Наш ответ НАТО
"Время для учета наших озабоченностей предельно ограничено: соблюдаемые Россией фланговые ограничения и некоторые политически обязательства в контексте ДОВСЕ утратят смысл, если до официального приема новых членов в НАТО они не присоединятся к Договору и не возьмут на себя адекватных дополнительных обязательств. Более того, если до пражского саммита НАТО (ноябрь с.г.) государства Балтии и НАТО не сделают упомянутых заявлений, то, видимо, и у нас не будет особого стимула ускорять ратификационный процесс. Кроме того, вероятно, пришлось бы поставить вопрос об отмене фланговых ограничений и рассмотреть целесообразность дальнейшего соблюдения политических обязательств в контексте Договора".
Такое жесткое заявление сделали председатели трех профильных комитетов Госдумы России - по международным делам, по обороне и по безопасности - в ходе проходившего в Вене заседания Совместной консультативной группы по ДОВСЕ.
Но прежде чем ответить на вопрос, почему они так поступили, необходимо обратить внимание на содержание Договора об обычных вооруженных силах в Европе.
Он был подписан в ноябре 1990 г. и, по сути, стал краеугольным камнем безопасности на континенте. Главная цель первоначального варианта ДОВСЕ - обеспечение того, чтобы в пределах его действия общее количество обычных вооружений и техники не превышало 40 тыс. танков, 60 тыс. боевых бронированных машин, 40 тыс. артиллерийских единиц, 13 600 боевых самолетов и 4000 ударных вертолетов.
В связи с изменением ситуации в мире - ликвидация Варшавского договора, распад СССР, появление на карте Европы новых государств - потребовалась адаптации документа к новым условиям. Инициатором переговоров по модернизации ДОВСЕ выступила Москва. В ходе трехлетних (1996-1999 гг.) переговоров в целом были решены главные для России задачи: сдержано усиление военного потенциала НАТО на важнейших стратегических направлениях, прежде всего в Центральной и Восточной Европе, и одновременно обеспечена возможность сохранения существовавшей по состоянию на 1 января 1999 г. российской военной группировки на Кавказе при закреплении жесткого режима ограничений для соседних с Россией фланговых государств-участников. Итогом переговоров стало подписание 19 ноября 1999 г. на стамбульском саммите ОБСЕ Соглашения об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе.
Главная цель Соглашения - перевод ограничения уровня вооружения от межблоковых на межнациональные подсчеты и обязательства. В результате выполнения адаптированного ДОВСЕ будет существенно уменьшен потенциал обычных вооруженных сил мощных в военном отношении европейских стран, США и Канады, снижены их наступательные возможности. Суммарное сокращение национальных уровней вооружений 19 стран - членов Североатлантического альянса по сравнению с действующими составит около 4800 танков, 4000 боевых бронированных машин, более 4000 единиц артиллерии, что соответствует оснащению примерно 10 отмобилизованных дивизий натовского стандарта.
Венгрия, Чехия и Словакия до конца 2002 г., а Польша до конца 2003 г. должны снизить свои территориальные и национальные уровни по сравнению с существующими на 595 танков, 665 ББМ и 440 артсистем. Подобные же шаги предпримут Германия (минус 200 танков) и Италия (минус 81 танк, 167 боевых бронированных машин и 137 артсистем).
Кроме того, вне рамок Договора страны НАТО взяли на себя обязательство политического характера: не размещать на постоянной основе свои существенные боевые силы на территориях новых членов альянса. В результате, считают специалисты, возможное развертывание сил НАТО на территориях Польши, Венгрии и Чехии не приведет к опасной дестабилизации военной обстановки в регионе.
Остаемся "при своих интересах"
Для России вступление в силу Соглашения об адаптации ДОВСЕ не влечет за собой автоматического понижения национального уровня, т.к. он соответствует параметрам ныне действующего Договора: танков - 6350, боевых бронированных машин - 11 280, артсистем - 6315, боевых самолетов - 3416, ударных вертолетов - 855. При этом увеличивается российская квота вооружений для регулярных частей.
В соответствии с фланговым режимом адаптированного Договора РФ получает возможность иметь в новой фланговой зоне (Ленинградский военный округ - без Псковской области, Северо-Кавказский военный округ - без Волгоградской, Астраханской и восточной части Ростовской областей) почти в четыре раза больше боевых бронированных машин: 2140 единиц вместо 580 в регулярных частях по ныне действующему ДОВСЕ. Вдобавок России разрешено использовать право на дополнительное временное развертывание 153 танков и 140 артсистем. РФ также сохранила возможность переброски вооружений и техники из северного района в кризисный южный район фланговой зоны. Да еще обновленный ДОВСЕ позволяет сохранить присутствие российских вооружений и техники в Армении и на Украине. В рамках двусторонних договоренностей с Грузией в контексте адаптированного Договора удалось решить главный вопрос - добиться согласия официального Тбилиси на сохранение на грузинской территории российских вооружений и техники в параметрах базового временного развертывания (153 танка, 241 ББМ, 140 артсистем).
Что касается района фланговых ограничений, к которым традиционно приковано особое внимание участников ДОВСЕ, то согласно обнародованной в Вене информации Россия по сравнению с январем 2002 г. уменьшила количество постоянно дислоцированных во фланговом районе ОДВТ (ограничения Договора вооружения и техники) боевых танков на 90 единиц, боевых бронированных машин на 29 единиц, артиллерийских систем на 62 единицы. Количество временно введенных ОДВТ с 1 января с.г. изменилось незначительно и составляет 2 танка, 180 боевых бронированных машин (ББМ) и 42 артсистемы.
Таким образом, сейчас, как и полгода назад, даже с учетом временно введенной техники Россия не превышает согласованные уровни во фланговом районе, где по состоянию на 1 июля с.г. имеются: 1204 боевых танка (зазор составляет 96 единиц), 2010 ББМ (зазор - 130 единиц), 1495 артсистем (зазор - 185 единиц). Кстати, заметим, что Россия единственная из 30 государств - участников ДОВСЕ раз в полгода предоставляет информацию о наличии вооружения и военной техники во фланговых районах.
По оценкам специалистов, на сегодняшний день ДОВСЕ соответствует интересам России. И эту же позицию в Вене однозначно высказали российские парламентарии.
"Серая зона"
Речь идет о предстоящем осенью саммите НАТО, на котором будет принято решение о приглашении в альянс новых членов. В списке основных кандидатов и страны Балтии.
По мнению российских парламентариев, если даже одна из них будет принята в НАТО, Договор об обычных вооруженных силах в Европе потребует новой адаптации, поскольку прибалты не подписывали ДОВСЕ. Позицию депутатов поддерживают МИД и Минобороны РФ. Как считают их представители, территории Литвы, Латвии, Эстонии действительно могут превратиться в "серую зону", лишенную контроля.
Выход из складывающейся ситуации депутаты Госдумы Андрей Николаев и Дмитрий Рогозин видят в присоединении балтийских государств к Договору.
- Хотелось бы напомнить, что российское политическое обязательство о сдержанности в развертывании сил в Калининградской и Псковской областях принималось в 1999 году исходя из конкретной военно-политической ситуации, когда страны Балтии были внеблоковыми. В случае принятия их в НАТО положение существенно изменится. И Россия может оказаться перед необходимостью пересмотра всего комплекса своих обязательств, - отметил Андрей Николаев. - Чтобы этого не произошло, нам уже в ближайшее время нужен серьезный и ясный сигнал о том, что российские озабоченности будут учтены.
Наблюдатели убеждены, что это не просто слова. Думские комитеты по обороне и по международным делам, предварительно рассмотревшие документ, уже рекомендовали нижней палате российского парламента не форсировать его ратификацию, что для дипломатов имеет большое значение. Не затяжка самой ратификации - напомним, что за 12 лет из 30 участников ДОВСЕ ратифицировали только двое, - а официальное объявление позиции. И после принципиального шага по выходу России из СНВ-2 многие наблюдатели не исключают очередного демарша Москвы.
Российский прессинг
Предпринятый российскими парламентариями активный прессинг, отмечают наблюдатели, заставил представителей основных делегаций стран НАТО заговорить о тех проблемах, которые до сего времени они старались замалчивать.
В частности, в большей степени прояснилась расстановка сил внутри альянса по вопросу об условиях запуска национальных ратификационных процедур адаптированного ДОВСЕ. Обратили на себя внимание недвусмысленные заявления послов Германии и Бельгии о готовности Берлина и Брюсселя приступить к ратификации адаптированного ДОВСЕ сразу после завершения анализа представленной Россией полугодовой информации. Причем бельгийцы первые определили следующую позицию: ратификация международных договоров является исключительной прерогативой их государств. Германский же представитель в присутствии делегаций других стран НАТО подчеркнул, что ФРГ отвергает любые увязки ратификации с политическими аспектами Стамбульских договоренностей, считая, что оценку Соглашения по адаптации ДОВСЕ следует давать исключительно по совокупности заложенных в нем юридических обязательств. Он выразил убежденность в том, что примеру Германии последуют и другие государства Европы.
С позицией Берлина, по мнению специалистов, в той или иной мере солидарны Париж и Рим.
На другой стороне спектра мнений внутри НАТО находятся США, Великобритания и Турция. Для них характерны наиболее жесткие увязки с решением всего комплекса обязательств в рамках стамбульского пакета, включая как вхождение России во фланговые лимиты, так и полное выполнение всех положений договоренностей в отношении Грузии и Молдавии.
Что касается вопроса о расширении НАТО, то все западные участники встречи продемонстрировали приверженность общенатовской позиции о неприемлемости сценария, предполагающего взятие странами Балтии односторонних обязательств по сдержанности еще до принятия в Праге решения об их приглашении в альянс.
Собеседники, считают представители российской делегации, дали понять, что, безусловно, российские озабоченности не будут проигнорированы, но "всему свое время".
В Брюссельской штаб-квартире НАТО исходят из того, что фактическое расширение альянса за счет стран Балтии произойдет все же раньше, чем заработает Соглашение об адаптации ДОВСЕ. Можно достаточно определенно утверждать, отметил в беседе председатель думского комитета по международным делам Дмитрий Рогозин, что, реализуя вышеизложенный сценарий действий, страны НАТО будут особо пристально следить за тем, чтобы не создавалось впечатление, будто Москва хоть в какой-то мере влияет на решения альянса по вопросам приема в него новых членов, что кандидатам в НАТО выдвигаются какие-то "предварительные условия", тем более по требованию России.
По словам Рогозина, по итогам венских встреч видится следующий алгоритм действий. "Двадцатка" договаривается о том, что после Праги, когда станет известен перечень стран, приглашенных в альянс, Россия и НАТО принимают совместное обращение ко всем этим государствам с рекомендацией присоединиться к адаптированному ДОВСЕ, как только это станет возможным, а до этого момента проявлять сдержанность в развертывании собственных и размещении иностранных сил на своих территориях. В своем встречном обращении кандидаты в члены НАТО, и прежде всего страны Балтии, заявляют о согласии с предложениями "двадцатки". НАТО и Россия могли бы договориться использовать свои возможности и влияние, чтобы побудить их сделать такое заявление.
Поскольку вышеупомянутые политические обязательства о сдержанности будут действовать до присоединения упомянутых стран к адаптированному ДОВСЕ, не будет иметь принципиального значения вопрос о том, когда будут сформулированы условия, на которых они войдут в Договор. Реалистически оценивая ситуацию, следует признать, что переговоры на этот счет могут начаться лишь после подачи ими официальной заявки о намерении присоединиться к адаптированному ДОВСЕ, т.е. после его вступления в силу.
Это, однако, не исключает возможности проведения в этой же "двадцатке" с участием прибалтов неофициальных консультаций о параметрах обычных вооруженных сил кандидатов в члены НАТО еще до их вступления в альянс и в Соглашение об адаптации ДОВСЕ.
ПРОТОКОЛ О НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕДЕЛЬНЫХ УРОВНЯХ ОБЫЧНЫХ ВООРУЖЕНИЙ И ТЕХНИКИ, ОГРАНИЧИВАЕМЫХ ДОГОВОРОМ ОБ ОБЫЧНЫХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ В ЕВРОПЕ
Государство-участник |
Боевые танки |
Боевые Бронированные машины |
Артиллерийские единицы |
Боевые самолеты |
Ударные вертолеты |
||
Всего | Из которых БМП и БМТВ | Из которых БМТВ | |||||
Азербайджанская Республика | 220 | 220 | 135 | 11 | 285 | 100 | 50 |
Республика Армения | 220 | 220 | 135 | 11 | 285 | 100 | 50 |
Республика Беларусь (1) | 1800 | 2600 | 1590 | 130 | 1615 | 294 | 80 |
Королевство Бельгия | 300 | 989 | 600 | 237 | 288 | 209 | 46 |
Республика Болгария | 1475 | 2000 | 1100 | 100 | 1750 | 235 | 67 |
Венгерская Республика (3) | 835 | 1700 | 1020 | 85 | 840 | 180 | 108 |
Федеративная Республика Германия | 3444 | 3281 | 3281 | 80 | 2255 | 765 | 280 |
Греческая Республика | 1735 | 2498 | 1599 | 70 | 1920 | 650 | 65 |
Грузия | 220 | 220 | 135 | 11 | 285 | 100 | 50 |
Королевство Дания | 335 | 336 | 210 | 17 | 446 | 82 | 18 |
Республика Исландия | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Королевство Испания | 750 | 1588 | 1228 | 191 | 1276 | 310 | 80 |
Итальянская Республика | 1267 | 3172 | 1970 | 0 | 1818 | 618 | 142 |
Республика Казахстан | 50 | 200 | 0 | 0 | 100 | 15 | 20 |
Канада | 77 | 263 | 263 | 0 | 32 | 90 | 131 |
Великое Герцогство Люксембург | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Республика Молдова | 210 | 210 | 130 | 10 | 250 | 50 | 50 |
Королевство Нидерландов | 520 | 864 | 718 | 0 | 485 | 230 | 50 |
Королевство Норвегия | 170 | 275 | 181 | 0 | 491 | 100 | 24 |
Республика Польша (4) | 1730 | 2150 | 1700 | 107 | 1610 | 460 | 130 |
Португальская Республика | 300 | 430 | 267 | 77 | 450 | 160 | 26 |
Российская Федерация (5) | 6350 | 11280 | 7030 | 574 | 6315 | 3416 | 855 |
Румыния | 1375 | 2100 | 552 | 72 | 1475 | 430 | 120 |
Словацкая Республика (6) | 478 | 683 | 476 | 34 | 383 | 100 | 40 |
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии | 843 | 3017 | 1335 | 200 | 583 | 855 | 350 |
Соединенные Штаты Америки | 1812 | 3037 | 2372 | 0 | 1553 | 784 | 396 |
Турецкая Республика | 2795 | 3120 | 1993 | 93 | 3523 | 750 | 130 |
Украина (7) | 4080 | 5050 | 3095 | 253 | 4040 | 1090 | 330 |
Французская Республика | 1226 | 3700 | 1983 | 535 | 1192 | 800 | 374 |
Чешская Республика (2) | 957 | 1367 | 954 | 69 | 767 | 230 | 50 |
(1) Из которых не более 1525 боевых танков, 2175 боевых бронированных машин и 1375 артиллерийских единиц в регулярных частях.
(2) Из которых не более 754 боевых танков, 1223 боевых бронированных машин и 629 артиллерийских единиц в регулярных частях.
(3) Из которых не более 658 боевых танков, 1522 боевых бронированных машины и 688 артиллерийских единиц в регулярных частях.
(4) Из которых не более 1362 боевых танков, 1924 боевых бронированных машин и 1319 артиллерийских единиц в регулярных частях.
(5) Из которых не более 5575 боевых танков и 5505 артиллерийских единиц в регулярных частях.
(6) Из которых не более 376 боевых танков, 611 боевых бронированных машин и 314 артиллерийских единиц в регулярных частях.
Из которых не более 3130 боевых танков, 4350 боевых бронированных машин и 3240 артиллерийских единиц в регулярных частях.
Статья 22
Добавляется следующий Протокол о территориальных предельных уровнях обычных вооружений и техники, ограничиваемых Договором об обычных вооруженных силах в Европе.