0
1361
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

16.01.2004 00:00:00

2004 год: у "красной черты"

Андрей Кокошин

Об авторе: Андрей Афанасьевич Кокошин - депутат Государственной Думы, декан факультета мировой политики МГУ, занимал посты первого заместителя министра обороны, Государственного военного инспектора - секретаря Совета обороны, секретаря Совета безопасности.

Тэги: вс, политика, герполитика


В начале года принято подводить итоги и пытаться оценить перспективы. Важнейшие военно-политические итоги внутри страны: выдвижение президентом РФ задачи модернизации военной организации государства в качестве одной из трех наиболее приоритетных национальных задач на обозримую перспективу.

В Вооруженных силах увеличилась интенсивность боевой подготовки, создан целый ряд высоко укомплектованных соединений и частей постоянной готовности, российский Военно-Морской флот пусть и в скромных размерах, но вернулся на просторы Мирового океана.

В этом же русле лежит и обнародование доклада "Актуальные задачи развития Вооруженных сил Российской Федерации", который увидел свет 2 октября 2003 г. во время проведения Верховным главнокомандующим совещания в Минобороны. Можно согласиться с высказыванием Сергея Иванова, что министерство публикацией этого официального документа пошло на "беспрецедентную открытость".

Насущная задача - модернизация военной организации, приведение ее в соответствие с современными требованиями - предполагает в том числе и готовность к современным и перспективным вооруженным конфликтам. Следует отметить, что в России за последние несколько лет значительно изменилось отношение политиков и общества к Вооруженным силам, появилось осознание роли военной силы в мировой политике.

Для "завоевания места под солнцем" в мировой экономике России приходится действовать в условиях очень жесткой конкуренции.

А мировая практика показывает, что конкурентные преимущества должны подкрепляться надлежащей военной силой. Поэтому дееспособные российские Вооруженные силы являются важным элементом обеспечения конкурентоспособности нашей страны.

Президент РФ в своем Послании Федеральному собранию РФ 16 мая 2003 г. сказал о первоочередной приоритетности политики России на постсоветском пространстве и заявил, что страны СНГ являются зоной стратегических интересов России. Одновременно он отметил, что и Россия является зоной аналогичных интересов этих стран. В связи с этим особую роль играет развитие Организации Договора о коллективной безопасности - в политическом и военном измерении.

Примечательно, что применительно к проблеме ближнего зарубежья и в целом стран, близких к территории России, у многих экспертов большой интерес вызвали оценки, касающиеся угроз, которые могут исходить из этих регионов (нестабильность и слабость государственных институтов в приграничных странах, ввод иностранных войск без согласия Российской Федерации и санкции Совета Безопасности ООН на территории сопредельных и дружественных Российской Федерации государств; демонстрация военной силы вблизи границ РФ, проведение учений с провокационными целями, вмешательство во внутренние дела России со стороны иностранных государств или организаций, поддержанных иностранными государствами; дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан России в зарубежных государствах и др.). Такая детальная оценка угроз едва ли не впервые присутствует в несекретном официальном документе, и это стоит приветствовать, ибо тем самым проведена своего рода "красная черта" перед теми, кто мог бы осуществить те или иные враждебные акции.

К сожалению, вероятность перехода "красной черты" в некоторых местах является достаточно высокой, и это предъявляет дополнительные требования к Вооруженным силам и ряду других "силовых" компонентов государства. Парирование возможных угроз и вызовов требует отработки и соответствующих гибких форм применения военной силы, мощного политико-дипломатического и информационно-психологического обеспечения спецопераций. А также более глубокой политико-военной интеграции и развития многопланового сотрудничества правоохранительных ведомств. В том числе представляется целесообразным рассмотреть возможность создания многонациональных постоянно действующих формирований со смешанным командованием из различных стран ОДКБ.

Надо иметь в виду, что парирование таких угроз с активным использованием наших Вооруженных сил и соответствующих сил наших союзников всегда будет осуществляться в более широком и региональном и глобальном политико-военном и военно-стратегическом контексте, с учетом намерений и возможностей различных "центров силы".

Это потребует способности как стратегических сил ядерного сдерживания, так и сил общего назначения к демонстрации таких возможностей, которые явно показывали бы невозможность эффективного эскалационного доминирования над Россией, выигрыша в силовом противостоянии. Эффективность ядерного сдерживания существенно повысилась бы в случае создания сил и средств предъядерного сдерживания, основанных на наличии и возможности применения высокоточного дальнобойного оружия в обычном снаряжении.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1283
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
814
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1551
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1501

Другие новости