НАКАНУНЕ войны с Ираком американское военно-политическое руководство столкнулось с рядом серьезных проблем внешнеполитического характера, несомненно повлиявших на перенос сроков начала военной акции. Принятие Советом Безопасности ООН резолюции, одобряющей применение силы против режима Саддама Хусейна, в настоящее время весьма проблематично. Ее вряд ли поддержат Франция, Германия, Китай. Особо решительно относительно "силового" способа решения иракской проблемы настроена Россия, заявившая устами своего министра иностранных дел Игоря Иванова, что ни при каких обстоятельствах Москва не поддержит военной операции против Багдада. Поэтому некоторые эксперты склонны считать, что голосование для США в СБ ООН по своей резолюции не имеет смысла, так как Российская Федерация, Франция и Китай уже объявили, что воспользуются правом вето.
В этой связи некоторые источники называют сроки начала вторжения в Ирак США и их союзников в период с 18 по 23 марта 2003 г.
Военные эксперты считают, что предстоящая военная операция против Ирака, получившая условное наименование "Шок и трепет", продлится не более полутора месяцев. Первый этап очередной войны в Персидском заливе займет около 30 суток. Ежесуточно по иракским объектам будет выпускаться 400-500 высокоточных крылатых ракет морского и воздушного базирования. В течение этого месяца военный потенциал Ирака, полагают военные аналитики, будет полностью уничтожен. В ходе второго этапа силы антииракской коалиции проведут полную зачистку иракских войск с воздуха, используя для этих целей бомбардировщики В-52Н и В-2А. По некоторым данным, руководство ВВС США планирует использовать не менее двух десятков выполненных по технологии "Стелс" боевых машин В-2А, которые, сменяя друг друга, будут постоянно находиться в воздухе.
В настоящее время в зоне кризиса сосредоточено более 420 самолетов палубной авиации и 540 самолетов в наземной группировке. Стратегических бомбардировщиков ВВС США на 10 марта числится уже сорок один (14 В-52Н на авиабазе Фэрфорд, 17 В-52Н на авиабазе Диего-Гарсия, 10 В-1В на авиабазе Марказ-Тамарид). Количество разведывательных самолетов стратегического назначения ВВС США, Великобритании и Франции - более 20, самолетов Е-3 "АВАКС" и Е-8 "Джистарс" - до 30; самолетов специального назначения - более 25. Группировка тактической авиации ВВС США и их союзников насчитывает около 430 боевых самолетов.
Прикрытие созданных группировок войск (сил) многонациональных сил от ударов с воздуха осуществляют около 40 зенитных ракетных комплексов ("Патриот", "Усовершенствованный Хок", "Шаин-2"). По некоторым данным, юго-восточную часть Турции прикрывают три, Израиль и Иорданию - десять, Кувейт и Саудовскую Аравию - более 20 зенитных ракетных систем и комплексов.
Группировка ВМС США и их союзников в зоне кризиса составляет в настоящее время 115 боевых кораблей, в том числе 29 носителей крылатых ракет морского базирования (атомных подводных лодок - 11, надводных кораблей - 18), всего около 750 крылатых ракет морского базирования. Подчеркнем, что за последнее время количество АПЛ в группировке ВМС возросло более чем в три раза, количество КРМБ составляет 350% от уровня "Бури в пустыне" 1991 г., а количество авианосных ударных групп достигло пяти.
В Средиземном море находятся две авианосные ударные группы ВМС США (атомные многоцелевые авианосцы "Рузвельт" и "Трумэн" - до 140 самолетов палубной авиации), 9 надводных кораблей и 2 атомные многоцелевые подводные лодки. В Персидском заливе курсируют три авианосные ударные группы ВМС США (авианосцы "Линкольн", "Констеллейшн", "Китти Хок" - более 200 самолетов палубной авиации) и одна авианосная ударная группа ВМС Великобритании (АВЛ "Арк Ройял" - 16 боевых самолетов), 89 надводных кораблей (на которых находятся еще более 50 боевых самолета) и 10 атомных подводных лодок.
К группировке ВМС Соединенных Штатов и их союзников собираются примкнуть и испанцы. Из главной военно-морской базы испанских ВМС в Рота выходит в море авианосная многоцелевая группа в составе легкого авианосца "Принц Астурийский", двух фрегатов типа "Санта Мария" и танкера-заправщика. Не исключается, что АВЛ "Принц Астурийский" будет использован в интересах обеспечения безопасности морских перевозок, которые осуществляются через Гибралтар.
Общая численность наземной группировки вооруженных сил США в районе Персидского залива составляет на сегодня 145 тыс. человек, в том числе: сухопутные войска - 55 тыс. человек, морская пехота - 65 тыс. человек, ВВС - 25 тыс. человек. В состав группировки СВ входят 3-я механизированная дивизия, 2-я бригада 82-й воздушно-десантной дивизии, отдельные части 18-го воздушно-десантного и 5-го армейского корпусов сухопутных войск. Морская пехота представлена 1-й экспедиционной дивизией, 2-й экспедиционной бригадой, 15 и 24-м экспедиционными батальонами. В состав авиационной группировки входят десять авиационных крыльев и групп (39 АКР, 40, 320, 363, 379, 380, 405 экспедиционные АКР, 332, 355, 386 экспедиционные АГР).
Численность наземной группировки ВС США и их союзников сосредоточенных в районе Персидского залива, составляет 207 тыс. военнослужащих, в том числе: ВС США - 145 тыс. человек, ВС Великобритании - 62 тыс. человек.
Общую картину успешного оперативного развертывания сил и средств несколько портит отказ парламента Турции разместить контингенты антииракской коалиции на своей национальной территории. По некоторым данным, американскими военными специалистами разработан альтернативный план наступления на север Ирака без содействия Турции. В этих замыслах большую роль играют районы, контролируемые иракскими курдами. Именно в эти районы по воздуху может быть переброшена часть войск из Кувейта. Однако есть некоторые основания предполагать, что турецкая позиция в ближайшее время может значительно смягчиться. С целью открытия "северного фронта" против Саддама Хусейна в Турции планируется разместить до 62 тыс. военнослужащих США. Однако Пентагон может вполне управиться и без помощи Турции.
Начало боевых действий Соединенных Штатов и их союзников против вооруженных сил Ирака возможно в самое ближайшее время. На это указывает ряд признаков. Группировка ВВС и ВМС, а равно как и сухопутные войска с морской пехотой антииракской коалиции уже готовы к боевому применению. Инспекторы ООН, осуществлявшие контроль границы между Ираком и Кувейтом, свернули миссию и еще 7 марта отбыли в Кувейт. Кроме того, в третьей декаде марта на территории южного Ирака уже возможны песчаные бури, которые существенно затруднят ведение боевых действий.
В Багдаде также напряженно готовятся к возможной войне. В крупных населенных пунктах и на промышленных объектах начаты работы по сооружению траншей для укрытия людей во время воздушных налетов. В вооруженных силах Ирака напряженно проводятся мероприятия по маскировке и укрытию от воздушных ударов вооружения и военной техники. При этом генералы Саддама Хусейна с целью снижения потерь прибегают к тактике сооружения ложных и запасных позиций, так хорошо зарекомендовавшей себя в 1991 г. во время "Бури в пустыне". На возможных маршрутах продвижения войск и техники Соединенных Штатов и их союзников при вторжении в Ирак иракцы готовят ямы-ловушки, залитые нефтью.
Расчеты и опыт предыдущих кампаний показывают, что американские удары будут наноситься исключительно по военным объектам Ирака. Поэтому вряд ли очередная война в Заливе повлечет за собой масштабные жертвы среди мирного населения, разрушение иракских городов, инфраструктуры страны и тяжелые экологические последствия. Этого, по всей видимости, не будет, как не было ни в 1991 г. во времена первой войны в Заливе, ни в 1999 г. в Югославии, ни в 2001 г. в Афганистане. Потери среди мирного населения Ирака прогнозируются аналитиками в пределах нескольких тысяч человек.
Американская победа будет обеспечена использованием передовых методов ведения вооруженной борьбы, массированным применением дальнобойного высокоточного оружия и за счет подавляющего технологического превосходства Вашингтона над Багдадом. Как бы это парадоксально ни звучало, сегодня перед иракским руководством стоит задача не организации тотального сопротивления и ведения войны до последнего солдата, а проигрыш битвы с минимальными для себя последствиями. Это в Багдаде, кажется, осознают. Поэтому предполагать, что иракское руководство пойдет на массовые подрывы нефтяных полей, применение химического и бактериологического оружия, не стоит. Война для Багдада будет проиграна при любом раскладе, вся разница только в цене, времени и последствиях для иракской элиты, экономики и нации.