Две недели назад в Ярославле на базе Испытательного центра железнодорожных войск завершились государственные испытания наплавного моста-ленты МЖЛ-ВТ, не имеющего аналогов в мире. Он придет на смену своим предшественникам, которые эксплуатируются в железнодорожных войсках с 1956 года. По признанию специалистов, новая конструкция позволяет сократить расходы на сборку рукотворной переправы, способной пропускать не только железнодорожные составы, но и автомобильные колонны.
На государственную приемку нового изделия отечественного ОПК прибыли министр обороны России Сергей Иванов и министр транспорта РФ Игорь Левитин, которые смогли воочию наблюдать, как по МЖЛ-ВТ прошел груженый железнодорожный состав, проследовали колонны танков, грузовиков и бензовозов. Всего же за весь период испытаний по наплавному мосту было перевезено более 70 тыс. брутто-тонн грузов. Он отлично показал себя в ходе первой эксплуатации на волжской воде. Министры обороны и транспорта лично осмотрели сооружение и новые дизельные катера-толкачи, используемые при его монтаже.
По словам Сергея Иванова, МЖЛ-ВТ выдерживает нагрузку в 26,45 тонны на ось, что значительно превышает такой же показатель имеющихся сейчас в Вооруженных силах наплавных мостов, уже не соответствующих возросшим современным требованиям.
МЛЖ-ВТ - детище проектного института ЗАО "Машстроймост-СПб", разработан в 2003 году. Первый промышленный образец был изготовлен на Брянском центральном заводе железнодорожной техники и "Заводе корпусов" в городе Выкса (Нижегородская область). Мост-лента должен помогать преодолевать широкие и глубокие водные преграды в период восстановления разрушенных капитальный мостов, а также при ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий. В конструкции МЛЖ-ВТ впервые в истории создания наплавных мостов были использованы башенные рамно-винтовые опоры. Для восприятия тормозной нагрузки в районе первого пролета применено продольное закрепление.
Как рассказал корреспонденту "НВО" заместитель главного инженера железнодорожных войск генерал-майор Евгений Сафонов, МЖЛ-ВТ может собираться в кратчайшие сроки. При его возведении используется минимум элементов, применяемых для капитального строительства объектов. При монтаже применяется только армейская штатная техника без задействования специального оборудования. В речной части МЖЛ-ВТ нет тысяч болтовых соединений, как в его предшественнике, что значительно облегчает наведение переправы.
По словам министра обороны РФ Сергея Иванова, с 2006 года новый мост будет приниматься на вооружение и должен послужить армии 50 лет.
- Эти мосты имеют двойное назначение и могут эксплуатироваться в ситуациях, когда нет военных действий, - отметил министр обороны РФ. - Министерство транспорта РФ намерено сконцентрировать средства на их использование в случаях необходимости быстро наладить транспортное обеспечение на реках, где нет или только строятся мосты. Я думаю, что он может продаваться за границу. Были бы деньги у потенциальных покупателей - стоимость такого моста вместе со всеми инженерными сооружениями и запчастями составляет около 1 млрд. рублей.
Ярославль