РЕСПУБЛИКА Узбекистан (РУ) обладает немалыми природными ресурсами, имеет развитую шоссейную, железнодорожную и аэродромную сеть и ирригационную систему, располагает многочисленными учебными и научными заведениями, относительно однородным в этническом и религиозном отношении населением. После распада СССР официальный Ташкент то и дело стремится подчеркнуть свою независимость от России и наладить тесные связи с западными странами в надежде получить современные технологии и крупные инвестиции для решения своих социально-экономических проблем.
В ОБХОД РОССИИ, ДАЛЬШЕ ОТ МОСКВЫ
Именно с этой целью в Узбекистане изучались возможности использования обходных шоссейных и железнодорожных маршрутов, выводящих к иностранным морским портам, минуя территорию России, а также вопросы транспортировки экспортных, импортных и транзитных грузов. Ташкент присоединился к амбициозной программе возрождения древнейшего караванного маршрута - Великого шелкового пути, который получил название ТРАСЕКА, финансируется Европейским Союзом и поддерживается США. Основная цель ЕС и Вашингтона заключается в том, чтобы вывести Узбекистан и другие страны СНГ из сферы влияния Москвы.
Между тем проведенный в Ташкенте еще в начале 1990-х гг. анализ возможностей обходных маршрутов показал их невыгодность по целому ряду причин. Правота специалистов подтверждается тем, что Узбекистан (как и другие страны СНГ) по-прежнему использует транспортные и другие ресурсы России. В то же время руководство республики предприняло ряд шагов экономического характера, чтобы добиться определенного сокращения зависимости от поставок из России. Однако Россия по-прежнему является основным экспортером РУ всей вышеназванной и жизненно необходимой продукции.
Экономическое положение Узбекистана, несмотря на оптимистические заявления президента Каримова, оставляет желать лучшего. Так, в республике мало промышленных предприятий с законченным циклом производства, промышленное и сельскохозяйственное производство растет медленными темпами, ощущается нехватка воды, оборудования, сельскохозяйственной и другой техники.
НЕ ТЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Многие авторы в российских СМИ заявляют, что Узбекистан обладает "наибольшим военным потенциалом" среди центральноазиатских республик, что "эта страна по праву считается ведущей в данном регионе", "играет активную роль в развитии здешней военно-политической обстановки". Но так ли это на самом деле?
Узбекистан вовсе не располагает "наибольшим военным потенциалом" - он имеет лишь большие мобилизационные ресурсы. До основания развалены боеспособные части и соединения бывшего Туркестанского военного округа, дислоцированные на территории Узбекистана и переданные ему в начале 1990-х гг. Воплотить в жизнь задумки о создании немногочисленной и высокоэффективной армии трудно из-за нехватки старших офицеров и генералов, имеющих опыт командно-штабной работы. Сложным остается положение дел со средним и младшим командным составом и хронической нехваткой современных вооружений и боевой техники. В результате военной реформы в 1992-1995 гг. из узбекской армии произошел отток офицеров-славян, которых не смогли заменить национальные кадры.
По распоряжению Совета по национальной безопасности РУ в начале 1996 г. была проведена "успешная работа" по расформированию органов оперативной агентурной разведки. В результате Узбекистан и его армия оказались "слепыми" и "глухими". Попытки отдельных офицеров-разведчиков и нынешнего министра обороны Кадыра Гулямова восстановить ряд органов оперативной и стратегической разведки, необходимую учебно-материальную базу блокируются в высших инстанциях, что чревато негативными последствиями. А ведь Ташкент уже столкнулся с фактором внезапности при вторжении террористических и диверсионных групп Исламского движения Узбекистана и других боевиков на отдельных участках границы с Таджикистаном и Киргизией.
ПВО Узбекистана оказалась настолько парализованной, что до недавнего времени практически не могла воспрепятствовать нарушениям воздушных рубежей республики. Поэтому в июне 2000 г. Ташкент присоединился к Единой системе ПВО стран СНГ (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия), осуществляющей совместный мониторинг и охрану воздушного пространства над территорией бывшего СССР. В рамках данной системы было заключено межправительственное соглашение между Россией и Узбекистаном о порядке предоставления РУ российских военных полигонов для проведения учебных стрельб силами и средствами противовоздушной обороны.
ЗАВИСИМОСТЬ НЕЗАВИСИМЫХ
В Узбекистане отсутствует военная промышленность, поэтому вооруженные силы оснащены ВВТ иностранного производства, в основном бывшего советского и российского, периодически нуждаются в их обновлении, ремонте и модернизации. Недовольство режимом Каримова, близкое соседство с неспокойными Таджикистаном и Афганистаном, антиправительственная деятельность Исламского движения Узбекистана и ряда других экстремистских организаций, взаимные территориальные и сырьевые претензии с Кыргызстаном и Казахстаном привели к росту военных расходов с 189 млн. долл. в 1994 г. до 660 млн. долл. в 2001 г., хотя и они не удовлетворяют потребностей армии.
Ташкент вынужден продолжать сотрудничество с Москвой. Так, в конце 2000 г. Узбекистан заявил о готовности выделить до 300 млн. долл. на закупки в России стрелкового оружия, средств связи, бронетехники, вертолетов Ми-8, авиационных неуправляемых ракет, запчастей, на ремонт и модернизацию авиационной техники, оперативно-тактических ракет и систем ПВО.
Государственный долг Узбекистана перед РФ достигал 600 млн. долл., и российская сторона настаивала на частичной оплате ВВТ валютой. В мае 2001 г. была достигнута договоренность, что только часть стоимости импортируемых из России вооружений будет возмещена товарными поставками хлопка, газа и сельскохозяйственной продукции (цены - порядка 60% от мировых рыночных).
В рамках Договора о дальнейшем углублении всестороннего сотрудничества в военной и военно-технической областях от 1999 г. в высших военных учебных заведениях России с осени 2000 г. приступили к обучению 70 военнослужащих из Узбекистана, в том числе 5 офицеров.
У России и Узбекистана есть совместные проекты по производству и экспорту модифицированного военно-транспортного самолета Ил-76МФ. В то же время РУ подписала соглашение о военно-техническом сотрудничестве с США и предоставила американцам несколько своих аэродромов. Узбекские руководители мечутся на международной арене: сначала Ташкент выходит из Договора о коллективной безопасности СНГ 1992 г., затем присоединяется к ГУУАМ, а недавно и к Шанхайской организации сотрудничества.
ТРЕВОЖНЫЕ СИМПТОМЫ
Следовательно, РУ в целом не обладает значительным потенциалом и не в силах претендовать на роль ведущей страны в Центральной Азии, а тем более в Южной Азии. В то же время амбициозные взгляды президента Каримова и его ближайшего окружения, нынешние проблемы Узбекистана с Таджикистаном, Киргизией и Казахстаном могут создать предпосылки для возникновения новых очагов напряженности, чреватых межгосударственными конфликтами.