"Левая рука не ведает о том, что делает правая" - такое ощущение возникает после заявления президента Владимира Путина на встрече с учителями о целесообразности восстановления в школах предмета "Начальная военная подготовка" (НВП). Короткое замечание главы государства вряд ли будет проигнорировано. А это означает, что уже в ближайшем будущем начнется административная суета по внедрению в школах нового курса, разработки учебных программ и уплотнению и без того перегруженного расписания занятий.
Правомерен вопрос: зачем нужен современному школьнику курс НВП? В былые годы он, с одной стороны, был составным звеном системы коммунистического воспитания, а с другой, служил делу подготовки граждан к третьей мировой войне, в которой предполагалось задействовать все население страны.
Каждый советский старшеклассник, открывая учебник по НВП, прочитывал строки: "Пока сохраняется империализм с его реакционной, захватнической политикой, остается опасность агрессивных войн... поэтому каждый юноша должен заранее готовить себя к воинской службе". И молодые люди готовились: знакомились с видами ВС, родами войск, их вооружением и боевыми возможностями; занимались тактической, огневой и строевой подготовкой; изучали уставы и приобретали навыки по военной топографии и гражданской обороне.
В рамках системы, рассматривающей все население страны как мобрезерв, советские подходы были вполне логичными. Однако ныне провозглашен курс об отказе от призывной армии и переходе на контрактную. На той же встрече с учителями, где прозвучал тезис о восстановлении НВП, президент заявил, что в армии, и прежде всего в горячих точках, должны служить контрактники. Если же взять в качестве примера тех, на кого мы равняемся в строительстве профессиональной армии - Соединенные Штаты и Великобританию, едва ли руководители двух ведущих мировых держав задумывались над тем: вводить или не вводить систему начальной военной подготовки в средних школах. В их армиях патриотизм рядового, сержантского и офицерского составов "густо замешан" на осознании того, что правительство заботится о них и их семьях, давая возможность достойно жить, а не существовать. В России, к сожалению, дальше декларирования лозунгов по решению этой проблемы Кремль не идет.
В отсутствии необходимости формировать необъятный призывной контингент всеобщее обучение военному делу может принести и негативный результат. Умение обращаться с боевым оружием, знание особенностей организации гарнизонной и караульной службы, тактическая подготовка - это не то, что нужно "нести в широкие массы". Если такие знания, умения, навыки и будут востребованы, то отнюдь не в целях защиты Родины. По-видимому, в Министерстве образования это понимают, о чем свидетельствует указание главы этого ведомства о том, что в "перечень оборудования и принадлежности школ не должно включаться какое-либо оружие, в том числе учебное".
В то же время все то необходимое для гражданской жизни, что содержал курс НВП, ныне изучается в рамках другого предмета. Начальная военная подготовка была отменена постановлением Совета Министров РСФСР "О допризывной подготовке учащейся молодежи в государственных общеобразовательных заведениях в РСФСР" # 253 от 14.05.91 г., а вместо него появился новый предмет - "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ) с другими, сугубо мирными целями и задачами. Правда, в ОБЖ и сегодня имеется раздел "Основы подготовки к военной службе", разъясняющий учащимся правила постановки граждан на воинский учет или же направляющий их энергию на обустройство школьных музеев боевой славы, но он не предусматривает изучения, к примеру, материальной части автомата Калашникова, строевых приемов или же правил передвижения солдата в бою. Зато школьники изучают то, что может пригодиться при борьбе с последствиями техногенных и природных аварий.
Заметим, что без мощной финансовой подпитки и государственной поддержки вернуть НВП в школы невозможно. Причем в тот момент, когда все это будет сделано, надобность в массовой подготовке призывников должна, если верить обещаниям власти, отпасть в связи с переходом на контрактную армию. А она, как свидетельствует опыт, потребует совершенно новых - рекламно-пропагандистских, а не занудливо-дидактических - технологий подготовки к армии.
Необходимость восстановления НВП вызывает серьезные сомнения. Однако если все мероприятия по переходу на контрактную армию являются пропагандистской кампанией и Вооруженным силам по-прежнему нужны будут призывники, то изучение НВП в школах, несомненно, пойдет армии на пользу.