0
1272
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

01.08.2003 00:00:00

Растраченное наследство Советской Армии

Тэги: узбекистан, армия, наследство, ссср


РЕСПУБЛИКА Узбекистан (РУ) обладает немалыми природными ресурсами, имеет развитую шоссейную, железнодорожную и аэродромную сеть и ирригационную систему, располагает многочисленными учебными и научными заведениями, относительно однородным в этническом и религиозном отношении населением. После распада СССР официальный Ташкент то и дело стремится подчеркнуть свою независимость от России и наладить тесные связи с западными странами в надежде получить современные технологии и крупные инвестиции для решения своих социально-экономических проблем.

В ОБХОД РОССИИ, ДАЛЬШЕ ОТ МОСКВЫ

Именно с этой целью в Узбекистане изучались возможности использования обходных шоссейных и железнодорожных маршрутов, выводящих к иностранным морским портам, минуя территорию России, а также вопросы транспортировки экспортных, импортных и транзитных грузов. Ташкент присоединился к амбициозной программе возрождения древнейшего караванного маршрута - Великого шелкового пути, который получил название ТРАСЕКА, финансируется Европейским Союзом и поддерживается США. Основная цель ЕС и Вашингтона заключается в том, чтобы вывести Узбекистан и другие страны СНГ из сферы влияния Москвы.

Между тем проведенный в Ташкенте еще в начале 1990-х гг. анализ возможностей обходных маршрутов показал их невыгодность по целому ряду причин. Правота специалистов подтверждается тем, что Узбекистан (как и другие страны СНГ) по-прежнему использует транспортные и другие ресурсы России. В то же время руководство республики предприняло ряд шагов экономического характера, чтобы добиться определенного сокращения зависимости от поставок из России. Однако Россия по-прежнему является основным экспортером РУ всей вышеназванной и жизненно необходимой продукции.

Экономическое положение Узбекистана, несмотря на оптимистические заявления президента Каримова, оставляет желать лучшего. Так, в республике мало промышленных предприятий с законченным циклом производства, промышленное и сельскохозяйственное производство растет медленными темпами, ощущается нехватка воды, оборудования, сельскохозяйственной и другой техники.

НЕ ТЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Многие авторы в российских СМИ заявляют, что Узбекистан обладает "наибольшим военным потенциалом" среди центральноазиатских республик, что "эта страна по праву считается ведущей в данном регионе", "играет активную роль в развитии здешней военно-политической обстановки". Но так ли это на самом деле?

Узбекистан вовсе не располагает "наибольшим военным потенциалом" - он имеет лишь большие мобилизационные ресурсы. До основания развалены боеспособные части и соединения бывшего Туркестанского военного округа, дислоцированные на территории Узбекистана и переданные ему в начале 1990-х гг. Воплотить в жизнь задумки о создании немногочисленной и высокоэффективной армии трудно из-за нехватки старших офицеров и генералов, имеющих опыт командно-штабной работы. Сложным остается положение дел со средним и младшим командным составом и хронической нехваткой современных вооружений и боевой техники. В результате военной реформы в 1992-1995 гг. из узбекской армии произошел отток офицеров-славян, которых не смогли заменить национальные кадры.

По распоряжению Совета по национальной безопасности РУ в начале 1996 г. была проведена "успешная работа" по расформированию органов оперативной агентурной разведки. В результате Узбекистан и его армия оказались "слепыми" и "глухими". Попытки отдельных офицеров-разведчиков и нынешнего министра обороны Кадыра Гулямова восстановить ряд органов оперативной и стратегической разведки, необходимую учебно-материальную базу блокируются в высших инстанциях, что чревато негативными последствиями. А ведь Ташкент уже столкнулся с фактором внезапности при вторжении террористических и диверсионных групп Исламского движения Узбекистана и других боевиков на отдельных участках границы с Таджикистаном и Киргизией.

ПВО Узбекистана оказалась настолько парализованной, что до недавнего времени практически не могла воспрепятствовать нарушениям воздушных рубежей республики. Поэтому в июне 2000 г. Ташкент присоединился к Единой системе ПВО стран СНГ (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия), осуществляющей совместный мониторинг и охрану воздушного пространства над территорией бывшего СССР. В рамках данной системы было заключено межправительственное соглашение между Россией и Узбекистаном о порядке предоставления РУ российских военных полигонов для проведения учебных стрельб силами и средствами противовоздушной обороны.

ЗАВИСИМОСТЬ НЕЗАВИСИМЫХ

В Узбекистане отсутствует военная промышленность, поэтому вооруженные силы оснащены ВВТ иностранного производства, в основном бывшего советского и российского, периодически нуждаются в их обновлении, ремонте и модернизации. Недовольство режимом Каримова, близкое соседство с неспокойными Таджикистаном и Афганистаном, антиправительственная деятельность Исламского движения Узбекистана и ряда других экстремистских организаций, взаимные территориальные и сырьевые претензии с Кыргызстаном и Казахстаном привели к росту военных расходов с 189 млн. долл. в 1994 г. до 660 млн. долл. в 2001 г., хотя и они не удовлетворяют потребностей армии.

Ташкент вынужден продолжать сотрудничество с Москвой. Так, в конце 2000 г. Узбекистан заявил о готовности выделить до 300 млн. долл. на закупки в России стрелкового оружия, средств связи, бронетехники, вертолетов Ми-8, авиационных неуправляемых ракет, запчастей, на ремонт и модернизацию авиационной техники, оперативно-тактических ракет и систем ПВО.

Государственный долг Узбекистана перед РФ достигал 600 млн. долл., и российская сторона настаивала на частичной оплате ВВТ валютой. В мае 2001 г. была достигнута договоренность, что только часть стоимости импортируемых из России вооружений будет возмещена товарными поставками хлопка, газа и сельскохозяйственной продукции (цены - порядка 60% от мировых рыночных).

В рамках Договора о дальнейшем углублении всестороннего сотрудничества в военной и военно-технической областях от 1999 г. в высших военных учебных заведениях России с осени 2000 г. приступили к обучению 70 военнослужащих из Узбекистана, в том числе 5 офицеров.

У России и Узбекистана есть совместные проекты по производству и экспорту модифицированного военно-транспортного самолета Ил-76МФ. В то же время РУ подписала соглашение о военно-техническом сотрудничестве с США и предоставила американцам несколько своих аэродромов. Узбекские руководители мечутся на международной арене: сначала Ташкент выходит из Договора о коллективной безопасности СНГ 1992 г., затем присоединяется к ГУУАМ, а недавно и к Шанхайской организации сотрудничества.

ТРЕВОЖНЫЕ СИМПТОМЫ

Следовательно, РУ в целом не обладает значительным потенциалом и не в силах претендовать на роль ведущей страны в Центральной Азии, а тем более в Южной Азии. В то же время амбициозные взгляды президента Каримова и его ближайшего окружения, нынешние проблемы Узбекистана с Таджикистаном, Киргизией и Казахстаном могут создать предпосылки для возникновения новых очагов напряженности, чреватых межгосударственными конфликтами.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Новая администрация начинает формирование крупнейшей сети дата-центров

0
544
Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Елена Крапчатова

В российской столице официально зарегистрированы 1,4 миллиона добровольцев, готовых помогать горожанам

0
306
Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Михаил Сергеев

Блокада Киевом транзита голубого топлива потребует от ЕС дополнительных расходов

0
576
И зеркало, зеркало, зеркало…

И зеркало, зеркало, зеркало…

Антон Ровнер

Исполняется 85 лет со дня рождения писателя, философа и мистика Аркадия Ровнера

0
364

Другие новости