0
669
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

17.10.2003 00:00:00

Маракотова бездна Америки

Тэги: сша, ирак, терроризм


В ОКТЯБРЕ для Америки начался новый финансовый год. Его особенность - увеличение статей расходов на борьбу с терроризмом. Президент США Джордж Буш попросил конгресс дополнительно к принятому бюджету ассигновать еще 87 млрд. долл. на борьбу с международным терроризмом. В апреле этого года он уже получил одобрение сенаторов на выделение 79 млрд. долл. на эти цели сверх бюджета 2003 г.

Буш заявил, что эти средства будут израсходованы на оплату военных операций в Ираке и Афганистане, на проведение мероприятий по восстановлению экономики этих стран после боевых действий и по возрождению демократических институтов, которые его администрация планирует провести в 2004 г. Президент уверил сограждан, что повышение численности 130-тысячного американского воинского контингента в Ираке нецелесообразно, и выразил желание своей администрации побудить мировое сообщество внести более весомый вклад в решение иракской проблемы.

Как заявляют эксперты, шансы на успех в реальной борьбе с терроризмом будут оставаться крайне призрачными, если Белый дом будет путать свои усилия по победному завершению войны и установлению мира в Ираке с подлинной войной против международного террора. Настоящая борьба с терроризмом могла бы стать значительно более эффективной, если бы те средства, время и энергию, которые Буш тратит и хочет продолжать тратить, были направлены не на Ирак и Афганистан, а в ведомства, действительно способные обеспечить достижение необходимых результатов в этой борьбе.

Ассигнования в объеме 87 млрд. долл. более чем в два раза превышают сумму ассигнований на обеспечение внутренней безопасности США, запрошенных президентом на 2004 финансовый год. По мнению многих американцев, если Буш действительно хотел бы бороться за безопасность своих граждан и защитить их от ужасов террора, ему следовало бы направить эти средства на обеспечение безопасности морских портов, финансировать мероприятия по развертыванию противоракетных систем на коммерческих авиалиниях, обеспечить более эффективный контроль воздушных грузовых перевозок, создать эффективную систему профессиональной подготовки персонала подразделений, действующих в условиях чрезвычайной обстановки, и повысить уровень их технической оснащенности. Кроме того, ему следовало бы расширить возможности системы медицинского обеспечения по диагностике и лечению людей в случае нанесения ударов по Америке оружием массового уничтожения. Эти и многие другие области обеспечения борьбы с терроризмом, на развитие которых требуется срочно выделять необходимые средства, так их и не получают, поскольку президент решает задачу придания "товарного вида" своей иракской политике.

Американская администрация начала войну в Ираке, твердо убедив политиков и граждан в том, что Ирак является объективной угрозой безопасности США, поскольку обладает запасами ОМУ, а Хусейн реанимировал программы создания такого оружия. Однако убедительных доказательств этого до сих пор не найдено. В то же время по-прежнему под вопросом факт наличия таких средств у "Аль-Каиды", и не ясно, какие действия она предпринимает в этом направлении.

По мнению многих американских аналитиков, основной фронт борьбы с терроризмом остается в горах и пещерах Афганистана и уже оттуда выходит на мировое пространство в виде хорошо организованных и скоординированных действий небольших ячеек активистов и отдельных боевиков. Именно этот спрут терроризма должен быть главной целью в тайной войне.

Война в Ираке обошлась американским налогоплательщикам в 48 млрд. долл., а сейчас каждый месяц расходуется еще 4 млрд. долл. на проведение повседневных военных операций. Из запрашиваемой суммы администрация планирует израсходовать на Ирак 71 млрд. долл., включая 51 млрд. на ведение боевых действий и 20 млрд. на восстановление экономики и преобразование государственных структур, а из 11,8 млрд. долл., которые предполагается истратить в Афганистане, 11 млрд. и 800 млн. соответственно. Из всей суммы в 168 млрд. долл. Пентагон должен получить 77,5%, остальное планируется направить на восстановление экономики Ирака и Афганистана. Для сравнения следует отметить, что, по данным Центра контроля над вооружениями и нераспространения ядерного оружия, на образование американцев в 2004 г. выделено 55 млрд. долл., на судебную систему - 34 млрд., на экологические программы - 28 млрд., на науку и космос - 24 млрд., на профессиональную подготовку, обеспечение занятости и социальное обеспечение - 20 млрд., а на программы обеспечения экономического развития - 14 млрд. То есть на каждую из программ, направленных на внутреннее развитие США, ассигнуется существенно меньше, а то и в несколько раз меньше, чем на Ирак и Афганистан.

Администрация Буша официально оценивает расходы на реконструкцию Ирака примерно в 50-60 млрд. долл., хотя представитель Белого дома Пол Бремер в одном из своих интервью заявил, что точную цифру расходов в настоящее время назвать трудно в силу неясности многих факторов, влияющих на объемы этих затрат. Однако ряд независимых экспертов оценивает затраты на Ирак в ближайшие 10 лет в объеме 600 млрд. долл. По оценкам экспертов Американской академии наук и искусств, эта сумма может колебаться в пределах 106-465 млрд. долл., а Организация налогоплательщиков за здравый смысл оценивает ее в 114-465 млрд. долл. Мало того, что средства на иракскую политику Буша берутся за счет сокращения ассигнований на внутренние программы, эти расходы могут оказать негативное влияние на экономику США.

Политика Буша подвергается резкой критике со стороны демократов, которые на слушаниях в сенатском комитете по вооруженным силам сетовали не только на то, что выступавший от лица администрации Пол Бремер не мог дать аргументированных обоснований запроса на иракскую программу, но и на то, что Белый дом дал сенаторам слишком мало времени для объективной оценки планируемых расходов и принятия правильных решений.

Пол Бремер, возглавляющий Коалиционную переходную администрацию Ирака, признал, что большая часть расходов ляжет на плечи американских налогоплательщиков. Пока единственным источником финансовых средств, способных облегчить американское бремя восстановления Ирака, являются частные инвестиции. Судя по телодвижениям администрации президента, там понимают, что Ирак может стать финансовой пропастью для Америки, и пытаются переложить часть финансового бремени на мировое сообщество. Однако ни Мировой банк, ни Международный валютный фонд до тех пор, пока в Ираке не установится режим безопасности и пока Временный управляющий совет страны не будет полностью признан мировым сообществом, не собираются вкладывать деньги в его реконструкцию.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Главам ОАЭ и Катара удалось побрататься

Главам ОАЭ и Катара удалось побрататься

Равиль Мустафин

Принимать Кубок Азии по футболу в 2027 году скорее всего будет Саудовская Аравия

0
201
Москва и Рига сливаются в оценках "Дождя"

Москва и Рига сливаются в оценках "Дождя"

Геннадий Петров

Российский иностранный агент оказался недостаточно иностранным для властей Латвии

0
384
Счетную палату быстро переделывают на конституционный лад

Счетную палату быстро переделывают на конституционный лад

Иван Родин

У очередного главы финансово-надзорного органа будет по-современному расширенная компетенция

0
325
Оппозиция ориентируется на "рассерженных пацифистов"

Оппозиция ориентируется на "рассерженных пацифистов"

Дарья Гармоненко

Появление электоральной группы затронутых спецоперацией не обязательно приведет к росту протестного голосования

0
385

Другие новости