Кампания
В течение вот уже почти двух веков цивилизованный мир не перестает дивиться Афганистану. Эта страна развивается по своим собственным законам и живет по совершенно особым устоям. Попытки вооруженной силой извне навязать афганцам иной государственный строй, правящий режим в конечном итоге терпели крах. Об этом красноречиво свидетельствуют итоги трех англо-афганских войн (1838-1842 гг., 1878-1880 гг., 1919 г.), боевые действия советских войск в Афганистане в 1979-1989 гг.
Между тем, начав 7 октября операцию "Несокрушимая свобода", США и их ближайшие союзники предприняли в сущности очередную попытку изменить социально-политический статус Афганистана. Ведь борьба с международным терроризмом сводится к ликвидации движения "Талибан", которое совсем недавно контролировало до 95% афганской территории.
НИ НА ЧТО НЕ ПОХОЖАЯ СТРАНА
В 1857 г. Фридрих Энгельс писал: "Географическое положение Афганистана и характерные черты народа придают этой стране такое политическое значение в делах Центральной Азии, которое едва ли можно переоценить... Афганцы - храбрый, энергичный и свободолюбивый народ... Война для них является развлечением и отдыхом от однообразных занятий хозяйственными делами. Афганцы разделяются на кланы, причем различные вожди осуществляют нечто вроде феодального господства над ними. Только их неукротимая ненависть к государственной власти и любовь к личной независимости мешают им стать могущественной нацией; но именно эта стихийность и непостоянство поведения превращают их в опасных соседей, поддающихся влиянию минутных настроений и легко увлекаемых политическими интриганами, которые искусно возбуждают их страсти".
Не менее яркую оценку национального характера уже современных афганцев дал бывший директор пакистанской Объединенной военной разведки (ОВР) генерал Хамид Гул. "Если бы афганцы не были столь коварны, - заявил он в одном из недавних интервью, - они ни за что не смогли бы сохранить свою независимость".
При этом, что важно отметить, во время всех политических кризисов объединяющей силой у афганцев всегда выступали пуштуны. Прямого противоборства этнических групп в Афганистане никогда не было. Часто клан пуштунов сотрудничал не с другими кланами пуштунов, а с тем, с кем было выгоднее. К примеру, во время англо-афганских войн после того, как англичане свергали пуштунский режим, первыми за восстановление власти династии поднимались не пуштуны, а таджики. Пуштунский стержень обеспечивал единство Афганистана и сохранение традиционных отношений, в рамках которых свободно чувствовали себя и другие народы. Именно поэтому западные (непуштунские) районы Афганистана в первой половине 1990-х гг. добровольно подчинились талибам-пуштунам. Единение на платформе бытового ислама, возвращение привычного уклада жизни - это то, что нужно рядовым афганцам. Этого, кроме пуштунов, в последнее время им никто не предлагал.
Нынешние претенденты на верховную власть в Кабуле (таджик Раббани, узбек Дустум и хазериец-шиит Хекматиар) в свое время способствовали приходу "Талибана" к руководству страной.
ГАРАНТ СТАБИЛЬНОСТИ - "ТАЛИБАН"
Чтобы понять суть происходящих в Афганистане событий, а попутно извлечь кое-какие уроки, следует вспомнить недавнее прошлое.
После свержения режима Наджибуллы в 1992 г. Афганистан объявили исламским государством. В конце того же года Ахмад Шах Масуд созвал шуру (всеафганский совет) из 1335 делегатов, которые избрали Бурхануддина Раббани президентом страны. В марте следующего года в Исламабаде лидеры восьми наиболее крупных партий и группировок подписали мирное соглашение и соглашение по разграничению полномочий между президентом и премьер-министром. Последнее предусматривало 18-месячное пребывание Раббани на посту президента. Премьер-министром назначался Гульбеддин Хекматиар, который через полтора года должен был стать "временным" президентом.
В декабре 1994 г. срок президенства Раббани закончился, однако он отказался оставить свой пост. Война между ним и Хекматиаром за власть оставила от многострадального Кабула сплошные развалины. Погибли тысячи горожан. Увлекшись противоборством, Раббани и Хекматиар не заметили появления новой силы - Исламского движения "Талибан". Его лозунг - навести порядок в стране и прекратить гражданскую войну - на ура восприняли не только соплеменники - пуштуны, но и большинство других национальностей Афганистана. Талибы фактически без боя вошли в афганскую столицу. Буквально накануне этого Раббани сделал заявление о продлении своих полномочий "до устранения опасности вооруженного захвата власти" ИДТ. Вот почему далеко не все как в самом Афганистане, так и за его пределами считают Раббани легитимным президентом.
Теперь о талибах. Вскоре после советского вторжения в Афганистан между США и Саудовской Аравией было подписано секретное соглашение об оказании массированной военной помощи моджахедам, по условиям которого все расходы на эти цели Вашингтон и Эр-Рияд несли пополам. Размеры финансирования были неограниченными и год от года росли. Вскоре к поддержке исламского джихада против "шурави" подключился Египет. Афганцы были заинтересованы в советском оружии, и Каир с успехом продавал его по завышенным ценам. В конце 1980-х гг. при активной помощи "триумвирата" - США, Саудовской Аравии, Пакистана - началась ускоренная военная подготовка студентов религиозных школ - талибов - в основном афганских пуштунов, вынужденных бежать в Пакистан от промосковского режима.
К 1992 г. талибы превратились в сплоченную и хорошо обученную силу. Бесперебойное финансирование обеспечивало постоянный рост численности их воинских формирований, в которые с большой охотой вливались все новые и новые "солдаты удачи" из соседних и отдаленных стран. Пришло время действовать, и в 1994 г. талибы получили приказ наступать на Кабул, захватить власть и прекратить кровопролитные разборки между президентом и премьер-министром. Причем ЦРУ докладывало Белому дому, что лишь власть талибов может обеспечить необходимую политическую стабильность в стране. Аналогичной точки зрения придерживалась и российская разведка.
Все дело в том, что как раз в этот период представители крупнейших нефтяных компаний России и США пришли к консенсусу в вопросе строительства трубопровода для транспортировки нефтяных ресурсов Закавказья и Центральной Азии к терминалам пакистанских портов в Индийском океане (Аравийское море). Самый короткий и удобный путь пролегал через Афганистан, который должен был стать стабильным.
ИРОНИЯ СУДЬБЫ
Однако в 1999 г. американо-афганские (талибские) секретные переговоры были прерваны. Россия еще раньше вышла из нефтяного консорциума, разгадав неуправляемость и непредсказуемость талибов. А в Вашингтоне так и не смогли понять, почему лидер "Талибана" Мухаммед Омар не хочет выдать саудовца бен Ладена, причастного к взрывам американских посольств в Кении и Танзании, к диверсии против корабля ВМС США в Йемене. Ведь взамен талибам обещали признание их режима и даже экономическую помощь по линии ООН. Примечательно, что желание договориться с муллой Омаром было настолько велико, что администрация США отдала ФБР приказ прекратить расследование деятельности боевиков, участвовавших в упомянутых выше терактах. И среди тех, кого было велено оставить в покое, оказались... два будущих смертника - едва ли не главные действующие лица трагедии 11 сентября в Нью-Йорке и Вашингтоне.
И еще. Супертеракты можно было предотвратить. К примеру, задолго до 11 сентября марокканские спецслужбы предупреждали власти США о готовящихся бен Ладеном ударах по Нью-Йорку и Вашингтону. По сведениям агента, внедренного в организацию "Аль-Каида", Усама, крайне разочарованный провалом попытки уничтожить Всемирный торговый центр в феврале 1993 г., назначил на лето-осень 2001 г. вторую операцию. В 1999 г. американским спецслужбам удалось предотвратить подрыв 150-метровой башни Пикассо в Мадриде, которую также проектировал архитектор Минору Ямасаки - творец ВТЦ. Был вовремя задержан и обезврежен микроавтобус с 1,7 т взрывчатки. Арестованные боевики являлись членами террористической организации ЭТА ("Страна басков и свобода") и не скрывали своих связей с "Аль-Каидой" и бен Ладеном.
ПОМОЖЕТ ЛИ "ЭШЕЛОН"?
Предотвратить акцию ЭТА помогла система электронного шпионажа "Эшелон", находящаяся в ведении Агентства национальной безопасности (АНБ) США. Впервые о ней вслух заговорили в 1998 г. В феврале группа экспертов подготовила для Европейского парламента специальный доклад под названием "Оценка технологий политического контроля". В нем, в частности, сообщалось, что американские секретные службы при помощи системы "Эшелон" систематически подслушивают практически все телефоны, контролируют сети факс-связи и электронную почту европейских стран.
"Эшелон" состоит из наземных и космических средств. Ее мозг - разведцентр США в британском городке Менвис Хилл. Сюда стекается вся информация от 95 радаров и более двух десятков космических аппаратов АНБ и Пентагона. В компьютерную память спутников загружаются программы в соответствии с конкретным заданием: прослушивание, слежение, зондирование и т.д. Наблюдение из космоса и передача информации осуществляются в режиме реального времени. Две тысячи декодификаторов, математиков и лингвистов анализируют и расшифровывают эти "послания" примерно со ста языков. Система способна в течение одной минуты извлечь из 100 миллионов перехваченных разговоров интересующую информацию.
Два года назад "Эшелон" (на его функционирование выделяется большая часть из 16-миллиардного бюджета АНБ) стала использоваться непосредственно для борьбы с терроризмом. Во многом благодаря ей удалось арестовать почти всех активистов из Ирландской республиканской армии, раскрыть международные связи протестантских экстремистов. Именно "Эшелон" впервые (в 1998 г.) "вскрыл" имя Усамы бен Ладена и начал отслеживать деятельность "Аль-Каиды" на Европейском континенте. В августе с.г. американские конгрессмены высказались за увеличение бюджета АНБ до 30 млрд. долл.
Что касается фотоснимков, то накануне бомбардировок Афганистана на орбиту был выведен аппарат, который дает четкость до 10 см, что позволяет разглядеть на земле даже марку мелкого стрелкового оружия (остальные спутники работают в режиме 30 см). К слову сказать, после 11 сентября американская разведка и Пентагон впервые в истории скупили оптом все космические снимки Афганистана, полученные от 10 американских коммерческих спутников (разрешающая способность - 1 м). Преследовалась двойная цель: обеспечить "дополнительный глаз" и избежать чьего-либо доступа к этим изображениям.
17 сентября президент Буш заявил: Усама бен Ладен "должен быть пойман живым или мертвым". В тот же день министр обороны США Дональд Рамсфелд добавил: "Усама может ускользнуть из Афганистана. Надо быть реалистами. Страна - это не бутылка, которую можно наглухо закупорить. Но США все равно настигнут террориста номер один, где бы он не находился". Подобные заявления развязали руки ЦРУ, ФБР и АНБ. Дело в том, что в соответствии с существующими в США законами, спецслужбам запрещено совершать любые секретные операции "с целью убийства". Чтобы обойти этот запрет, президент должен публично назвать имя того человека, на уничтожение которого будет направлен весь спецарсенал Соединенных Штатов. Такой человек и был назван 17 сентября. Через несколько дней ФБР обнародовало имена еще 22 человек в списке "самых разыскиваемых террористов", из них 13 - связаны с бен Ладеном и его организацией "Аль-Каида".
БЕЗ РОССИИ НЕ ОБОЙТИСЬ
В Америке понимали, что Афганистан - не Ирак и тем более не Югославия. В этой стране фактически нет важных стратегических объектов: командных пунктов, заводов и фабрик, спутниковых антенн и телевизионных ретрансляторов. Здесь в основном горы с глубокими пещерами и пустыни с непроходимыми песками. Одолеть Афганистан можно лишь при помощи хорошо спланированной воздушно-наземной операции. Но создавать оперативную группировку в несколько сот тысяч человек американцы не только не хотели, но и не могли. Ситуация абсолютно не похожа на ту, которая сложилась 10 лет, когда Саудовская Аравия предоставила свою территорию в распоряжение многонациональных сил. Сегодня же, в силу специфики операции и реакции на нее мусульманского мира, нет возможности развернуть у границ Афганистана мощную наземную группировку. В Вашингтоне поняли, что без Москвы не обойтись.
Был разложен сложный пасьянс. Суть его в том, что основной ударной силой на сухопутном фронте стал антиталибский Северный альянс, который уже давно вооружался Россией, как признал недавно министр обороны РФ Сергей Иванов.
По конфиденциальной договоренности с американцами Кремль "попросил" законного президента Афганистана Раббани дать команду на выдвижение 20-тысячного войска в направлении Кабула. При необходимости его будет поддерживать американская авиация. Вероятность успеха значительно увеличится благодаря массированным российским поставкам техники и вооружения с баз-хранилищ в 201-й дивизии в Таджикистане (сумма сделки составила 45 млн. долл.). Россия согласилась и с использованием американцами и их союзниками аэродромов в Таджикистане и Узбекистане.
НОВЫЙ ТИП ВОЙН
Международный терроризм национальных границ не имеет. Главное в борьбе с террористами - не победа над "Талибаном", не уничтожение бен Ладена. Все это - утешительные призы. Реальная борьба и реальная победа в другом. Международный терроризм - не столько военная, сколько идеологическая, социальная и моральная сила. В повседневной деятельности террористических организаций террор является не средством, а самодостаточной целью. Это и образ жизни, и образ смерти, и смысл существования. Следовательно, и война должна быть адекватной - психологической, идеологической, экономической. Главная цель такой войны - уничтожение условий, при которых зарождается терроризм. Данные же условия лежат в той социально-политической системе, которая сложилась в мире. Если же принять за аксиому, что терроризм - естественно-историческое порождение современной цивилизации, то и победить его в принципе невозможно.
Предполагается, что конечной целью антиталибской операции против Афганистана будет являться уничтожение сил и средств террористов и создание условий, при которых ООН могла бы оказать помощь в консолидации раздробленных афганских общин и этнических групп для воссоздания необходимых государственных институтов и приемлемой социальной сферы. При этом США и их союзники разрабатывают вариант развертывания в Кабуле международного миротворческого контингента, укомплектованного военнослужащими только мусульманских государств. Его главной задачей, в соответствии с мандатом ООН, должно стать предотвращение захвата власти в афганской столице очередным экстремистским движением, а также обеспечение условий для формирования временного коалиционного правительства.
Анализируя последние события, можно сделать вывод: начало ХХI столетия ознаменовалось специфическим явлением. Мир столкнулся с новым типом войн - войнами с международным антигосударственным терроризмом, имеющим религиозно-национальный оттенок Нельзя отрицать, что мир до этого не сталкивался с проявлениями политического терроризма (Великобритания, Испания, Шри-Ланка, Турция, Ирак, Индонезия, Израиль), но все его проявления не носили столь ярко выраженного антигосударственного, международного характера, не были столь жестокими и кровопролитными.