0
1200
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

08.07.2005 00:00:00

Наводить порядок или надзирать и карать

Тэги: военная полиция, россия, формирование


Омбудсмен России Владимир Лукин на расширенной коллегии Министерства обороны вновь поднял вопрос о формировании военной полиции с целью повышения уровня дисциплины в войсках. Идея не нова. Несколько лет назад она уже выдвигалась. Но тогда Минобороны осталось безучастным к данному предложению поборников справедливости. Между тем главный правозащитник России считает, что этот полицейский орган смог бы взять на себя "оперативно-разыскные и следственные функции, несение патрульно-постовой службы, конвоирование задержанных, охрану и досмотр военных грузов".

Новация Лукина состоит в требовании "неподчиненности" военной полиции армейскому командованию и ее финансирования по отдельной статье бюджета. То есть должен быть учрежден некий военный орган, неподвластный Минобороны, вроде военных судов и военных прокуроров. Все это чисто российское "ноу-хау" в области военного строительства. Совершенно непонятно, что имеют в виду официальные правозащитники, и в какую структуру государственной иерархии они предлагают вписать новое ведомство.

Даже беглый взгляд на место военно-полицейских структур в армиях США, Великобритании, Германии и Франции позволяет понять, что армейские, флотские и авиационные полицейские крепко пристегнуты к министерствам обороны. Хотя там и военные прокуроры, и трибуналы занимают обособленные места в организационной структуре (в общем-то, так же, как и в России). Везде полицейские в униформе - плоть от плоти те же армейские чины, но с особыми правами и задачами. Их функциональное предназначение лишь отчасти имеет отношение к поддержанию уставного порядка в казармах. Это не воспитатели. Это правоохранители. Армейские полицейские лишь регистрируют и описывают правонарушения, то есть совершают такие действия, которые в российских условиях являются прерогативой военных прокуроров. Кроме того, они выполняют и некоторые функции комендантских подразделений.

На военную полицию возлагается обязанность ликвидации волнений среди гражданского населения. Особенно широкие полномочия в этой сфере предоставлены французской национальной жандармерии. История этого ведомства Франции насчитывает почти 800 лет. На берегах туманного Альбиона первые военные полисмены появились еще в XVI веке. В США военная полиция начала создаваться более 200 лет назад. Военная полиция Германии тоже имеет довольно давнюю историю, отсчет которой ведется с момента объединения разрозненных немецких государств.

Так что же принципиально нового привнесет военная полиция в российские казармы? Ответ на этот вопрос как-то не просматривается. Возникает совсем другой - в духе Михаила Жванецкого, когда лет двадцать назад в обиход с Запада входило словечко "секс": "Это что-то новое или же мы этим давно пользуемся?"

На первый взгляд, предложение об учреждении института военной полиции в родных Вооруженных силах, да еще и не зависимого от Минобороны, представляется чуть ли не революционной акцией. А что же по существу? Похоже, ничего!

Все это сильно напоминает наши традиции военного реформирования: сначала, не разобравшись, вбрасываем идею, походя подцепленную на Западе. Затем активно ее внедряем. Потом видим: получилось что-то не то (совсем не так, как у "взрослых"). И тогда начинаем все кроить заново, но уже с десятикратными затратами средств и времени.

Избежать подобных шараханий можно только одним способом: четко продумать все вопросы планируемой реорганизации и наметить конкретные меры по ее проведению. Прежде всего необходимо разделить круг воспитательных и правоохранительных задач. Затем определить, какими организационными средствами и при каких затратах удастся их решить. И в конечном итоге четко установить, какие органы, в каком количестве и под какие задачи следует создавать.

Пока же формирование военной полиции предлагается начать прямо с конца этой схемы. О конкретных задачах и о том, как они будут сочетаться с целевыми установками и функциями других военных органов правопорядка и воспитания, будем думать потом, когда уже запустим механизм реализации.

Может быть, идея учреждения военной полиции и вполне рациональна в российских условиях, но требуется скрупулезная подготовительная работа, чтобы избежать ставшей привычной в нашем отечестве практики профанации многих начинаний.

Пока же, по взглядам главного правозащитника Лукина, военная полиция должна действовать как орган надзора над командирами и Минобороны, а не как структура, способная обеспечить укрепление и поддержание дисциплины в войсках.

ВОЕННАЯ ПОЛИЦИЯ США

Сегодня численность личного состава военной полиции (ВП) ВС США включая резервные компоненты превышает 30 тыс. человек. Основой ее кадрового состава являются выпускники военных академий и курсов вневойсковой подготовки офицеров резерва при высших учебных заведениях. Значительную часть личного состава ВП составляют женщины. Кадровых офицеров ВП готовят в школе военной полиции (Форт-Макклелан, штат Алабама). Дальнейшим повышением их квалификации занимаются командно-штабной и армейский военные колледжи ВС США.

Непосредственное руководство деятельностью ВП осуществляет начальник военной полиции - заместитель генерального инспектора сухопутных войск. Военная полиция организационно представлена отдельными бригадами и батальонами в составе армейских корпусов, а также ротами в составе дивизий. В ВВС США сформированы эскадрильи военной полиции, которые дислоцируются на авиабазах и других объектах. В ВМС и морской пехоте США полицейские функции выполняют подразделения сил безопасности, сведенные в два батальона морской пехоты. На всех крупных кораблях и десантных транспортах имеются отряды (группы) морской пехоты, в обязанности которых входит поддержание порядка на борту.

В условиях мирного времени ВП осуществляет поддержание дисциплины в гарнизонах, на военных базах и охрану объектов, ведет расследование воинских преступлений, обеспечивает регулирование дорожного движения, а также участвует в проведении антитеррористических мероприятий. Кроме того, в задачи военной полиции входит "ликвидация или оказание содействия в ликвидации волнений среди гражданского населения", в том числе и в тех странах, где дислоцируются части и подразделения ВС США.

ВП играет важную роль и в реализации программы Пентагона по борьбе с распространением наркотиков. При ее содействии ведется подготовка не только военных кадров, но также гражданских следователей и сотрудников охранных учреждений различных ведомств.

В военное время ВП выполняет функции охраны и обороны основных и передовых командных пунктов дивизий и корпусов, ведения разведки и охраны тыловых районов, регулирования движения на дорогах и водных путях, контроля за перемещением беженцев, выявления и задержания дезертиров, интернирования гражданских лиц и некоторые другие функции. Одна из задач военно-полицейского обеспечения войск в ходе боевых действий - оказание помощи командирам при принятии решений в условиях боевой обстановки.

Подразделения ВП дислоцируются в районах боевых действий и в узлах транспортных коммуникаций. Численность и размещение контингентов полицейских сил на ТВД, как правило, определяется характером и масштабами конфликта, а также составом группировки сил, принимающих в нем участие. В некоторых случаях армейская полиция может непосредственно решать боевые задачи тактического характера. Поэтому ряд военных экспертов указывают на значительно возросшую роль ВП в выполнении миротворческих задач.

Одной из важнейших функций ВП в ходе военных конфликтов является содержание военнопленных и обеспечение их безопасности. В рамках этой задачи военная полиция США осуществляет сбор военнопленных, их эвакуацию и охрану в лагерях как в районах военных действий, так и на континентальной части США.

ПОЛИЦИЯ БУНДЕСВЕРА

Численность личного состава военной полиции бундесвера составляет около 4500 человек. Она является самостоятельным родом войск в сухопутных силах Германии и обеспечивает безопасность воинских контингентов и соблюдение законности.

В мирное время ВП Германии решает задачи охраны военных объектов, органов управления, обеспечения транспортных перевозок, поддержания или восстановления порядка и дисциплины в частях и подразделениях, предотвращения преступных акций в отношении военнослужащих и военных объектов бундесвера и союзных войск. Она также осуществляет первичный контроль на пунктах сбора военнослужащих, отставших от воинских частей, организует охрану и транспортировку военнопленных, регулирует движение и охраняет войска на маршрутах выдвижения. Совместно с федеральной полицией она регулирует потоки беженцев.

В структуре Министерства обороны, главного штаба бундесвера и главных штабов видов ВС нет органов управления военной полицией. Непосредственное руководство ею осуществляют командиры дивизий через свои штабы. Подразделения ВП постоянно действуют и в составе миротворческих контингентов бундесвера.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЖАНДАРМЕРИЯ ФРАНЦИИ

Основное предназначение и полномочия современной национальной жандармерии (НЖ) Франции были закреплены в статье 1 декрета "Об организации и службе жандармерии", подписанного президентом Французской Республики Эмилем Лубе более ста лет назад: "Жандармерия представляет собой силу, предназначенную для обеспечения общественной безопасности, поддержания правопорядка и исполнения законов... Ее деятельность распространяется на всю территорию страны, равно как и на вооруженные силы".

НЖ является составной частью вооруженных сил страны и административно подчиняется министру обороны. Она решает задачи в интересах ВС, а также выполняет полицейские и административные функции в национальном масштабе. Проведение оперативных мероприятий осуществляется в координации с министерствами внутренних дел и юстиции. В силу этого деятельность НЖ в целом носит межминистерский характер.

Общее руководство жандармерией, численность подразделений которой составляет около 100 тыс. человек, осуществляет министр обороны. Непосредственное руководство этой службой возложено на Главное управление, возглавляемое генеральным директором. Это ведомство формулирует основные принципы использования сил и средств жандармерии, а также решает широкий комплекс административных, организационных и технических задач и координирует действия территориальных и мобильных частей.

В состав жандармерии входит центральный аппарат и технические службы, территориальные командования и подчиненная им департаментская и мобильная жандармерия, республиканская гвардия, части и подразделения, дислоцирующиеся за рубежом, в департаментах и в составе группировки французских войск в Германии, а также специализированные формирования специального назначения.

Подразделения департаментской жандармерии обеспечивают охрану важных государственных объектов и поддержание общественного порядка. Кроме того, они осуществляют сбор и передачу данных о внутренней обстановке в стране и выполняют функцию учета сил и средств резервных компонентов. Мобильная жандармерия решает задачу поддержания общественного порядка и, по сути дела, является оперативным резервом сил безопасности.

Республиканская гвардия, состоящая из военизированных подразделений специального назначения, обеспечивает охрану высших государственных лиц, а также таких национальных объектов, как резиденции президента и премьер-министра, национальной ассамблеи и ряда других. В составе жандармерии действуют специализированные формирования, осуществляющие охрану режимных объектов, надзор за соблюдением правопорядка и законности и оказание помощи административным службам различных ведомств в их повседневной деятельности.

Сотрудники жандармерии входят в состав миротворческих сил ООН и оказывают техническую помощь франко-говорящим странам Африки. Кроме того, они осуществляют охрану зарубежных представительств Франции за рубежом и обеспечивают безопасность сотрудников дипломатических миссий.

ВОЕННЫЕ ПОЛИСМЕНЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

В составе ВС Великобритании действуют подразделения ВП МО, а также полиция видов вооруженных сил. ВП подчиняется управлению военной полиции, входящему в состав аппарата постоянного заместителя министра обороны. Численность военно-полицейских подразделений превышает 5 тыс. человек.

Полиция Минобороны обеспечивает безопасность военнослужащих, вооружения, военной техники и имущества ВС как на военных объектах Великобритании, так и за рубежом. Она осуществляет охрану общественного порядка в отношении военнослужащих и гражданского персонала ВС, обеспечивает защиту военных объекты, проводит следственные и разыскные мероприятия на их территории, а также задерживает и снимает показания с подозрительных лиц. Кроме того, ВП занимается инспектированием военного автотранспорта и решает ряд других задач.

Полиция Минобороны организована по территориальному принципу. Ее представители действуют на всех военных объектах. В состав ВП входят роты численностью по 100 человек. Эти подразделения имеются в каждом военном округе, соединении и отдельной части. В военное время численность данного контингента достигает 10 тыс. человек, что обеспечивается путем призыва на военную службу профессионально подготовленных резервистов. В юрисдикцию ВП видов ВС входят только военнослужащие.

В случае войны ВП обеспечивает решение задачи ведения радиационной и химической разведки тыловых районов, охраны и сопровождения военнопленных, а также поиска и сбора, отставших или потерявших связь с войсками подразделений и отдельных военнослужащих. В состав ВП Великобритании входит ряд специальных подразделений, обеспечивающих охрану высшего военного руководства страны и безопасность важных военных делегаций.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В КПРФ готовят кампанию по продвижению Че Гевары

В КПРФ готовят кампанию по продвижению Че Гевары

Дарья Гармоненко

Памятник символу левого антиамериканизма предложено разместить поближе к посольству США

0
1001
Деградировавшие пашни в России не поддаются учету

Деградировавшие пашни в России не поддаются учету

Ольга Соловьева

Аграриям обещают электронную господдержку с 2026 года

0
1381
ESG-прозрачность компании Эн+ оценили по максимуму

ESG-прозрачность компании Эн+ оценили по максимуму

Василий Столбунов

0
806
Реакция на динамику ключевой ставки принципиально изменилась

Реакция на динамику ключевой ставки принципиально изменилась

Михаил Сергеев

Аргументы чиновников Центробанка не воспринимаются бизнесом и экономистами

0
1712

Другие новости