0
819
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

22.04.2005 00:00:00

Ирак самоопределяется по вашингтонскому сценарию

Валерий Яременко

Об авторе: Валерий Александрович Яременко - кандидат исторических наук.

Тэги: ирак, правительство, выборы


В результате состоявшихся в начале апреля выборов иракским президентом стал 61-летний Джаляль Талабани, лидер "Патриотического союза Курдистана" (ПСК). Голосование носило скорее символический характер, так как кандидатура главы Ирака была заранее согласована с шиитским большинством (146 мандатов). Идею назначения на высший (хотя и номинальный) пост государства курда-суннита поддержала и американская оккупационная администрация, считая, что подобный шаг позволит избежать конфликта между шиитами и суннитами из числа арабов. Последние бойкотировали парламентские выборы и имеют в Нацассамблее лишь 17 голосов. Таким образом, Джаляль Талабани стал первым "неарабом", возглавившим арабское государство. Он же - первый президент Ирака, избранный в результате народного волеизъявления за последние 50 лет.

Отметим, что в 25-миллионном Ираке проживают около шести миллионов курдов. При Саддаме (он араб-суннит) с ними обращались как с людьми третьего сорта. Жестоко подавлялись курдские восстания. С 1991 года, после войны в Персидском заливе, американцы под предлогом защиты курдского и шиитского населения сумели установить особые зоны на севере и юге Ирака. Северная зона, где компактно проживают около 4,5 млн. курдов, была абсолютно неподконтрольна Багдаду. Джаляль Талабани и другие курдские оппозиционеры вели оттуда борьбу с центральными властями. При этом они опирались на свои военные формирования "пешмарга". Именно Талабани в канун американской агрессии обещал предоставить в распоряжение Буша около 100 тыс. курдских воинов для совместной борьбы с саддамовской тиранией.

Без проблем прошло и утверждение двух вице-президентов - 62-летнего шиита Аделя Абдуллы Махди (министра финансов в переходном правительстве) и 46-летнего суннита Гази аль-Явара (теперь уже бывшего временного президента Ирака).

Пост премьер-министра Ирака занял лидер шиитской партии "Ад-Даава" ("Призыв") Ибрагима Джаафари. Родился он в Кербеле в 1947 году. Окончил медицинский факультет Мосульского университета в Ираке. Находился в оппозиции к Саддаму Хусейну. Жил в Иране и Великобритании с 1980-х годов. При американской администрации был вице-президентом.

Прошедшие назначения явно разочаровали суннитов, которые при Саддаме составляли костяк государственной системы. "Я думаю, старые раны становятся еще глубже, - заявил шейх Фаваз Джарба, двоюродный брат Гази аль-Явара. - Все это фарс". Сунниты хотели бы получить контроль над важнейшими министерствами страны - нефти, обороны и внутренних дел. Вряд ли это случится. Как по объективным, так и субъективным причинам. Стало известно, что Талабани отдал пальму первенства в формировании кабинета министров Джаафари. И эта жертва принесена ради достижения главной цели курдов: в будущей конституции они рассчитывают закрепить пункт о федеративном устройстве Ирака. Это даст Курдистану широкую автономию: от права вето на государственные законы до распоряжения нефтяными запасами на севере страны.

Вашингтон новыми назначениями удовлетворен. Теперь иракских руководителей будет консультировать опытнейший дипломат, афганец по рождению Залмай Халилзад. До этого он возглавлял посольство США в Кабуле, где немало помог президенту Хамиду Карзаю в стабилизации обстановки в стране. "Для достижения успеха в Ираке я намерен работать с представителями всех религиозных и этнических групп", - заявил американский посланник в день инаугурации иракского президента.

Официальная реакция Москвы на иракские выборы весьма сдержанна, что в очередной раз подтверждает отсутствие у Кремля перспективных планов сотрудничества (и довольно выгодного) с его недавним союзником в регионе. Недавнее почти полное списание с Ирака 10-миллиардного долга бывшего СССР (в основном за военные поставки) сыграло лишь на руку США. Дивиденды оказались минимальными. Фактически же все придется начинать сначала. Есть надежда, что Джаляль Талабани поддержит возвращение россиян на богатейший бизнес-рынок Ирака, а может быть, и на рынок вооружений. Во всяком случае, такие вопросы обсуждались во время его приезда в Москву вскоре после свержения Саддама. Тогда он был всего лишь председателем Патриотического союза Курдистана и вместе с лидером Демократической партии Курдистана Масудом Барзани вырабатывал концепцию "автономного курдистанского края в составе единого Ирака".

Остается проблема с Саддамом Хусейном. Дело в том, пишет Daily Telegraph, что лидеры иракских экстремистов (в основном сунниты и члены хусейновской партии "Баас") сделали новой администрации предложение, в соответствии с которым боевики прекратят сопротивление, если власти отнесутся к Саддаму "со снисхождением". В настоящее время администрация "серьезно обдумывает" это предложение. По словам правительственного чиновника, "пожизненное заключение Саддама - не слишком высокая цена, которую мы можем заплатить, а они при этом - сохранить лицо". Остается неясным, действительно ли участвующие в секретных переговорах повстанцы представляют основную массу разобщенных группировок боевиков.

Еще одну серьезную опасность, которая наглядно проявилась в Ираке, представляет слишком быстрое изгнание тирании, которое развязывает руки исламистской идеологии и открывает ей путь к власти. Исламисты сейчас на подъеме, с горечью констатируют израильские эксперты. Ранее демократическим путем они взяли власть в Иране, Турции и Бангладеш. Чуть было не сделали это в Алжире в 1992 году. Теперь вот Ирак. Оказывается, что устранить Саддама Хусейна (да и оставшихся диктаторов в регионе) значительно легче, чем убедить мусульманские народы Ближнего Востока не заменять их опасной исламистской идеологией. Сегодняшний Арабский Восток не одинок в своей склонности к тоталитарным движениям, но его уникальность заключается в масштабах и живучести этой идеологии.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
3248
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3596
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2640
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4633

Другие новости