В ходе рабочей поездки по Северо-Кавказскому военному округу министр обороны России Сергей Иванов должен оценить боеготовность войск и проконтролировать ход контртеррористической операции на Северном Кавказе.
Запланированный график работы, по-видимому, должна скорректировать произошедшая накануне визита авиакатастрофа в Краснодарском военном авиационном институте на аэродроме "Кущевский".
14 июля в 20:55 во время завершения учебного полета с целью проверки инструкторских навыков в обучении пилотированию по приборам при заходе на посадку в районе ближнего привода (один километр до взлетно-посадочной полосы) произошло резкое падение самолета Л-39. Летчики - майор Андрей Пилипчук (1972 г.р.) и капитан Роман Подкопников (1975 г.р.) - катапультировались, но из-за недостаточной высоты погибли.
Бортовые самописцы, обнаруженные на месте падения самолета, расшифровываются членами комиссии службы безопасности полетов Минобороны РФ. По факту авиакатастрофы военным прокурором Краснодарского гарнизона возбуждено уголовное дело по статье "Нарушение правил полета или подготовки к нему". Рассматриваются две возможные причины катастрофы - техническая и ошибка пилотирования. В качестве технической эксперты не исключают попадание в двигатель птицы или инородного тела. Изучается и версия ошибки пилотирования.
Но одно можно утверждать совершенно определенно - в немалой степени это следствие катастрофического состояния оснащения наших Вооруженных сил.
До сих пор учебно-тренировочный самолет Л-39, разработанный еще в 1968 г. чехословацкой компанией "Аэро Водоходы" и оснащенный отечественным двухконтурным турбореактивным двигателем, является фактически единственным учебно-тренировочным самолетом сначала советских, а затем и российских ВВС. Поставки этих самолетов давно прекращены. Большая часть имеющихся выработала ресурс. И количество их неуклонно сокращается в результате аварий и катастроф.
Так, 19 апреля 2001 г. на аэродроме "Тихорецк" произошла авария Л-39. Летчик сумел катапультироваться. 11 июля 2001 г. два летчика погибли в результате катастрофы Л-39 Балашовского военно-авиационного института на аэродроме "Мичуринск". 14 июня 2002 г. в Краснодарском крае при выполнении учебно-тренировочного полета разбился Л-39. Летчикам удалось катапультироваться. 20 июня 2002 г. произошла катастрофа Л-39 на аэродроме "Тихорецк". Курсант, пилотировавший самолет, погиб. 12 августа 2002 г. из-за отказа двигателя разбился Л-39 в Тамбовской области. Инструктор и курсант катапультировались.
Между тем в высших учебных заведениях Минобороны РФ ощущается острая нехватка образцов современного вооружения и военной техники. В частности, в вузах ВВС исправная авиатехника составляет только 20% от списочной и 32% от штатной численности. В период 1994-2003 гг. в вузы ВВС не было поставлено практически ни одного экземпляра перспективного вооружения и военной техники. Из-за недостаточного финансирования не выполняется план ремонта авиатехники на предприятиях промышленности. Образцы ВВТ, которые используются в инженерных вузах для изучения на земле, в большинстве своем практически неисправны. На 95% летательных аппаратов закончился назначенный ресурс двигателей и вспомогательных силовых установок, бортовое оборудование исправно на 40-42%. В связи с ежегодным снижением обеспеченности вузов ВВС авиационным топливом и горюче-смазочными материалами учебная программа по налету курсантов не выполняется даже наполовину.
Анализ состояния учебно-материальной базы вузов Сухопутных войск, Военно-морского флота показывает ту же картину. Большая часть имеющихся в них учебно-тренировочных средств имеет предельные сроки эксплуатации. Они ненадежны в работе и нуждаются в замене. Уже около десяти лет практически не поставляются вооружение и военная техника, тренажеры, вычислительная техника, технические средства обучения. Обеспеченность топливом также не превышает и половины потребностей.
А перспективы пока рисуются радужными только в обещаниях и планах руководства Минобороны.
По словам главнокомандующего Военно-воздушными силами России генерал-полковника Владимира Михайлова ВВС уже в этом году получат четыре новых учебно-боевых самолета Як-130, разработанных в ОКБ им. А.С. Яковлева.
Неужели дело сдвинулось с мертвой точки? Конечно, это радует, но с каким опозданием? Ведь еще в начале 1990-х гг. были созданы учебно-тренировочные самолеты Як-130 и МиГ-АТ, призванные заменить Л-29 и Л-39. Однако из-за финансовых проблем курсанты до сих пор не смогли пересесть на новую технику. И долгое время не принималось окончательное решение, какой из этих учебных самолетов выбрать.
По словам Михайлова, ВВС не могут брать на вооружение в полном объеме учебно-тренировочный самолет МиГ-АТ, потому что и авионика, и двигатель у этой машины - французского производства.
Судя по всему, предпочтение отдается Як-130. Этот самолет имеет взлетную массу 6 т, запас топлива - 1,8 т, максимальную скорость - 1000 км/ч, посадочную - 190 км/ч, практический потолок - 12000 метров. Аэродинамическая компоновка обеспечивает возможность управляемого полета на углах атаки до 42 градусов. Маневренные характеристики самолета обеспечивают имитацию полета на современных и перспективных боевых машинах. В настоящее время на Нижегородском авиационном заводе по заказу ВВС строится предсерийная партия из 10 Як-130. Планируется, что они будут переданы в 2003-2004 гг. в первую очередь в Краснодарский военный авиационный институт. А до 2010 г. все летные училища ВВС будут перевооружены на авиатехнику нового поколения. Именно к этому сроку Л-39 окончательно выработают свой ресурс.