Наблюдатели отмечают, что ситуация с применением пресловутых двойных стандартов кардинальным образом изменилась в результате террористических актов в сентябре 2001 г., проведенных уже в пределах самой Америки. После этого Россия и США стали не только партнерами, но и союзниками в антитеррористической борьбе.
Преследуемые политические цели, масштабный размах и серьезные последствия терроризма как продолжения политики насильственными средствами поставили разделительную грань между традиционными военными угрозами, к отражению которых готовились государства в ХХ веке, и между новыми угрозами, с которыми им придется столкнуться в ХХI столетии. Грань между традиционными способами и формами ведения войн и вооруженных конфликтов и совершенно иными, которые должны освоить наши вооруженные силы в перспективе. Созданы также условия для изменения традиционной ранее конфигурации разделительных барьеров между государствами и военными коалициями государств.
Пожалуй, первой к такому выводу окончательно пришла Россия после агрессии интернациональных банд террористов с территории "свободной Ичкерии" в Дагестан с целью создания благоприятных условий для отторжения от нее Северного Кавказа и образования исламского государства на пространстве от Черного до Каспийского моря. Но ее голос в то время не был услышан.
После сентябрьской трагедии понимание масштабности новой угрозы и необходимости объединения усилий в борьбе с ней пришло и к Америке: "После 11 сентября борьба против терроризма стала высшим приоритетом┘ для страны, высшим приоритетом для международного сообщества". (Из выступления госсекретаря США Колина Пауэлла "О терроризме" перед членами американского Консультативного совета по безопасности за рубежом в ноябре с. г. - А. К.)
Со стороны Запада уже предпринимаются конкретные действия по налаживанию более конструктивных взаимоотношений на новой основе между Россией и НАТО.
Еще одним элементом из арсенала возрастающих угроз, который требует внимания в плане совершенствования военных доктрин, является неконтролируемое распространение оружия массового поражения. На посвященной этой проблеме совместной пресс-конференции министров обороны России и США Сергея Иванова и Дональда Рамсфелда в Кремле 3 ноября 2001 г. было заявлено, что "наличие доступа к видам оружия массового уничтожения выходит на первый план и приобретает особое значение в решении проблемы терроризма. Это признают и понимают обе наши страны".
Стало очевидно, что внутренняя нестабильность в некоторых ядерных государствах (пример - Пакистан) создает возможность для овладения ядерным арсеналом преступными и безответственными фанатиками.
Пора всем сделать вывод: замкнутые военные организации, которые уже в мирное время разделяют государства по принципу "кто не с нами, тот против нас", не решают задачи обеспечения безопасности всех государств и каждого из них в отдельности перед лицом новых вызовов и угроз. Условия для окончательного устранения этих разделительных, характерных для ушедшего столетия барьеров созрели. Теперь необходима консолидация усилий всех заинтересованных государств с целью создания общей и всеобъемлющей системы безопасности.