В настоящее время помимо противостояния терроризму в глобальном масштабе, большое внимание уделяется и персонифицированному психологическому воздействию. К нему можно отнести как психологическое воздействие непосредственно на террористов по разработанным типовым сценариям, так и контрпропаганду, проводимую среди возможных участников террористических актов. Разработка типовых сценариев психологического воздействия на участников террористического акта в зависимости от того, кем они являются, осуществляется посредством двух стратегий: силовое воздействие с обязательным психологическим компонентом и ненасильственные действия, в первую очередь – переговоры. При этом важнейшая цель переговоров – сохранение жизней заложников и участников операции с соответствующими гарантиями для террористов. Непосредственное психологическое воздействие на возможных участников террористических актов целесообразно проводить с целью посеять в них неуверенность в правильности их действий, убедить их отказаться от совершения запланированных акций. В этой связи необходимо знать психологические особенности бандитов.
К таким особенностям современные психологи относят сверхсосредоточенность на защите своего «я», переживание большой степени социальной несправедливости со склонностью проецировать на общество причины своих неудач, социальную изолированность и отчужденность и т.п.
В большинстве случаев террористами становятся молодые люди в возрасте 20–25 лет, получившие воспитание в патриархальной и весьма религиозной культуре. В их сознании обычно присутствуют устойчивые представления об исторической травме своей нации и мощные эмоциональные связи с последней. Чаще всего для террористов характерны в значительной степени «искаженные» представления об «историческом обидчике» и потребность в возмездии. Эти представления обычно дополняются актуальной психической травмой, связанной с реальными фактами гибели родных, близких или просто знакомых, нередко – непосредственно на глазах у будущего террориста.
Среди террористов становится все больше женщин. Как правило, это замкнутые люди, глубоко переживающие несправедливость и обиды, хотя внешне они создают впечатление высокопорядочных людей с огромным чувством долга и ответственности.
Поэтоу понятно, что разубеждение террориста является крайне сложной задачей. К тому же ему практически неведом страх и раскаяние в совершаемом или совершенном. В этой связи необходимо предпринимать серьезные меры по обеспечению у потенциальных участников террористических акций стабилизирующего психологического основания, позволяющего чувствовать себя целостной личностью. Важное значение в этом смысле имеют и нравственные, культурные факторы, исходя из которых человек решает, какие действия являются для него важными, и вырабатывает определенные нормы для оценки своего поведения и поведения других людей.
Большое значение имеет профилактика терроризма на уровне семьи. При решении этой задачи основные усилия структур, ответственных за воспитание нового поколения, развитие культуры, радио-, теле- и печатных СМИ необходимо сосредоточить на формировании нравственных норм и ценностей. При этом становится недопустимым дальнейшая культивация насилия и жестокости как на экранах, так и в печатных изданиях.
Однако сегодня, несмотря на осознание ведущей роли СМИ в противодействии информационной составляющей террористической угрозы, политика некоторых российских и зарубежных «либеральных» массмедиа направлена в конечном счете на отчуждение чеченцев, кавказцев и раскол российского общества по этноконфессиональному признаку.
Самый надежный способ информационно-психологического противодействия терроризму состоит в том, чтобы повысить барьер внутреннего сопротивления аудитории идеологии террористов. Это под силу только государству с мощными идеологическими концепциями и аппаратом их распространения.