НЕСМОТРЯ на определенную гуманизацию общественной жизни на протяжении последних веков, война как излюбленный элемент политики государств продолжает служить зримым подтверждением дарвиновской теории эволюции - ни уровень экономического развития страны, ни вековые традиции гуманизма в литературе не способны остановить ни лейтенанта Келли, ни полковника Буданова по крайней мере от расправ с мирным населением, которое с 1949 г. находится под защитой Женевских конвенций. Некоторые попытки очеловечивания войны предпринимались и раньше - еще в 1863 г. был создан Международный комитет Красного креста, по предложению которого швейцарское правительство созвало конференцию для принятия конвенции об улучшении участи раненых во время сухопутной войны. Зверства второй мировой войны предопределили дальнейшее развитие гуманитарного права с созданием прецедента ответственности за военные преступления - Нюрнбергский и Токийский трибуналы вынесли суровые приговоры организаторам агрессии, несмотря на высказанные возражения по поводу того, что закон об ответственности за эти преступления в момент их совершения еще не существовал.
К сожалению, нюрнбергские уроки не пошли впрок политикам - зверства и в наши дни продолжаются повсеместно, что в какой-то мере может объясняться предвзятым подходом мирового сообщества и отдельных политических сил к тем или иным событиям международной жизни. Стычки некогда братских народов на территории бывшей Югославии вызвали удивительную реакцию мирового сообщества, возложившего всю вину за военные преступления, которые совершались там с 1991 г. по настоящее время, преимущественно на сербское население (например, санкции, поставившие Сербию на колени, были приняты в связи со взрывом на сараевском рынке, который, как выяснилось позднее, был организован отнюдь не сербами). Сквозь пальцы смотрела (и продолжает смотреть) мировая общественность на выдавливание сербского населения из бывших субъектов югославской федерации, но весьма строго отнеслась к аналогичным действиям сербов. За этнические чистки и другие военные преступления ряд руководителей бывшей Югославии предстали перед Международным трибуналом по бывшей Югославии - учреждением сомнительной компетенции (создано решением Совета Безопасности ООН) и в лучших традициях ВЧК совмещающим функции следствия и суда, с огромными полномочиями обвинителя (который вправе возбудить производство по делу или прекратить его по своему усмотрению) и неумолимой строгостью по отношению к лицам определенной национальности.
Близкая ситуация сложилась в Руанде - небольшом государстве в Экваториальной Африке с трагической судьбой. Некогда заселенная пигмеями, в средние века территория Руанды подверглась колонизации земледельцев хуту, а после появления скотоводов тутси возникло единое государство, в котором тутси играли роль своеобразной аристократии. Бесконечные распри между хуту и тутси постоянно разжигали бельгийские колонизаторы и после провозглашения независимости Руанды страну несколько лет потрясали кровавые столкновения. Однако резня 90-х гг. перешла все мыслимые границы и благодаря вмешательству ООН после некоторого умиротворения преступлениями, совершенными в Руанде, занялся специальный трибунал. Здесь также не удалось достичь консенсуса - оценке подверглись в основном неприглядные деяния хуту, тогда как попытки поставить под сомнение деятельность тутси не встретили понимания сильных мира сего.
Несмотря на сложности достижения справедливости, деятельность международных трибуналов немало способствовала развитию международного гуманитарного права и сделала возможным подготовку создания Международного уголовного суда, грозящего карой за совершение военных преступлений лицам, которые находятся на территории стран, согласившихся сотрудничать с судом. Именно поэтому ряд великих держав, ведущих активную внешнюю и внутреннюю политику и замешанных в различных кровопролитиях, не склонны признавать его юрисдикцию - США, присоединившись к статуту в 2000 г., отозвали свою подпись, а Россия, подписав его, не спешит с ратификацией, сознавая сопряженный с нею риск в связи с событиями в Чечне - как известно, восстановление конституционного порядка с трудом обходится без насилия по отношению к мирному населению.
На прошлой неделе Международный комитет Красного креста организовал в Москве курс международного гуманитарного права для практических работников стран СНГ, в рамках которого перед участниками выступили юристы-международники, специализирующиеся в данной области. Об опыте работы в Международном трибунале по Руанде и своих наблюдениях по поводу развития международного гуманитарного права рассказал корреспонденту "НВО" бывший судья от России Яков Островский.
- Конфликт в Руанде, подвергшийся оценке трибунала, в работе которого Вы принимали участие, является внутренним конфликтом наподобие того, который в течение многих лет мешает нормальной жизни в России. Возможен ли обеспечить правопорядок в условиях соблюдения Россией своих обязательств в сфере гуманитарного права?
- Правопорядок только тогда и будет возможен - при условии соблюдения Россией своих обязательств, в том числе и международно-правовых. К сожалению, государства - и не только Россия - продолжают действовать так, как они считают нужным в данный момент, невзирая ни на какие обязательства.
- Если бы США присоединились бы к Римскому статуту, но не стали его соблюдать, заставить их было бы невозможно?
- Действительно, принуждение крупных государств к соблюдению своих обязательств часто затруднено. И все же одно дело - не иметь никаких обязательств, и совсем другое - иметь обязательства и не соблюдать их. Поэтому усилия международного сообщества по привлечению крупных государств к работе таких учреждений как Международный уголовный суд разумны и оправданны.