРТ, ИТАР-ТАСС и окружной газете действовала на стражей порядка отрезвляюще. Правда, на одном из постов мы потеряли двадцать минут - номера на двигателе сотруднику милиции показались перебитыми. В результате - тридцать рублей помогли вернуть остроту зрения. До Минеральных Вод добрались без происшествий...
Вообще-то раньше я садился в поезд на станции в Прохладном. Но за последние полгода там многое переменилось. Билетные кассы выполняют чисто декоративные функции, потому как билетов для военнослужащих там нет по определению. Расчет понятен: возвращающиеся из Чечни готовы на все ради места в вагоне. И на этом можно делать бизнес. Летом посредниками выступали патрульные от военной комендатуры. Полтора-два номинала - и билет твой. Теперь инициативу в свои руки перехватила милиция. За 500-600 руб. служивого посадят в вагон вообще без билета. Проводникам остается только возмущаться - их лишили привычного источника дополнительных доходов...
В одном из десантных полков мне раскрыли страшную тайну:
- Мы своих дембелей усаживаем в грузовики и в сопровождении бронетехники доставляем до административной границы. А оттуда, уже без сопровождения, - в пункт постоянной дислокации. Там моем, переодеваем, документы на руки - и по домам...
Не по правилам, конечно, но после вышеизложенного осуждать командование полка язык не поворачивается.
На войне мы все живем одной мечтой. Мечтой о возвращении. Дорога домой там представляется усыпанной цветами. Каждый из нас вправе рассчитывать на особое к себе отношение, поддержку, пусть даже моральную. Так что же случилось? Почему на возвращающегося с войны смотрят как на дойную корову? Откуда этот неприкрытый цинизм и полное равнодушие? И это ли не одно из слагаемых пресловутого чеченского синдрома? Пускай не главное, но все-таки...