Командир 15-го кавалерийского корпуса войск СС генерал-лейтенант фон Панвиц был казнен по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР в 1947 г. Но спустя почти полвека, в 1996 г. его реабилитировали. А еще через 5 лет Главная военная прокуратура признала собственное решение, вынесенное в экстраординарном порядке, неправомерным и отменила его.
Начнем с документов. Вот протоколы допросов фон Панвица, проводившихся следователями Министерства госбезопасности в 1946-1947 гг.
"-...Вы являлись командиром 15-го казачьего корпуса, участвовавшего в боях в период Второй мировой войны на стороне германских войск... Перечислите случаи, когда по вашему приказу казаки учиняли акты грабежа, насилий и других преступлений против человечества в Югославии.
- Из многочисленных преступлений, совершенных подчиненными мне казаками в Югославии, мне припоминаются следующие факты.
Зимой 1943-1944 годов в районе Сунья-Загреб по моему приказу было повешено 15 человек заложников из числа югославских жителей...
...В конце 1943 года в районе Фрушка-Гора казаки 1-го кавалерийского полка повесили в деревне 5 или 6 (точно не помню) крестьян.
В мае 1944 года в Хорватии, в районе южнее города Загреб, казаки 1-го полка сожгли одну деревню...
...Я также вспоминаю, что в декабре 1944 года казаки 5-го кавалерийского полка под командованием полковника Кононова во время операции против партизан в районе реки Драва, недалеко от города Вировитица, учинили массовое убийство населения и изнасилование женщин┘"
А теперь обратимся к документам 1996 г. Как явствует из заключения, представленного на утверждение помощником главного военного прокурора полковником юстиции Виктором Круком заместителю главного военного прокурора генерал-лейтенанту юстиции Владимиру Смирнову 22 апреля 1996 г., в храме армейской законности пересмотром дела протеже рейхсфюрера СС занялись потому, что с просьбой о реабилитации ее деда обратилась внучка фон Панвица Ванесса фон Бассевиц.
Как видно из подписанной Круком справки, основанием для реабилитации фон Панвица послужил пункт "а" ст. 3 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18 октября 1991 г. ("Подлежат реабилитации лица, которые по политическим мотивам были:
а) осуждены за государственные и иные преступления".)
Все вроде бы верно, комар носа не подточит. Но только в том случае, если опираться на эту отдельно взятую произвольно выбранную статью закона. Ибо статья 4 того же правового акта утверждает:
"Не подлежат реабилитации лица, перечисленные в ст. 3 настоящего Закона, обоснованно осужденные судами, а также подвергнутые наказаниям по решению несудебных органов, в делах которых имеются достаточные доказательства по обвинению в совершении следующих преступлений:
б) совершение насильственных действий в отношении гражданского населения и военнопленных, а также пособничество изменникам Родины и фашистским оккупантам в совершении таких действий во время Великой Отечественной войны;
г) военные преступления и преступления против правосудия".
После публикации в одном из российских СМИ в ГВП вернулись к делу Панвица и с санкции главного военного прокурора отменили решение пятилетней давности.
Так кому и зачем понадобилось реабилитировать Панвица?
Вспомним, что реабилитация гитлеровского генерал-лейтенанта совпадает по времени с визитом Ельцина в Германию. Борис Николаевич в ту пору мнит Россию союзником ФРГ и щедро демонстрирует сердечное расположение к канцлеру Колю. Для подтверждения этой дружбы требуются, конечно, доказательства, какие-то конкретные шаги. Реабилитация фон Панвица и стала одним из таких демонстративных жестов (рассчитанным на немецкую аудиторию, но скрытым от соотечественников), с помощью которых "друг Борис" мостил дорожку к сердцу "друга Гельмута". Это не моя догадка, такое объяснение странного совпадения дал мне весьма осведомленный сотрудник Службы внешней разведки РФ┘