Последние три года арабо-израильский конфликт подается российскими СМИ как противостояние между евреями и палестинцами. За время, прошедшее с начала "интифады Аль-Акса", как окрестили ее журналисты в сентябре 2000 г., многие международные обозреватели как будто не замечают других военно-политических событий, происходящих вокруг Израиля.
Автору этой заметки довелось стать свидетелем одного из наиболее значительных военно-политических событий последних лет на Ближнем Востоке, произошедшего в период с 20 по 24 мая 2000 г., - освобождения Южного Ливана от израильской оккупации. Находясь в Ливане в качестве военного наблюдателя на ливано-израильской границе, я в это время работал в составе группы наблюдателей Органа ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия (ОНВУП) на юге Ливана.
ИСТОРИЯ КОНФЛИКТА
Вооруженный конфликт на юге Ливана - это составная часть арабо-израильского противостояния. Начавшись в 1948 г., когда Ливан вместе с Египтом, Сирией, Ираком и Транс- иорданией выступил против создания Государства Израиль, провозгласившего свою независимость 14 мая, он продолжается, прерываемый короткими периодами затиший, почти 55 лет. Самый маленький по своей территории и числу жителей, Ливан является лидером всего региона по числу религиозных конфессий и проживающих в нем народностей. Разработанное в 1943 г. межконфессиональное и межнациональное соглашение о разделении сфер влияния между различными группами, представляющими наиболее многочисленные общины - мусульман-суннитов, мусульман-шиитов, христиан и друзов, - получило название "Национальный пакт". Однако он не предотвратил внутриливанского конфликта, достигшего своего апогея в гражданских войнах 1958 г. и 1975-1976 гг. Созданная христианами "фаланга" - милиционное вооруженное формирование - стала противовесом хорошо организованным и вооруженным палестинским группировкам, действовавшим в Ливане. Палестинские террористические группы осуществляли рейды на территорию Израиля. Юг Ливана, долина Бекаа и столица страны подвергались постоянным ответным "актам возмездия" со стороны израильской армии, которые сопровождались многочисленными жертвами мирного населения обеих стран. Руководство Израиля увидело в лице ливанских христиан-фалангистов своих стратегических союзников.
Национально-освободительную борьбу против израильской оккупации вели одновременно несколько политических групп: исламские группировки "Амаль" и "Хезболлах", палестинские группы сопротивления, коммунистическая и социалистическая партии Ливана, ряд других организаций, создавших военные отряды. Ливанское правительство, заключившее соглашение с Сирией о вводе ее войск на территорию страны, оставалось относительно индифферентно к вооруженной борьбе за освобождение своей оккупированной территории.
Основные борцы за освобождение Ливана ("Амаль" и "Хезболлах", возникшая в 1982 г. шиитская политическая партия) получали поддержку для вооруженной борьбы из-за границы. В свое время Советский Союз также поддержал "борьбу против сионизма", обучив бойцов ливанского сопротивления методам ведения боевых действий. В 90-е гг. прошлого века основная часть финансовой и военной помощи военизированным группировкам этих партий поступала из Сирии и Ирана. Наиболее кровавыми оказались периоды арабо-израильских войн и операция "Мир Галилее", проводившаяся израильтянами в 1982-1983 гг. Массовые убийства мирных палестинцев в лагерях Сабра и Шатилла, взрывы автомобилей у казарм французских и американских миротворцев унесли жизни нескольких тысяч человек. Общие потери за 55 лет противостояния на "ливанском направлении" составили до 100 тыс. человек убитых и раненых.
С июня по декабрь 1958 г. существовала Группа Организации Объединенных Наций по наблюдению в Ливане (ГООННЛ). Эта миссия, являвшаяся попыткой США и Франции вмешаться посредством ООН в гражданскую войну в Ливане, окончилась полным провалом. После вторжения израильских войск на территорию Ливана в марте 1978 г. в соответствии с резолюциями 425 и 426 Совета Безопасности ООН были созданы Временные силы Организации Объединенных Наций в Ливане (ВСООНЛ).
ОСВОБОЖДЕНИЕ
Освобождение юга Ливана от израильской оккупации, продолжавшейся около 22 лет, произошло быстро и с минимальными человеческими жертвами. Основная фаза освобождения продолжалась с 20 по 24 мая 2000 г. Руководство действиями вооруженной группировки взяли на себя представители двух исламских партий - "Амаля" и "Хезболлы", - обеспечившие координацию своих усилий на заключительной стадии операции и привлекшие на свою сторону другие заинтересованные политические силы. Исламские политические партии Ливана, пользующиеся поддержкой Ирана и Сирии, сумели организовать мощную пропагандистскую кампанию, поддержанную СМИ арабских стран и ряда информационных источников Запада. На заключительной стадии операции было активизировано исламское население (в большинстве своем - шииты) южных и центральных районов Ливана. Произраильская Армия Южного Ливана, большую часть которой к тому времени составляли мусульмане, была деморализована. Желание оказывать сопротивление высказывалось только руководством и частью личного состава христианского вероисповедания. Поспешная эвакуация израильских подразделений из Южного Ливана скорее напоминала бегство.
При помощи ООН была установлена новая граница по линии между владениями Англии и Франции в соответствии с соглашением между бывшими колониальными державами 1923 г. Все лето 2000 г. продолжалась ее маркировка. Израильская сторона до осени продолжала ее инженерное оборудование в ряде секторов. В результате бегства из Южного Ливана на территорию Израиля прибыло от 5 до 8 тыс. беженцев, которые были размещены в северных районах страны. Получив от Израиля материальную помощь и поняв, что там они никому не нужны, многие солдаты Армии Южного Ливана с лета 2000 г. до весны 2001 г. вернулись в Ливан, где за сотрудничество с оккупантами они получили непродолжительные сроки тюремного заключения. До сегодняшнего дня на территории Израиля остаются только бывший командующий генерал Антуан Лахад, а также небольшая группа старших офицеров южноливанской армии и службы безопасности, заочно приговоренных у себя на родине к смертной казни.
МИРНАЯ ЖИЗНЬ
В целом обстановка на освобожденной территории относительно спокойная. Мусульманское население, в настоящий момент составляющее большую часть населения юга Ливана, поддержало своих освободителей на парламентских выборах в сентябре 2000 г. В города и деревни юга вернулось большое количество жителей, бежавших оттуда в годы гражданской войны и израильской оккупации.
Экономический рост Южного Ливана сдерживается целым рядом факторов, самыми значительными из которых продолжают оставаться социальная нестабильность и военная опасность. Отношения между христианской и мусульманскими общинами Южного Ливана сегодня характеризуются значительным недоверием друг другу. Вооруженные силы Ливана до сих пор не установили контроля за южной границей страны. Войска ООН продолжают наблюдать и докладывать в штаб-квартиру в Нью-Йорке о продолжающихся нарушениях со стороны Армии обороны Израиля и бойцов движения "Хезболлах". ВВС Израиля практически ежедневно нарушают воздушное пространство Ливана. "Хезболлах" практически взяла под свой контроль южную границу страны. Основная часть ее военных операций проводится в районе находящегося на Голанских высотах населенного пункта Шеба, где, по мнению ливанцев, Израиль продолжает удерживать часть захваченной в арабо-израильских войнах ливанской земли.
Ирригационные работы, проводимые на ливанских реках, являющихся частью бассейна Тивериадского озера в Израиле, уменьшают объем воды в этом важнейшем водном резервуаре Ближнего Востока, что, безусловно, не может не стать новой причиной напряженности в отношениях между странами региона. Продолжающееся вооруженное палестино-израильское противостояние, оккупация Израилем Голанских высот, другие внутренние и внешние проблемы не позволяют говорить сегодня о полной стабилизации обстановки в Южном Ливане.
ПРОБЛЕМА НЕ РЕШЕНА
Действия военно-политического руководства США и некоторых других западных стран, поддерживающих позиции Израиля, говорят о том, что ожидать скорейшего мирного разешения арабо-израильского конфликта не стоит. Разработанная для израильтян и палестинцев "Дорожная карта" не учитывает целого ряда внешних факторов, воздействующих на политическую обстановку в Израиле и регионе. Хезболлах, другие ливанские политические партии и группировки, выступающие за продолжение борьбы против израильского государства, являются серьезным препятствием на пути мирного урегулирования. Тем более неприемлем вариант, предлагаемый США, так как "Хезболлах" является одним из важнейших элементов ливанской политической системы, одним из опор фундамента относительной политической стабильности в Ливане. Запрещение (а тем более физическое уничтожение) ведущей исламской партии может всколыхнуть ситуацию в Южном Ливане и вылиться в эскалацию вооруженных столкновений на северной границе Израиля. Между тем, три года относительно мирного развития Южного Ливана, находящегося под военно-политическим контролем "террористической", по американским меркам, "партии Аллаха", говорят о том, что соблюдение определенных "правил игры" всеми сторонами конфликта может быть успешной альтернативой прямому вооруженному противостоянию. Мир в регионе может быть установлен только путем решения всего комплекса военно-политических, социально-экономических и геополитических проблем Ближнего Востока.