Из первых рук
- Владимир Федорович, в связи с недавними заявлениями российского министра обороны Сергея Иванова о том, что в этом районе необходимо проводить совместную операцию по уничтожению боевиков, ваша оценка ситуации в Панкисском ущелье и каковы пути решения этой проблемы?
- Если говорить о Панкисском ущелье и событиях, которые там происходят, то их необходимо рассматривать в контексте событий, происходящих на Северном Кавказе и в Закавказье в целом. Я имею в виду территорию и Дагестана, и Чеченской Республики, и Ингушетии, и Северной Осетии. Из этого звена трудно сейчас выбросить и Грузию. Почему?
Практически большая часть Северо-Кавказского региона Российской Федерации граничит с Грузией. Но граница там весьма условна. Я участвовал в 1992 году в рекогносцировке российско-грузинского участка госграницы, и тогда было трудно представить, что мы будем вынуждены этот участок "закрывать" погранзаставами и погранотрядами, вести в этих районах боевые действия. Это первое.
Второе. Я не убирал бы и проблемы Кодорского ущелья Грузии. Нельзя из этого звена выбросить и Абхазию, а также последние события в Цумадинском районе Дагестана, где боевики планировали организовать лагеря подготовки и свои новые базы. В этой же цепочке террористический акт 9 мая в Каспийске.
Это все звенья одной цепи, и эти проблемы должны решаться в комплексе.
Как появились проблемы с Панкиси и в Кодорском ущелье? Еще в ходе первой чеченской кампании в середине 90-х годов боевики создавали свои лагеря для подготовки, базы и склады для оружия и боеприпасов на территории тех районов Дагестана и Ингушетии, которые граничат с Чечней. После известных событий в Кизляре и Первомайске дагестанцы "закрыли" свою территорию для бандитов. Несладко им стало и на территории Ингушетии. Они оказались изолированными. Более-менее вольготно они чувствовали себя на территории Панкиси, куда проникали под видом беженцев. Как известно, там проживают чеченцы-кистинцы, которые достаточно лояльно отнеслись к их присутствию. Туда пошла через Турцию и Азербайджан мощная финансовая, материальная помощь в виде оружия, боеприпасов и снаряжения, стали прибывать наемники. Поэтому именно в Панкиси образовалось "осиное гнездо". Если вы помните, именно оттуда чеченские боевики под руководством Руслана Гелаева пошли в Кодорское ущелье, именно оттуда они стали совершать свои набеги и на территорию Чечни.
На сегодняшний день российскому руководству удалось частично закрыть пограничниками, частями и подразделениями армии и внутренних войск российско-грузинский участок госграницы. Подчеркиваю, частично. Там очень сложный рельеф местности и техническими средствами этот участок госграницы не оборудован. Местность труднодоступна для техники, но для группы людей из трех-пяти человек с животными (мулом или лошадью) она проходима. Грузинская же сторона практически свой участок не контролирует.
Я попытался в общих чертах обрисовать сегодняшнюю обстановку в Панкиси и вокруг него. Теперь о мерах, которые могли бы быть предприняты. Я согласен, во-первых, с заявлением министра обороны России, что боевик должен сидеть на скамье подсудимых, во-вторых, с тем, что необходимо проводить совместную операцию - Грузии и России. Ведь можно ее осуществить, не переходя госграницу: каждый на своей стороне проводит операции против боевиков, которые координируются между собой.
- А заинтересована ли в этом грузинская сторона и способны ли ее силовые структуры на такие действия?
- Грузия никогда не существовала без России, и в том она должна быть заинтересована не меньше, чем мы. Что собой представляет Грузия? Чтобы говорить об этом, необходимо посмотреть на ее национальный состав. Это конфедеративное государство. И не все ее районы сейчас подчиняются Тбилиси. Кроме того, нельзя и приуменьшать роль российских военных в стабилизации обстановки в республике.
В Цхинвали (Южная Осетия) дислоцируется российский миротворческий батальон. И во многом благодаря нашим миротворцам там обстановка достаточна стабильна. В Абхазии также находится российский миротворческий контингент. И его вывод в настоящее время просто нецелесообразен; понимают это, думаю, и официальные грузинские власти. В Аджарии и Джавахетии размещены наши военные базы. Мингрелию официальные грузинские власти также весьма слабо контролируют. И что остается сегодня собственно под контролем грузинских властей - только город Тбилиси и районы вокруг него? Как только российские войска покинут территорию Грузии, власть перейдет к региональным "баронам".
Надежды на то, что американские инструкторы и натовская помощь позволят существенно повысить уровень подготовки грузинской армии, весьма слабые.
Суммируя это, можно сказать, что заявления представителей Грузии о том, что они способны самостоятельно справиться с панкисской проблемой, безосновательны. Повторюсь, Грузии всегда помогала Россия, потому что в сохранении мира в этом регионе прежде всего заинтересована Москва. По крайней мере, в гораздо большей степени, чем те, кто сейчас находится за океаном.
- Давайте перенесемся в Чечню. Наши официальные лица неоднократно заявляли о том, что ситуация в Чеченской Республике контролируется. Однако практически ежедневные обстрелы федеральных войск, взрывы фугасов, а также недавняя попытка боевиков захватить ряд сел Урус-Мартановского района свидетельствуют о том, что до стабилизации обстановки очень далеко. Ваша оценка ситуации в республике?
- Да, обстановка там пока остается достаточно сложной. В республике на постоянной основе размещены части 42-й мотострелковой дивизии Российской армии, 46-й отдельной бригады оперативного назначения (оброн) внутренних войск МВД России. Вы знаете, что там были и пока остаются временные отделы милиции, в которых работают прикомандированные из других регионов России сотрудники. Сейчас завершается формирование постоянных районных отделов внутренних дел, в которых начали работать милиционеры-чеченцы. Проблемы у милиции есть, начиная с отбора и обучения людей, готовых сотрудничать с федеральным Центром, и заканчивая оснащением их техникой.
Кроме того, может быть, а это не менее важная задача, необходимо принять Конституцию республики и провести выборы в органы власти, а также восстановить экономику и социальную сферу. Другая задача - это создание гражданского общества, то есть дееспособных общественных и государственных институтов в республике.
Что касается действий наших силовиков, то этап войсковых операций с привлечением значительного количества армейских частей и техники закончен. Сейчас есть необходимость в точечных ударах и специальных операциях. Не случайно руководство контртеррористической операцией передано директору ФСБ, который осуществляет и общую координацию действий всех силовых ведомств. Заметно, что эффективность таких действий значительно возросла.
Нынешнее осложнение ситуации в Цумадинском районе Дагестана и Урус-Мартановском районе Чечни - это попытка боевиков нанести скоординированный удар. Но мы видим, что сил-то у них нет. Это уже не захват Грозного в августе 1996 года. Да, провокации, как это, может быть, ни прискорбно и кощунственно, будут еще какое-то время продолжаться. И бороться с этим необходимо.
- Вы сказали, что там должны остаться части 42-й дивизии и 46-й оброн внутренних войск. Не кажется ли вам, что это будут бедные солдаты и офицеры, одни и без поддержки?
- Вы не правы. Один на один они просто не могут остаться. Я не зря сказал, что необходимо в республике создать гражданское общество. Что я подразумеваю под этим: создание рабочих мест, среднего класса, возвращение бизнесменов, готовых вкладывать деньги в экономику. И я знаю таких людей.
Это будет сложный и долгий процесс. Ведь фактически была разрушена система образования. Те, кому сейчас 12-16 лет, кроме автомата и стрельбы ничего не знают. Были разрушены система здравоохранения и банковские структуры. Теперь это все приводится в порядок. Республика постепенно возвращается в правовое поле, начали действовать прокуратура, суды, налоговые службы и т.д. Возвращаются беженцы. С территории Ингушетии вернулись около 30 тысяч беженцев, создано около 100 тысяч рабочих мест. Словом, предпосылки нормализации обстановки есть. Это маленькие ростки будущего общества.