В начале года принято подводить итоги и пытаться оценить перспективы. Важнейшие военно-политические итоги внутри страны: выдвижение президентом РФ задачи модернизации военной организации государства в качестве одной из трех наиболее приоритетных национальных задач на обозримую перспективу.
В Вооруженных силах увеличилась интенсивность боевой подготовки, создан целый ряд высоко укомплектованных соединений и частей постоянной готовности, российский Военно-Морской флот пусть и в скромных размерах, но вернулся на просторы Мирового океана.
В этом же русле лежит и обнародование доклада "Актуальные задачи развития Вооруженных сил Российской Федерации", который увидел свет 2 октября 2003 г. во время проведения Верховным главнокомандующим совещания в Минобороны. Можно согласиться с высказыванием Сергея Иванова, что министерство публикацией этого официального документа пошло на "беспрецедентную открытость".
Насущная задача - модернизация военной организации, приведение ее в соответствие с современными требованиями - предполагает в том числе и готовность к современным и перспективным вооруженным конфликтам. Следует отметить, что в России за последние несколько лет значительно изменилось отношение политиков и общества к Вооруженным силам, появилось осознание роли военной силы в мировой политике.
Для "завоевания места под солнцем" в мировой экономике России приходится действовать в условиях очень жесткой конкуренции.
А мировая практика показывает, что конкурентные преимущества должны подкрепляться надлежащей военной силой. Поэтому дееспособные российские Вооруженные силы являются важным элементом обеспечения конкурентоспособности нашей страны.
Президент РФ в своем Послании Федеральному собранию РФ 16 мая 2003 г. сказал о первоочередной приоритетности политики России на постсоветском пространстве и заявил, что страны СНГ являются зоной стратегических интересов России. Одновременно он отметил, что и Россия является зоной аналогичных интересов этих стран. В связи с этим особую роль играет развитие Организации Договора о коллективной безопасности - в политическом и военном измерении.
Примечательно, что применительно к проблеме ближнего зарубежья и в целом стран, близких к территории России, у многих экспертов большой интерес вызвали оценки, касающиеся угроз, которые могут исходить из этих регионов (нестабильность и слабость государственных институтов в приграничных странах, ввод иностранных войск без согласия Российской Федерации и санкции Совета Безопасности ООН на территории сопредельных и дружественных Российской Федерации государств; демонстрация военной силы вблизи границ РФ, проведение учений с провокационными целями, вмешательство во внутренние дела России со стороны иностранных государств или организаций, поддержанных иностранными государствами; дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан России в зарубежных государствах и др.). Такая детальная оценка угроз едва ли не впервые присутствует в несекретном официальном документе, и это стоит приветствовать, ибо тем самым проведена своего рода "красная черта" перед теми, кто мог бы осуществить те или иные враждебные акции.
К сожалению, вероятность перехода "красной черты" в некоторых местах является достаточно высокой, и это предъявляет дополнительные требования к Вооруженным силам и ряду других "силовых" компонентов государства. Парирование возможных угроз и вызовов требует отработки и соответствующих гибких форм применения военной силы, мощного политико-дипломатического и информационно-психологического обеспечения спецопераций. А также более глубокой политико-военной интеграции и развития многопланового сотрудничества правоохранительных ведомств. В том числе представляется целесообразным рассмотреть возможность создания многонациональных постоянно действующих формирований со смешанным командованием из различных стран ОДКБ.
Надо иметь в виду, что парирование таких угроз с активным использованием наших Вооруженных сил и соответствующих сил наших союзников всегда будет осуществляться в более широком и региональном и глобальном политико-военном и военно-стратегическом контексте, с учетом намерений и возможностей различных "центров силы".
Это потребует способности как стратегических сил ядерного сдерживания, так и сил общего назначения к демонстрации таких возможностей, которые явно показывали бы невозможность эффективного эскалационного доминирования над Россией, выигрыша в силовом противостоянии. Эффективность ядерного сдерживания существенно повысилась бы в случае создания сил и средств предъядерного сдерживания, основанных на наличии и возможности применения высокоточного дальнобойного оружия в обычном снаряжении.