- Алексей Николаевич, Вашингтон обвиняет Россию в поставках передатчиков помех Ираку. Насколько обоснованны такие заявления?
- Прозвучавшие от государственного департамента США обвинения в адрес некоторых российских компаний в нарушение международного эмбарго на поставку в Ирак вооружения и военной техники, в частности средств РЭБ для создания помех высокоточному оружию (ВТО), не чем иным, как поиском виновников неудач в первый период войны, объяснить невозможно.
Имеется ряд чисто организационных причин - разрешительно-контрольная система РФ, действующая в сфере военно-технического сотрудничества (ВТС), так называемые перечни # 1 и # 2 и т.п., - делающих невозможными поставки вооружения напрямую из Российской Федерации в Ирак. Документы, которые определяют экспорт образцов ВВТ, проходят достаточно долгую процедуру согласования в министерствах и ведомствах, прежде чем подписывается разрешение правительства или распоряжение президента.
Вместе с тем возможна поставка оружия и техники в государства, на которые наложены запретительные санкции, через третьи страны. Но об этом поставщик ВВТ может даже не подозревать - в данном случае ответственность за реэкспорт целиком и полностью ложится на государство, с которым у России заключен контракт.
- В какой степени радиоэлектронная борьба может противодействовать высокоточному оружию, роль которого в войнах нового поколения постоянно растет?
- В современных условиях под высокоточным оружием понимается синтезированная система вооружения, основанная на интеграции традиционных средств поражения (крылатые ракеты, управляемые авиабомбы и т.д.), навигации, наведения и корректировки, электронной цифровой картографии и информационных технологий, размещенных на различных платформах - космических, морских и авиационных. Базой высокоточного оружия для бесконтактных войн являются разведывательно-ударные комплексы, объединенные в глобальные боевые системы управления вооруженными силами.
Борьба с ВТО представляет собой достаточно сложную задачу, и в этом случае один из способов защиты объектов нападения - применение средств РЭБ. Однако задача борьбы с системой вооружения также решается системными подходами и комплексами мер. Считать, что средства РЭБ могут решить вопрос полного срыва выполнения задач высокоточным оружием бессмысленно, вместе с тем они могут стать серьезным дополнением огневых средств поражения.
- США заявили о том, что иракские войска использовали передатчики помех для противодействия системам наведения, использующим информацию GPS. Насколько эффективными могли быть такие устройства?
- Запуск ВТО при бесконтактных способах проведения боевых операций осуществляется с дальности 300-800 километров. Большую часть расстояния до цели крылатые ракеты типа "Томагавк" проходят по заранее заданной программе в режиме радиомолчания на безопасных от систем ПВО противника режимах и высотах. На заключительном этапе полета происходит корректировка местоположения крылатых ракет с помощью навигационной системы GPS, использующей космические аппараты НАВСТАР и включение систем активного, полуактивного, телевизионного, лазерного или тепловизионного наведения на цель.
Средства РЭБ для борьбы с ВТО могут использоваться для создания помех как головкам самонаведения крылатых ракет обычными методами, которые широко известны, так и системам космической навигации GPS. При этом могут быть применены традиционные шумовые помехи и прицельные ответные помехи.
В конкретном случае речь идет о станции постановки помех, использующей белый шум (в качестве источника мощного излучения используется магнетрон от СВЧ-печи), чтобы подавить сигналы корректировки GPS в пределах относительно небольшой территории. В случае если эти станции каким-то образом очутились в Ираке, приняли участие в боевых действиях и показали свою эффективность, то как следствие необходимо отметить, что система GPS имеет низкую помехозащищенность.
Эффективность подавления систем наведения шумовыми помехами должна быть невысокой из-за невозможности постановки помех большой орбитальной группировки спутников НАВСТАР.