Современный терроризм как проблема, к сожалению, до конца не изучен. Что мы можем сказать о причинах террористических акций? Видимо, здесь и разные подходы в мировоззрении, сохраняющиеся стереотипы холодной войны, разные методологии в оценке современных мировых процессов, и это в тех условиях, когда, по мнению большинства экспертов, сохраняется достаточно высокая вероятность повторения масштабных терактов. Кроме причин мы плохо знаем пусковые механизмы конкретных субъектов, стоящих за подобными преступлениями. Мы только предполагаем, что это религиозные экстремисты, наркодилеры, транснациональные корпорации (как явно преступные, так и благополучные внешне), ведущие борьбу за передел финансовых рынков и денежных потоков.
Что в связи с этим следует делать в области борьбы с терроризмом?
Во-первых, необходима организация на международном уровне скоординированной научно-исследовательской и правотворческой работы по выработке общего понятия терроризма или по крайней мере его основных признаков. Нужна дальнейшая разработка на международно-правовом уровне базовых принципов борьбы с терроризмом (неотвратимость ответственности за участие в актах терроризма и содействие им; обязательность национальных мер по ликвидации выявленных террористических организаций; недопустимость использования форм и методов терроризма для решения любых социальных и политических задач, включая реализацию права наций на самоопределение; недопустимость политических уступок террористам и двойных стандартов в отношении к терроризму и др.).
Во-вторых, на основе имеющегося опыта и с учетом того, что терроризм приобретает международный характер, необходимо разработать модельный закон о борьбе с терроризмом. И это уже ни у кого не вызывает сомнений и тем более возражений. Прежде всего необходимо определить в данном законе главные принципы и качественно новые подходы. Речь должна в нем идти о защите объектов террористических посягательств; борьбе с финансированием террористической деятельности; информационном противодействии терроризму; международном сотрудничестве Российской Федерации в области борьбы с терроризмом и т.д.
В-третьих, надо выработать не только стратегию, но и тактику создания единого мирового антитеррористического центра, кроме того, что уже сформировалась и действует антитеррористическая коалиция государств. На мой взгляд, здесь следует учитывать ряд важных моментов.
Вопросами борьбы с терроризмом деятельность мирового антитеррористического центра в рамках ООН ограничиваться не должна. Сейчас уже всем ясно, что крупные террористические акции невозможны без мощного финансового обеспечения, которое в подавляющем большинстве случаев происходит за счет "отмывания" грязных денег, полученных от наркосделок, незаконной торговли оружием. А это означает, что следует вести речь о создании не просто мирового антитеррористического центра, а мирового центра борьбы с международной преступностью.
При этом необходимо концептуально менять подходы к борьбе с терроризмом. Сейчас она возложена в основном на спецслужбы, которые одновременно ведут разведывательную, контрразведывательную деятельность. Однако интересы спецслужб в разных странах, и даже порой в рамках одной страны, часто не совпадают. Борьба с терроризмом должна стать приоритетной функцией всех правоохранительных органов и силовых ведомств. На сегодняшний день, как показывает практика, наиболее эффективно взаимодействуют между собой органы полиции (милиции) разных стран.
Может быть, в этой связи более рационально ставить вопрос о преобразовании Интерпола в такой центр? При этом необходимо менять конституцию Интерпола и основополагающие принципы его деятельности. Речь идет о том, чтобы помимо разветвленного информационного обмена Интерпол выполнял функции международных расследований и международных оперативно-разыскных операций и имел для этого соответствующие структуры и подготовленные силы быстрого реагирования.
В-четвертых, при организации масштабной борьбы с терроризмом и транснациональной преступностью, как показывает практика Афганистана, не обойтись без разработки международно-правовых основ проведения международных антитеррористических операций с закреплением обязанности санкции Совета Безопасности ООН на их осуществление и контроль за их ходом. Мы предлагаем подготовить своеобразный кодекс поведения государств в борьбе с международным терроризмом, свод принципов и базовых правил взаимопомощи в конкретных ситуациях.
В-пятых, принятие мер по скорейшей ратификации членами международного сообщества конвенций по борьбе с терроризмом и последующему внесению ими необходимых изменений в национальное законодательство. Потребуется созыв специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по борьбе с терроризмом и принятие ею соответствующих решений.
В-шестых, чрезвычайно важно видеть и понимать, как меняется облик терроризма в современных условиях. Появились так называемые кибертеррористы. Не меньшую опасность таит в себе применение террористами химического, биологического оружия, радиоактивных веществ.
В-седьмых, эффективная борьба с терроризмом, преступностью на государственном, межгосударственном уровне возможна только в том случае, если к ней присоединится гражданское общество, все слои населения.
Шагом в этом направлении стала инициатива, которую внесла российская сторона по созданию Всемирного антикриминального и антитеррористического форума
(ВААФ). Впервые об этом было заявлено в 1999 г. Затем к предложению инициатора присоединилось около 40 стран мира. 5 декабря 2000 г. в Венском центре ООН состоялось первое заседание Международного оргкомитета форума, а 14 февраля 2002 г. в Берлине ВААФ был зарегистрирован как международная неправительственная общественная организация.