0
670
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

17.10.2003 00:00:00

Обеспокоенность с последующим удовлетворением

Тэги: иванов, доктрина, нато


РАСПАД Советского Союза, вступление России на путь развития рыночной экономики, исчезновение явного врага в лице стран Варшавского договора и активизация мирового терроризма в значительной мере изменили противостояние сил в мире и заставили США и НАТО искать новые приоритеты военной политики.

На прошлой неделе мировые и отечественные СМИ активно комментировали совещание высшего командного состава ВС РФ и визит министра обороны Сергея Иванова в Северную и Южную Америку, в ходе которого он посетил неформальную встречу министров обороны 26 стран НАТО. Главной темой встречи, состоявшейся на американской военной базе, в районе города Колорадо-Спрингс, была тема модернизации военных контингентов альянса и создания сил быстрого реагирования. В ней также принимали участие и министры обороны семи стран - кандидатов в члены НАТО. В первый день совещания руководители военных ведомств учились воевать с мировым терроризмом. Учения проводились в форме семинара и назывались "Динамичный ответ-007". Пентагоновский начальник Дональд Рамсфелд так охарактеризовал их результаты: "...этот семинар пролил свет на тот факт, что НАТО должна модернизировать свои силы и адаптировать свои структуры, принимающие решения".

За неделю до натовского собрания министров на состоявшемся в начале октября совещании министр обороны России сделал ряд программных заявлений о приоритетных направлениях военного строительстве в новых условиях и о некоторых новых векторах военной стратегии, обусловленных изменившимся характером угроз национальной безопасности РФ. Его заявления были подтверждены Владимиром Путиным, который, фактически повторил все основные заявления своего министра. Особую реакцию стран Североатлантического альянса вызвало заявление руководителя военного ведомства о нанесении превентивных ударов, сохранении и развитии ядерного потенциала и использовании ВС в районах национальных, экономических и союзнических интересов России.

На форуме военных руководителей Сергею Иванову пришлось разъяснять позицию военно-политического руководства РФ и давать комментарии к сделанным ранее заявлениям. Выступая перед министрами НАТО, он сказал, что "Россия не рассматривает ни в каких сценариях и вариантах нанесение первой удара с применением стратегического ядерного оружия". "Теоретически мы не исключаем применения ядерного оружия, но лишь в том случае, если никакие другие меры не в состоянии были остановить угрозу безопасности России, ее граждан и союзников", - заявил министр. Он подчеркнул, что у России есть ядерные силы, "они будут у России всегда, будут развиваться, но мы рассматриваем их как политическое средство сдерживания". Он предложил НАТО совместно с РФ выработать единые подходы к борьбе с распространением оружия массового уничтожения и терроризмом.

На пресс-конференции, которая состоялась после заседания Совета РФ-НАТО, Сергей Иванов, отвечая на вопросы журналистов, еще раз опроверг сообщения о том, что Россия рассматривает возможность нанесения превентивных ударов с применением ядерного оружия. "Звучавшие ранее сообщения в отдельных средствах массовой информации о том, что Россия предусматривает превентивные ядерные удары, не соответствует действительности. Россия однозначно оставляет за собой право использовать превентивно военную силу, но о ядерном оружии речь не идет", - сказал он. Иванов также заявил, что Россия рассматривает возможность использования превентивной военной силы в различных регионах экономических и союзнических интересов, том числе в государствах СНГ, и добавил, что "СНГ представляет для России очень важную сферу безопасности", поскольку там живут 10 миллионов русских и этнических россиян и Россия, помимо всего прочего, "поставляет в эти страны энергоресурсы по ценам, гораздо ниже мировых".

Глобальные процессы, происходящие сегодня в мире, вызывают множество вопросов о судьбах ВС России и НАТО и об их отношениях в ближайшей и отдаленной перспективе. Военная доктрина НАТО остается наступательной, а вступление бывших стран СССР и Варшавского договора в Союз приближает силы НАТО к границам РФ. Самолеты НАТО смогут долетать до Санкт-Петербурга за 3-5 минут, и это, естественно, не может не беспокоить военно-политическое руководство России, которое предупредило страны альянса, что при сохранении наступательного характера их военной доктрины Россия будет вынуждена пересмотреть свои доктринальные положения. Однако НАТО не спешит менять стратегические приоритеты. Не очень сильно меняются и стратегические воззрения Америки.

Что бы ни говорилось в различных документах и на форумах любых уровней о выработке новых форм и выборе направлений военного сотрудничества, пока остается фактом, что региональные интересы России, США и других стран НАТО не находятся в полной гармонии и скорее всего их гармонизация наступит не очень скоро. Поэтому в военных доктринах бывших противников делается множество оговорок, обусловленных факторами большой неопределенности в будущей картине мира и в раскладе сил.

Сегодня становится все более очевидным, что США, России и НАТО трудно выработать однозначно позитивные программы и сформулировать вопросы для обсуждения двусторонних и многосторонних отношений. Существенная разница в экономических и военных потенциалах является значительным препятствием на пути к эффективному сотрудничеству. Другим препятствием на пути достижения согласия является сохранение стереотипов времен холодной войны в умах и действиях многих политиков и военных, поскольку они все еще в значительной степени сохраняют дух конфронтации и кредит доверия не повышается до цивилизованного уровня. Руководители западных государств и России дружат, хлопают друг друга по плечу и всячески выражают взаимные симпатии, вместе хорошо проводят время в своих резиденциях, а их администраторы, политические сторонники и оппоненты, непосредственно делающие политику, продолжают не очень благожелательно смотреть друг на друга. Процессы сотрудничества канализируются преимущественно в рамках военно-политической сферы, протекают достаточно вяло и часто заходят в тупиковые ответвления. Выход из этих тупиков может быть найден только в направлениях каких-то смелых инициатив, которые могли бы способствовать окончательному и бесповоротному присоединению России к западному сообществу на равноправных условиях.

А между тем стратегические ракеты и атомные подводные лодки продолжают стоять на боевом дежурстве, стратегические бомбардировщики выполняют свои боевые задачи в воздухе. И все они готовы поразить конкретные цели.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
698
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1381
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1215
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2303

Другие новости