- Виктор Михайлович, давайте начнем с волнующего многих вопроса о сокращении отсрочек по призыву в армию.
- С января 2008 года предполагается сократить срок службы в армии с двух лет до одного года. Отсюда - вполне естественно - увеличится призывной контингент. Поэтому предполагается сократить количество отсрочек до 6. Сейчас мы можем призывать лишь около 10% общего количества подлежащих призыву молодых людей, поскольку действуют 24 отсрочки для различных категорий.
Я считаю неправильным отрывать студента от учебы для службы в армии, потому что мы в таком случае получим неподготовленного из-за перерыва в учебе специалиста. Но пока этот вопрос не стоит у нас на повестке дня.
- Да, но давайте посчитаем: сейчас призывной контингент составляет 600 тысяч юношей на два года. Призыв два раза за год примерно по 160 тысяч человек. К 2008 году за счет контрактников призыв сократится на 50%, то есть составит 300 тысяч человек всего. Призыв, следовательно, остается прежним - 160 тысяч человек два раза в год. Так почему же необходимо увеличение призывного контингента? Нет уверенности, что будет набрано составляющее количество контрактников?
- Чувствуется, что с математикой у вас все в порядке. Но не забывайте, из той цифры призывного контингента, что вы привели, реально призывается 10%.
- Среди ветеранов законопроект о монетизации льгот оказался весьма непопулярным. Какова ваша позиция?
- Разработка и внесение этого законопроекта объективны. Он направлен на то, чтобы государство перешло от популизма к выполнению своих обязательств. Предложенный механизм модернизации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан направлен на защиту прав и законных интересов тех людей, которые не имеют возможности в полном объеме пользоваться льготами. Комитет по обороне в целом согласился с концепцией законопроекта. Однако, рекомендовав принять законопроект в первом чтении, мы отметили, что законопроект нуждается в серьезной доработке. Надо добавить, что ответственность несет комитет по бюджету, а 12 комитетов, в том числе и наш, являются соисполнителями. Говорить о том, что отменят льготы и ничего взамен не дадут - некорректно.
- Недавно Госдума приняла поправки к Закону "Об обороне", которые существенно меняют статус ГШ ВС РФ. Как, на ваш взгляд, это скажется на повышении эффективности управления войсками и военным строительством в целом?
- Сама жизнь, повседневная военная деятельность подвели нас к принятию такого решения. И суть их заключается не в ограничении власти начальника Генштаба, как это трактуют некоторые СМИ. Основная цель - создать эффективную систему управления войсками. При этом Генштаб не будет "разбрасываться по мелочам". Он останется "мозгом" Вооруженных сил и будет заниматься своими непосредственными функциями: стратегическим планированием и управлением, оперативной и боевой подготовкой штабов и войск. В армии всегда существовал принцип единоначалия. Этим она и сильна. Если глава государства утвердит выработанное законодателями решение, то управление Вооруженными силами станет исключительной прерогативой Министра обороны.
При этом я твердо убежден в том, что институт гражданского министра обороны должен развиваться. Более того. Именно министр теперь будет отвечать за взаимодействие всех силовых структур по организации обороны страны.
- Сообщалось, что комитет по обороне выступил с инициативой по ужесточению ответственности российских военных служащих на поле боя.
- Я хочу обратить ваше внимание на то, что ничего нового и сверхъестественного в этом нет. Этот вопрос обсуждался еще в 2001 году, тогда не было достаточно сил и времени для рассмотрения данной проблемы. Поясняю. В комитете только идет работа над поправками к действующему законодательству. С тем, чтобы ликвидировать существующие правовые пробелы. Поправки, в частности, предусматривают повышение ответственности военнослужащих за совершение противоправных действий, я подчеркиваю, в военное время.
- Ведется ли разработка законодательных инициатив по учреждению гражданского контроля над силовыми структурами?
- Гражданский контроль уже существует. Прежде всего сформированы правовая база развития Вооруженных сил и основы системы политического и общественного контроля их деятельности. Создана система взаимодействия армии и флота с другими силовыми структурами. Вооруженные силы перешли на новую структуру, которая в большей степени соответствует сегодняшним требованиям. В основном завершилось и сокращение их численности. И, естественно, налажен гражданский контроль над деятельностью Вооруженных сил, как и во всяком демократическом обществе.
Гражданский контроль над военной организацией основывается на трех составляющих, во-первых, это контроль законодательной власти над исполнительной, включая ее силовые ведомства, а также участие законодателей в военной политике и военном строительстве. Во-вторых, основой гражданского контроля является институт гражданского министра обороны.
И немаловажная составляющая - открытость информации, допуск научных центров, прессы и общественных организаций к информации о Вооруженных силах, "подпитка" законодательной и исполнительной власти со стороны гражданского общества.
Для России укрепление целостной системы такого контроля свидетельствует о продвижении страны по демократическому пути. Гражданский контроль над Вооруженными силами включает в себя политический контроль, но не сводится к нему. В широком смысле речь идет о превращении Вооруженных сил в органический элемент демократической системы. В этом контексте гражданский контроль представляет собой такую систему военно-гражданских отношений, которая исключает возможность доминирования военной машины над обществом.
Политический контроль над Вооруженными силами и другими силовыми структурами означает обеспечение их лояльности существующему режиму, подчинение высшему государственному руководству и недопущение попыток играть самостоятельную роль в обществе в целом и в политической жизни в частности. Он сводится к созданию эффективных административных и иных инструментов, позволяющих гарантировать такую лояльность, разрабатывать и проводить в жизнь решения, касающиеся Вооруженных сил, прежде всего в области кадровой политики, определять основные направления военного строительства и принципиальные установки военной доктрины, уровень и характер финансирования.
- Планируется ли создание института представителей Госдумы в войсках, как это практикуется в зарубежных странах, например в бундесвере?
- Насколько мне известно, при комитете по обороне бундестага существуют представители, которые занимаются разбором жалоб военнослужащих. У нас же такими проблемами занимается военная прокуратура, уполномоченный по правам человека и де-факто - наш комитет, к которому обращаются все, кто когда-либо имел или имеет отношение к военной службе.
- Каких результатов добился комитет за прошедшие семь месяцев?
- Работа комитета Государственной Думы по обороне в весенней сессии 2004 года была направлена на решение следующих основных задач: формирование комитета Государственной Думы по обороне четвертого созыва и организация его работы, работа над проектами федеральных законов, имеющих самостоятельный предмет правового регулирования, относящихся к законодательству об обороне, работа по совершенствованию существующего законодательства об обороне путем внесения изменений и дополнений в действующие федеральные законы, продолжение работы над законопроектами, не рассмотренными в период работы Государственной Думы третьего созыва. Анализ существующей законодательной базы в области обороны страны и определение направлений совершенствования и развития законодательства об обороне, изучение зарубежного опыта законопроектной работы, судебной и правоприменительной практики в области военного законодательства.
Было подготовлено и проведено шесть выездных заседаний комитета. В Главный штаб Ракетных войск стратегического назначения - по актуальным проблемам и перспективам развития РВСН; в Главный военный клинический госпиталь имени Николая Ниловича Бурденко - по проблемам законодательного обеспечения военной медицины; в город Рязань - по проблемам законодательного обеспечения реформы военного образования и проблемам военной науки; в Космические войска - по проблемам и перспективам развития Космических войск; в Генеральный штаб Вооруженных сил Российской Федерации - по проблемам законодательного обеспечения военной реформы; в Штаб тыла Вооруженных сил Российской Федерации - по проблемам тылового обеспечения армии и флота.
- Будете ли вы рассматривать законопроекты, над которыми работа комитета по обороне третьего созыва Государственной Думы не была завершена.
- Комитет продолжил работу над 31 законопроектом, которые не были решены старой Думой. Сейчас на рассмотрении находится 53 законопроекта, из них 8 альтернативных. Они касаются практически всех вопросов обороны и прежде всего правового статуса Вооруженных сил в целом, участников вооруженных конфликтов и боевых действий, инвалидов военной службы, военно-технического сотрудничества, прохождения военной службы и исполнения воинской обязанности, социальной защиты военнослужащих, их страхования, пенсионного обеспечения, профессиональных союзов, патриотического воспитания, государственного оборонного заказа и прочее.
Президентом подписано 6 законов, сопровождавшихся комитетом по обороне, из них 4 закона разработаны непосредственно в комитете. Эти законы установили проведение призыва на военную службу граждан, проживающих в местностях, приравненных к Крайнему Северу, один раз в год (в зависимости от условий - весной или осенью); а также особенности приема на военную службу по контракту и испытания при приеме, в том числе иностранных граждан; отсрочку от призыва на военную службу лицам, имеющим жену на 26-й и более неделе беременности; внеконкурсное поступление в учебные заведения среднего и высшего образования детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; расширен круг лиц, имеющих право на страховые выплаты при наступлении страхового случая (военнослужащие, признанные в установленном порядке негодными к военной случае); предоставлены отсрочки от призыва на военную службу гражданам, избранным в законодательные (представительные) органы государственной власти всех уровней; ратифицировано Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан о совместном применении ВВС РФ, Войск ПВО и Военно-воздушных сил Республики Узбекистан в интересах обеспечения безопасности воздушного пространства Российской Федерации и Республики Узбекистан.
Три законопроекта находятся в стадии подготовки ко второму чтению. В стадии подготовки к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении находится 30 законопроектов. Один закон принят в трех чтениях и направлен в Совет Федерации. Комитетом подготовлено 11 заключений по законопроектам по которым он является соисполнителем.
- Какое мнение комитета о расширении НАТО.
- По этой проблеме сегодня существует в российском обществе большой разброс мнений. Одни говорят о том, что расширение НАТО на восток не представляет какой-либо угрозы для России и даже способствует повышению ее безопасности за счет проведения совместных мероприятий по борьбе с терроризмом. Другие, акцентируя внимание на военно-политических и военно-технических аспектах расширения альянса, говорят о том, что данный процесс представляет для нас чрезвычайную угрозу и надо искать адекватные ответы для ее парирования.
Наверное, и первую и вторую позицию следует признать однобокими. Проблему расширения НАТО на восток следует рассматривать, на мой взгляд, комплексно с учетом не только чисто военно-политических или военно-технических аспектов, но также геополитических и экономических реалий и, что немаловажно, собственно процессов развития самого блока. Помимо указанных исходных посылок нельзя забывать и тот факт, что расширение НАТО уже состоялось, сожалеть о том, что произошло, бессмысленно. Надо не искать виновных в происшедшем. Следует подумать о том, как этот объективный процесс можно повернуть в благоприятное для России направление или затормозить его развитие.
Прежде всего необходимо комплексно оценить отрицательные и положительные аспекты состоявшегося расширения НАТО на восток. Отрицательные аспекты очевидны и лежат преимущественно в духовной, политической, и военно-технической сферах. Однако есть определенное количество значимых факторов, которые позволяют оценивать расширение НАТО не столь драматично и даже увидеть в этом процессе определенные позитивные моменты. Прежде всего следует отметить, что с включением такого количества новых стран в НАТО существенно снижается внутренняя устойчивость и дееспособность альянса в целом. Общеизвестно, что чем больше элементов в системе, тем сложнее согласовать их действия, сформировать общие интересы и цели деятельности, снять противоречия между ними.
Основополагающими документами НАТО предусмотрено, что для применения коалиционных войск необходимо согласие всех без исключения участников этого союза. Увеличение почти на 30% числа членов блока, причем странами с неустоявшейся политической системой, безусловно, существенно затруднит процесс принятия решения на применение объединенных вооруженных сил и вынудит отдельные страны НАТО действовать самостоятельно, вопреки мнению большинства, что станет одной из причин возникновения дополнительных противоречий в этом блоке. В качестве примера может служить ситуация в альянсе по отношению к войне в Ираке, а также трудный процесс принятия решения о начале патрулирования авиацией НАТО воздушного пространства Прибалтийских стран.
Фактором, снижающим устойчивость НАТО, является усилившийся дисбаланс экономического и общественно-политического развития входящих в этот блок стран. Возрастет экономическая зависимость альянса от России, поскольку вновь принятые страны существенно отличаются по уровню своего экономического и общественно-политического развития от "старых" членов НАТО, а также энергетически и экономически привязаны к России. Разрыв между политической ориентацией "новобранцев" и экономическими реалиями неизбежно приведет к нарастанию противоречий интересов внутри блока и как следствие - к снижению его устойчивости в целом. А упомянутая экономическая зависимость от России, нестабильность политической системы этих стран и социальные противоречия в них, традиционная ориентация значительной части населения на Россию как защитницу их интересов (русская диаспора составляет в Прибалтийских республиках до 40% населения), создают новые возможности для воздействия на направленность деятельности блока и его стабильность.
Нельзя не упомянуть как положительный фактор нарастание военно-технической зависимости НАТО от России. Уже первый этап расширения породил проблемы модернизации советского вооружения, находящегося на оснащении ВС "новобранцев". С учетом того что эту технику предполагается оставить на вооружении на ближайшие два десятилетия, то помимо приведения этих систем оружия к натовским стандартам существует проблема ремонта и материально-технического обеспечения. Трудно представить, как это можно осуществить без России.