0
1586
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

16.09.2005 00:00:00

И система была, и керосина хватало...

Виктор Сокерин

Об авторе: Виктор Николаевич Сокерин - генерал-лейтенант, заслуженный военный летчик России.

Тэги: авиация, обучение, практика


Когда приходится слышать речи о том, что-де боевая подготовка в армии и на флоте становится все более интенсивной и при этом называется, в частности, цифра ежегодного налета наших боевых летчиков (до 60 часов), не знаешь, плакать или смеяться, узнав о столь «выдающемся» достижении. Поневоле вспоминаешь, что требовалось сделать некогда тебе самому для профессионального становления.

30 ноября 1979 года я, 24-летний старший лейтенант, был назначен на должность командира корабля Ту-16к-10-26. В состав моего экипаж входили: штурман лейтенант Михайлов (прослужил 1 год после окончания училища), помощник командира (второй летчик) лейтенант Некрасов, штурман-оператор лейтенант Комеристый (оба – выпускники военных вузов 1979 года), командир огневых установок прапорщик Капуста и воздушный стрелок-радист матрос срочной службы (фамилию его, к сожалению, не помню).

Стояла полярная ночь, но ждать появления солнца на небе в те времена никто и не думал. Экипаж начал осваивать Курс боевой подготовки морской ракетоносной авиации (КБП МРА). Правда, программа дневных полетов мною была частично пройдена.

Забегая вперед, сообщу: в течение первого года службы в качестве командира экипажа самолета-ракетоносца совершил 157 полетов, проведя в воздухе в общей сложности 203 часа 57 минут (88 часов – ночью), выполнил 27 самостоятельных дозаправок в небе и 39 посадок при минимуме погоды (24 – днем и 15 – ночью). Вскоре получил второй класс, а еще через год (в 26 лет) стал летчиком первого класса. В последующие годы мой средний ежегодный налет достигал 160–170 часов.

Причем не надо думать, будто все у меня в боевой учебе было ладно и складно.

Так, 10 января 1980 года мой экипаж, выполнив полет в зону на практический потолок и максимальную скорость (что считалось окончанием переучивания по технике пилотирования ночью), совершал заход на посадку на аэродром «Оленегорск». Стояла безоблачная погода. После третьего разворота самолет на высоте 600 м буквально на считанные секунды «зацепил» неизвестно откуда взявшееся облачко. Выполнив четвертый разворот и выпустив закрылки, мы снижались по глиссаде.

Аэродром был виден с 20 км, но почему-то не очень отчетливо. Мелькнула мысль, что это из-за дымки. Но вот пройден ближний привод, а «резкость» после включения посадочных прожекторов так и «не навелась». Поняв, что причина в стекле, перед самым началом выравнивания с высоты метров в 15 (по инструкции экипажу уход на второй круг разрешался с высоты не менее 80 м) я дал обороты обоим двигателям и, не слушая подсказок помощника руководителя полетов: «Пониже, ниже», ушел на второй круг с весом в 52 тонны!

После набора высоты круга включил обогрев стекла, выполнил повторный заход и совершил нормальную посадку. Едва зарулил на стоянку и выключил двигатели, как к самолету примчался на автомашине командир полка полковник Чередниченко. Коротко и честно доложил ему: так, мол, и так, ушел на второй круг, потому что не был уверен в безопасности посадки из-за плохой видимости ВПП через обледеневшее в результате кратковременного входа в облако стекло.

Чапаю, как звали Чередниченко, ничего не стоило «вынуть шашку» (что он регулярно делал), однако, выслушав мой доклад, он совершенно спокойно спросил: «Что у тебя сегодня еще по плановой таблице?» Ответил, что еще одна зона. «Готовься к вылету! Руководителя полетов я предупрежу, что разрешил», – сказал Чередниченко и уехал. А ведь моя ошибка была совершенно очевидна, и комполка должен был отстранить меня от выполнения полетов до разбора, сдачи зачетов и контрольного вылета с инструктором.

Назавтра на партийном собрании мне, конечно, «поставили на вид», но что поделаешь – политработникам требовалось доказывать, что они недаром едят хлеб. Вот и «воспитывали» летчиков и штурманов за порванные на посадке колеса, за оборванные при дозаправке в воздухе троса шлангов заправки, за сброшенные на «двойку» бомбы, за непреднамеренные уклонения на маршрутах или сближения... Пилоты, впрочем, шутили, что главное – не погореть за пьянку, «на бабе» и за нарушение приказа № 010 (по секретному делопроизводству), что, как правило, ставило крест на продвижении по службе.

Тем не менее, несмотря на разного рода нелепости, хорошо отлаженная система подготовки советских военных летчиков работала!

8 августа я выполнил первую самостоятельную дозаправку в воздухе. В конце сентября и начале октября в паре с командиром полка (полковник – ведущий, старший лейтенант – ведомый) дважды «сходил на радиус» с дозаправкой в воздухе на полную перекачку (13 тыс. литров) на реальные цели – американские авианосцы «Нимитц» и «Энтерпрайз», принимавшие участие в маневрах НАТО в районе Фареро-Исландского рубежа.

В июле 1986 года я был назначен заместителем по летной подготовке командира 987-го морского ракетоносного авиаполка, базировавшегося на аэродроме «Североморск-3». Тогда мы летали очень много. Только в воскресенье либо в дни с нелетной погодой в расположенном очень близко и от ВПП, и от посадочного курса гарнизоне наступала относительная тишина.

И что интересно – при таком сумасшедшем режиме работы керосин, бензин и дизтопливо в гарнизоне никогда не кончались, запасные части для самолетов всегда были в наличии, исправность самолетного парка, как и положено, не опускалась ниже 95%. Конечно, сегодня подобная картина выглядит как совершеннейшая фантастика.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Екатерина Трифонова

Бесплатной юрпомощью гражданам занимаются не только государственные бюро

0
270
Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Владимир Мухин

Предприятия в странах ЕС собираются удовлетворить спрос ВСУ в боеприпасах

0
437
Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Иван Родин

После инаугурации патриарх Кирилл пожелал президенту править до конца века

0
495
Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Дарья Гармоненко

Упразднение низового уровня власти никому не нравится, но продолжается

0
367

Другие новости