0
2765
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

23.08.2002 00:00:00

Проблема в Тибете

Тэги: индия, китай, тибет


Аспект

ИНДИЯ и Китай являются двумя крупнейшими развивающимися странами в мире. Они имеют общие интересы в установлении нового международного экономического и политического порядка, в сохранении интересов развивающихся стран, в поддержании регионального и всемирного мира и стабильности, а также в развитии своей национальной экономики. Обе страны, несмотря на определенные различия между собой, стремятся к взаимопониманию на основе развития дружественных отношений и сотрудничества.

1 апреля 1950 г. Индия и Китай установили между собой официальные дипломатические отношения. Представители Индии в ООН активно противостояли позиции США в отношении непризнания КНР и настаивали на восстановлении справедливости и принятии Китая в Совет Безопасности ООН. 29 апреля 1954 г. было достигнуто взаимопонимание по тибетской проблеме. В ходе переговоров оба премьера достигли консенсуса по широкому диапазону вопросов и подписали совместное коммюнике об известных пяти принципах мирного сосуществования: взаимное уважение территориальной неприкосновенности и суверенитета, взаимное ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга, равенство и взаимное уважение и мирное сосуществование. В этот период отношения двух стран характеризовались атмосферой "Хинди-Чини Бхаи Бхаи" ("Хинди-китайцы-братья").

В октябре 1954 г. Неру во главе индийской делегации посетил Китай и был тепло встречен Мао Цзэдуном и его соратниками. В период проведения Бандунгской конференции в апреле 1955 г. Неру сыграл важную роль в признании Китая на всемирной арене. Наряду со многими другими странами Индия и Китай внесли свой вклад в единый, антиимпериалистический курс азиатско-африканских стран.

Однако после 1959 г. между Индией и Китаем возник серьезный спор по пограничным вопросам. В апреле 1960 г. премьер Госсовета Чжоу Эньлай прибыл в Индию и провел переговоры с индийским правительством. Но позиции обеих сторон оказались различными, и переговоры окончились неудачей. С 1961 г. обстановка в приграничных районах Индии и Китая обострялась с каждым днем. В октябре 1962 г. крупномасштабные вооруженные конфликты возникли в восточном и западном секторах индокитайской границы, что привело к осложнению отношений между двумя странами. Оба правительства отозвали своих послов. И хотя дипломатические отношения сохранялись, уже возникшие политический, экономический, торговый и культурный обмены были приостановлены. Началась бесконечная война протестов между двумя правительствами.

Индия и Китай имеют длинную по протяженности границу между собой, которая до сих пор официально не демаркирована. Это и приводит к свободному толкованию обеими сторонами принадлежности того или иного участка границы. Такие территориальные споры могут в любой момент вылиться в вооруженный конфликт и оказывают негативное воздействие на характер развития двусторонних отношений и отрицательно влияют на национальные чувства индийского и китайского народов.

После горячих событий 1962 г. и последующей затем холодной войны, индийское и китайское правительства предприняли ряд усилий к возобновлению нормальных двусторонних отношений. В июле 1976 г. Индия назначила Нарайяна своим послом в Пекин. В сентябре того же года в Дели прибыл китайский посол. Начался процесс нормализации отношений между двумя странами. По приглашению китайского правительства в 1979 г. индийский министр иностранных дел Ваджпаи посетил Китай. Состоялись переговоры по вопросам возобновления двусторонних отношений и на международные темы. В июне 1981 г. китайский вице-премьер и министр иностранных дел Хуан Хуа нанес официальный визит в Индию. Обе стороны договорились о проведении переговоров по пограничным вопросам и изучении вопросов в других областях. На основе взаимопонимания с декабря 1981 г. обе страны провели не менее восьми раундов переговоров по пограничным вопросам на официальном уровне. Лидеры двух стран также провели ряд встреч по международным вопросам. Стали развиваться обмен и сотрудничество в области культуры, науки и технологии. Священное озеро Мансаровар в Тибетском автономном районе Китая ежегодно привлекало к себе волну за волной верующих из Индии.

В декабре 1988 г. вопреки давлению со стороны внутренней оппозиции премьер-министр Индии Раджив Ганди посетил Китай. Это был первый визит индийского премьера за последние 34 года, который ознаменовал собой краеугольный камень в истории индокитайского сотрудничества. В ходе переговоров китайского премьера Ли Пэна с Ганди состоялся обмен мнениями по вопросам двусторонних отношений и проблемам, представляющим взаимный интерес. Стороны достигли соглашения по возобновлению и развитию добрососедских отношений на основе пяти принципов мирного сосуществования.

По приглашению индийского премьера Рао в декабре 1991 г. премьер Госсовета КНР Ли Пэн посетил Индию с официальным визитом. Оба лидера достигли консенсуса по таким важным вопросам, как сохранение на высшем уровне визитов лидеров обеих стран, одновременное и глубокое развитие двусторонних отношений, открытое и широкое сотрудничество в политической, экономической, торговой, научной и культурной областях, пограничные споры не должны отражаться на развитии индокитайских отношений. Оба правительства подписали 6 документов, в том числе "Соглашение между КНР и Республикой Индия об учреждении консульств в Бомбее и Шанхае" и "Меморандум о возобновлении пограничной торговли между китайским правительством и индийским правительством" и совместное коммюнике.

В сентябре 1993 г. по приглашению премьера Ли Пэна индийский премьер-министр Рао нанес ответный визит в Китай, который укрепил взаимные обмены и сотрудничество в политической, экономической, культурной и других областях. Стороны подписали 4 документа, среди которых было "Соглашение о поддержании мира и спокойствия вдоль линии действительного контроля в пограничных районах между Китаем и Индией". Этот договор значительно улучшил китайско-индийские отношения.

Между ноябрем и декабрем 1996 г. председатель КНР Цзян Цзэминь посетил Индию с государственным визитом. Было подписано 4 важных договора, среди которых "Договор доверия о принятии мер в военной области вдоль линии действительного контроля в китайско-индийских пограничных районах", что было дальнейшим вкладом в развитие двусторонних связей.

Придя к власти, Вхаратия Джаната Парти (Всеиндийская народная партия) произвела пять ядерных испытаний в мае 1998 г., что привело к охлаждению двусторонних отношений. Затем премьер-министр и министр иностранных дел Индии выразили свою готовность к улучшению отношений с Китаем. В ходе совместных усилий текущие двусторонние связи начали выходить из тени и возвращаться на здравомыслящую орбиту. Новая весна в индокитайских отношениях началась с визита президента Индии в Китай в мае 1999 г.

Помимо территориальных споров, между двумя странами существует проблема изгнанного из Тибета далай-ламы и его сторонников, нашедших приют в Индии. Для Китая тибетская проблема в двусторонних отношениях стоит выше пограничных споров.

Многие китайские политологи, историки и эксперты считают, что Китай и Индия имеют благоприятные перспективы, чтобы жить в мире и дружбе и играть важнейшую роль на мировой арене: обе соседние страны обладают древнейшими цивилизациями и еще свыше 2000 лет тому назад установили дружественные отношения. В течение длительного периода между ними не было спорных вопросов. Они появились, когда западные колонизаторы захватили индийский субконтинент. В настоящее время их можно урегулировать в результате проведения консультаций и мирных переговоров на высшем уровне;

важным сближающим фактором является также их приверженность Уставу ООН и "Пяти принципам мирного сосуществования"; на их основе должны решаться все спорные вопросы и конфликты;

Китай и Индия выступают с единой позицией, направленной против доминирования какой-либо из стран над всем миром, и надеются на то, что в этом вопросе их поддержат многие другие государства;

обе страны единодушно не поддерживают западные государства, оказывающие давление на развивающиеся страны с использованием экономических санкций;

китайский лидер Дэн Сяопин еще в 1982 г. подчеркнул, что "не существует никакой угрозы Индии от Китая, как и нет угрозы Китаю от Индии";

важным сближающим аспектом является экономическое, научное, технологическое и торговое сотрудничество. Китай заинтересован использовать опыт Индии в таких областях, как мирное использование ядерной энергии, сельское хозяйство, генетика, биологическая техника, металлургия, технология в области малых гидроэлектростанций, космических спутников. Примерами такого сотрудничества являются западный регион Китая и восточный регион Индии. Торговый оборот между двумя странами вырос с 200 млн. долл. в 1991 г. до 2 млрд. долл. в 1999 г.;

обе страны возражают против вмешательства западных держав во внутренние дела других государств под предлогом "прав человека". Предлог "нарушения прав человека" является "дурной практикой империализма и колониализма";

как Китай, так и Индия нуждаются в мирной обстановке и международной среде для своего национального развития, подъема экономики, укрепления своей мощи, улучшения жизненного уровня населения, в сотрудничестве в области борьбы с гегемонизмом, глобализмом и терроризмом, наркобизнесом, сохранения национального единства и стабильности.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1547
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1749
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1856
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4213

Другие новости