0
5255
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

05.07.2002 00:00:00

Миротворческие операции в СНГ

Виктор Гаврилов

Об авторе: Виктор Александрович Гаврилов - кандидат психологических наук.

Тэги: снг, миротворцы


усть тоже участвуют

Как показывает опыт, в СНГ миротворческие силы (МС) и КСПМ предпочтительнее формировать на коалиционной основе не только из воинских контингентов, военных или гражданских наблюдателей (либо иного гражданского персонала) государств Содружества, но и привлекать вооруженные формирования конфликтующих. Практика свидетельствует, что участие в миротворческих операциях на основе взаимной договоренности равных по численности воинских контингентов противоборствующих сторон в значительной мере способствует стабилизации обстановки, поскольку, во-первых, дает необходимую уверенность участникам конфликта в своих силах, а во-вторых, заставляет их рассматривать посреднический миротворческий контингент как естественный и единственный стабилизирующий фактор. При этом обязательным условием является создание демилитаризованной зоны и отвод или разоружение всех прочих враждебных по отношению друг к другу формирований.

Эффективность подобных шагов доказана в Приднестровье, где было создано по одному миротворческому батальону от Молдавии и Приднестровской Республики; в Южной Осетии, где российский компонент миротворческих сил (500 человек) был численно примерно равен грузинскому и осетинскому батальонам (по 450 человек). Этот способ с определенными модификациями был также применен в Таджикистане, где отряды вооруженной оппозиции были частично интегрированы в силовые структуры Республики Таджикистан.

Необходимо, правда, признать, что данные действия не полностью соответствуют нормам ООН и ОБСЕ. Однако, по мнению российских военных экспертов, такой путь решения был практически неизбежен ввиду отказа мирового сообщества придать российским МС и КСПМ статус миротворческих сил ООН или ОБСЕ. Но главное - этот способ доказал свою эффективность в условиях стойкого недоверия между противоборствующими сторонами и может явиться важным дополнением к международной практике урегулирования застарелых конфликтов во всех горячих точках нашей планеты. Кроме того, в условиях фактически одностороннего участия России в миротворческих операциях на территории СНГ только так возможно обеспечить в определенной степени коалиционный характер миротворческих миссий и снизить морально-психологическую нагрузку на российские миротворческие контингенты.

Здесь следует сделать одно небольшое отступление. Основным заблуждением, в том числе и некоторой части российских специалистов в области миротворчества, является мнение, получившее распространение после миссий ИФОР/СФОР в Боснии: якобы можно добиться успеха с помощью так называемого принуждения к миру - путем применения достаточно мощной военной силы. При этом не учитывается, что успех США и их союзников по НАТО в Боснии был во многом обеспечен предшествующей ооновской операцией. Вдобавок воюющие просто устали сражаться и осознали, что ситуация зашла в тупик.

Российский опыт участия в операциях по принуждению к миру, в частности, военнослужащих из состава 201-й мотострелковой дивизии ВС РФ в Таджикистане в боевых действиях на стороне правительственных войск в 1992-1993 гг., также свидетельствует о том, что простое применение военной силы без предварительно созданных условий успеха не принесет и способно только еще туже затянуть узел конфликта.

Москва - региональный полицейский?

По мнению некоторых авторитетных зарубежных исследователей, ограниченные экономические и военные возможности России и продолжающаяся переориентация внешней политики большинства стран - членов СНГ лишат Москву в ближайшей перспективе роли главного миротворца на территории бывшего СССР. Как считают отдельные эксперты, это ведет к появлению новых структур и механизмов для осуществления миротворческих миссий, что коренным образом изменяет политический ландшафт постсоветского пространства.

Западные аналитики в большинстве своем полагают, что Россия по-прежнему с подозрением относится к использованию иностранных войск и продолжает считать Содружество Независимых Государств наиболее подходящей структурой и организацией, обладающей необходимыми полномочиями, чтобы принимать решения о миротворческих мандатах в СНГ. На Западе же считают, что большинство стран - членов СНГ не хотят отдавать такую прерогативу Содружеству и ставят под вопрос как эффективность, так и легитимность миротворческих операций России. Для них СБ ООН остается наиболее влиятельным органом, дающим мандат на миротворческие операции. Они также обращаются к новым организациям по международному сотрудничеству в области миротворчества - "Партнерство во имя мира", или субрегиональным объединениям типа Центрально-Азиатский союз и ГУAM.

Признавая в определенной степени справедливость этих замечаний, необходимо, чтобы в миротворческой политике России на территории СНГ в настоящее время соблюдать следующие основные принципы:

- меньший упор на применение военной силы;

- стремление находить политическое решение на основе компромисса между конфликтующими сторонами;

- привлечение к участию в миротворческих миссиях международных организаций;

- обеспечение контроля со стороны ООН и ОБСЕ за миротворческими операциями, посредничеством и гуманитарной помощью.

Между тем в современных условиях со стороны развитых стран Запада все больше просматривается тенденция использовать миротворческие процессы в своих узко понимаемых эгоистических интересах. При этом в основном делается попытка реализовать два пути:

- открытое силовое принуждение со стороны военно-политических блоков и соответствующих региональных командований;

- деление мира на "зоны ответственности", ставка на "верные" режимы и подготовка их к выполнению операций в интересах поддержания "нового мирового порядка" (так называемые coalitions of the willing - коалиции по желанию).

Практика показывает, что реализация подобного подхода к миротворчеству ставит под сомнение традиционно сложившиеся принципы обеспечения международной безопасности, неминуемо ведет к дискредитации самой идеи миротворчества вообще, разделу мира на зоны влияния и закреплению права силы в международных делах. Этот подход отводит России роль регионального полицейского в рамках СНГ, причем, как предполагается, под давлением со стороны ведущих мировых держав значение РФ как регионального миротворца будет неуклонно уменьшаться. Это наглядно видно на примере происходящего в настоящее время военного проникновения США в Центральную Азию, в частности в Узбекистан, а также в Грузию.

Вот почему в интересах России жестко отстаивать следующий подход к региональным соглашениям: региональным соглашением может быть документ, не обязательно подписанный всеми государствами одного географического региона, но касающийся проблем и затрагивающий интересы всех расположенных здесь стран. При этом так называемые заинтересованные государства, то есть имеющие интересы в зоне конфликта, самостоятельно организуют и проводят миротворческие операции в пределах зоны ответственности региональной организации в соответствии с уставом ООН и региональными соглашениями. В рамках такого подхода целесообразно наращивать усилия по созданию региональных коллективных миротворческих сил и группировок сил быстрого развертывания.

Одновременно для России важно добиваться повышения роли ООН и региональных политических объединений (СНГ, ОБСЕ и др.) как единственных органов, правомочных учреждать и проводить миротворческие миссии.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1675
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1510
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1728
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1442

Другие новости