БЕЛУДЖИСТАН - самая бедная, отсталая в социально-экономическом, культурном отношении провинция Пакистана, слабо населенная, испытывающая нехватку питьевой воды, современных коммуникаций, c убогой энергетической базой. В течение длительного времени руководство страны не обращало внимания на положение дел в Белуджистане, расходуя бюджетные средства в других регионах. Лишь правительства Беназир Бхутто и Наваза Шарифа впервые серьезно занялись вопросами разработки полезных ископаемых и развитием инфраструктуры на Мекранском побережье Аравийского моря (юг Белуджистана).
Так, в 1992 г. было принято решение о строительстве здесь порта Гвадар и военно-морской базы в Ормара (240 км западнее Карачи). Последняя была торжественно открыта генералом Первезом Мушаррафом 22 июня 2000 г. Стоимость ее составила в 4,5 млрд. рупий. ВМБ предоставляет необходимые средства обеспечения для 8 кораблей и 4 подводных лодок.
Кстати, в своем выступлении на церемонии открытия базы Мушарраф обвинил Дели в стремлении доминировать в районе Аравийского моря и Индийского океана, в строительстве соседом флота, превышающего его потребности.
Что интересно, наряду с западными фирмами официальный Исламабад постарался привлечь к осуществлению своих проектов в Белуджистане и КНР. Во время своих визитов в Пекин в 2000 г. генерал Мушарраф и министр финансов Шаукат Азиз убеждали Китай помогать Пакистану, обещая, в свою очередь, предоставить портовые сооружения для китайского военно-морского флота в Гвадаре и Ормара, дать "добро" на возведение китайской мониторинговой станции на Мекранском побережье для перехвата системы связи США в районе Персидского залива.
В ходе визита премьера КНР Чжу Жунцзи в Пакистан в ноябре 2000 г. Китай согласился выделить средства на развитие порта Гвадар и на строительство полотна береговой шоссейной дороги.
В начале июня 2001 г. китайская делегация, возглавляемая министром коммуникаций Хуан Чжендон, посетила Белуджистан, чтобы подготовить изыскательское изучение по вопросам развития порта Гвадар и совершенствования береговой шоссейной дороги. В Исламабаде 12 июня 2001 г. министра принял генерал Мушарраф, которого он заверил в том, что Китай будет продолжать сотрудничать с Пакистаном во всех областях экономического развития, а также проинформировал о ходе детального технического вклада в осуществление ряда проектов. Вскоре китайская портово-инженерная корпорация примет участие в тендере на строительство указанных объектов стоимостью свыше 3,5 млрд. рупий. Есть сообщения о том, что китайская сторона уже выделила 240 млн. долл. на развитие Гвадара и еще 200 млн. - на строительство шоссейной береговой дороги, которая соединит Гвадар и Карачи.
Таким образом, возрастание китайской активности в Белуджистане имеет целью получить стоянку для кораблей своего ВМФ и станцию перехвата на Мекранском побережье. Пекин планирует использовать свое присутствие в Белуджистане для того, чтобы контролировать военную деятельность США в зоне Персидского залива.
Исламабад же вынужден опираться на военно-морской флот КНР, поскольку ВМС Пакистана в сравнении с индийскими относительно слабы. Нахождение боевых китайских кораблей в пакистанских территориальных водах, по мнению Исламабада, может оказаться дополнительным сдерживающим фактором от внезапного нападения индийского ВМФ на объекты Мекранского побережья.