Параллельно с проведением антитеррористической операции в Афганистане и подготовкой к крупномасштабной войне с Ираком Пентагон ни на минуту не приостанавливает начатую еще до 11 сентября 2001 г. по инициативе министра обороны Дональда Рамсфелда так называемую трансформацию вооруженных сил страны.
На рубеже 2001-2002 гг. в рамках Министерства обороны США была создана специальная структура - Управление по делам реформирования вооруженных сил. Возглавил его один из наиболее одаренных, как его характеризуют в Пентагоне, американских высших офицеров - вице-адмирал в отставке Цебровски, которому министром даны безграничные полномочия по контролю за проведением трансформации. После назначения он обозначил приоритеты своей работы. Это мониторинг углубления межвидового взаимодействия, осуществляемого через совместную боевую и оперативную подготовку, оптимизация добывания и использования разведданных в интересах всех ВС, комплексное применение последних достижений науки и техники и экспериментирование с новыми подходами к межвидовому (объединенному) ведению военных действий путем более широкого и комплексного применения тренажеров в полевых и командно-штабных учениях.
В конце лета достоянием гласности стал факт жесткой критики со стороны Цебровски планов развития видов ВС, разработанных в штабах СВ, ВВС и ВМС. Несмотря на ссылки в видовых документах на программный, разрабатываемый раз в четыре года "Всесторонний обзор состояния и перспектив развития ВС США" от 30 сентября 2001 г., по словам специалистов управления, указанные планы "слабо совместимы и в целом не соответствуют полудюжине объединенных задач, выделяемых в качестве приоритетных в "Обзоре...". Как и следовало ожидать, руководство Пентагона поддержало вице-адмирала.
Министр Рамсфелд, выступая горячим сторонником "теснейшего межвидового взаимодействия", методично "проталкивает в войска" новые подходы к развитию концепции объединенных (межвидовых) оперативных формирований (ООФ). Данная концепция, выдвинутая и апробированная в 80-е годы прошлого столетия и подразумевавшая временное сведение в одну группировку войск частей и подразделений от различных видов ВС под решение конкретных задач в любом регионе мира, в устах Рамсфелда получила, как подчеркивают американские специалисты, новое звучание. Суть "нового подхода" заключается в отказе от устоявшегося порядка, когда части и подразделения сухопутных войск, ВВС и ВМС сводятся вместе (действуют объединено) только в ходе (время от времени) проводимой боевой и оперативной подготовки, но в районы боевого предназначения развертываются раздельно, в соответствии с принятыми в каждом виде ВС своими, часто не стыкующимися процедурами. И лишь после этого включаются в операцию, как правило, в пожарном порядке согласовывая фактические нюансы взаимодействия. По мнению экспертов, претворение в жизнь новой идеи требует другого пути организации вооруженных сил страны в целом. В сущности, это и пытается сделать министр-реформатор Рамсфелд.
В подготовленном командой Рамсфелда упомянутом выше "Обзоре..." обозначен и новый инструмент управления войсками - постоянные штабы ООФ, сформированные во всех Объединенных командованиях ВС США, - региональных межвидовых оперативно-стратегических группировках американских вооруженных сил. Непосредственным поводом к решению о форсированном воплощении данной идеи в жизнь послужил негативный опыт агрессии НАТО против Югославии в 1999 г., когда созданный буквально накануне операции штаб межвидовой группировки войск так и остался в "полурабочем" состоянии вплоть до ее окончания. Примерно так же сами американские офицеры расценивают руководство ранее имевшей место операции в Боснии.
Рамсфелд и его сторонники в Пентагоне весьма решительно настроены претворить эту идею в жизнь. Важно, полагают непосредственные разработчики этой концепции, что постоянные штабы будут "непрерывно и тесно завязаны через дипломатические каналы и другие рычаги влияния федерального руководства" на регионы потенциального применения ООФ.
Глобальная вовлеченность американских вооруженных сил в многочисленные акции "борьбы с терроризмом" не может не отвлекать значительные ресурсы на ее обеспечение. Срезано финансирование многих программ объединенной боевой и оперативной подготовки. Но все это ни в коей мере не затрагивает поставленную в качестве одной их основных целей трансформации - создание реально единых (без "видового эгоизма") вооруженных сил.
Один из американских военных теоретиков в этой связи подчеркивает, что "если Рамсфелд наконец сможет заставить сухопутчиков, моряков и летчиков действовать совместно, то он войдет в историю как человек, положивший конец явно затянувшемуся процессу обоснования необходимости для ВС концепции объединенности".