– Николай Максимович, что помешало сдать объект в Щучьем согласно намеченным планам?
– Первоначальный текст Федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» действительно предусматривал окончание строительства объекта в городе Щучье в канун наступления Нового, 2006 года. Но эти планы основывались на заявленной помощи со стороны США. Расчет был таков, что 60% средств, необходимых для строительства объекта, выделит Российская Федерация, а 40% в качестве помощи – Соединенные Штаты. Однако от деклараций до фактического финансирования пролегла «дистанция огромного размера». С 1999 по 2002 год американцы заморозили предоставление финансовой помощи не только на возведение объекта в Щучьем, но и в целом на программу уничтожения химоружия в России. В итоге график работ был сорван, и нам пришлось назначать новые сроки завершения строительства объекта.
Согласно уточненной редакции Федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» сдача объекта в Щучьем должна состояться в июле 2008 года.
– Чем было вызвано решение Вашингтона о замораживании американской помощи?
– Объективные причины для этого, на мой взгляд, отсутствовали. России выдвигались претензии: дескать, она, например, не предоставила точных данных о местах испытания и о местах захоронения химического оружия. Американцы требовали допустить своих инспекторов на объекты хранения ядерных боеприпасов, хотя это абсолютно другая программа. Пожалуй, только одна претензия Конгресса США была обоснованной – Россия должна выделять ежегодно на программу уничтожения химоружия не менее 25 миллионов долларов...
– А мы сколько выделяли?
– До 2000 года включительно – по пятьсот миллионов рублей. Но в 2001 году произошел резкий скачок в финансировании программы: более трех миллиардов рублей. В 2002 году – уже почти 5,5 миллиарда рублей. Это в восемь раз превышало сумму, о которой вели речь американские законодатели. Однако это не помешало им именно в 2002 году выдвинуть свое требование. Где логика?
Между тем российские ассигнования на программу уничтожения химоружия еще более увеличились: в минувшем году – 11 миллиардов 160 миллионов рублей, на 2006 год запланировано 13 миллиардов 337 миллионов рублей.
– Какой вклад обязались внести США в строительство объекта в Щучьем?
– В рамках Исполнительного соглашения США взяли на себя обязательства по финансированию строительства первой очереди объекта (первый производственный корпус) и созданию всех элементов инженерной и производственной инфраструктуры промышленной зоны. Это, в частности, административно-бытовой корпус, корпус битумирования, насосная станция пожаротушения, газоспасательная станция, станция доочистки воды, склад химического сырья и газов, участок хранения отходов и другие объекты.
Сметная стоимость всего, что входит в сферу ответственности американской стороны, – 7,8 миллиарда рублей. Российской – 11,4 миллиарда рублей.
– Какова в целом международная помощь России в уничтожении химоружия?
– Международное сотрудничество в области химического разоружения развивается с 1993 года. На сегодняшний день Россией подписано 28 соглашений межправительственного и межведомственного характера, касающихся решения данной проблемы. Из них 15 – за последние два года. Коспонсорами уничтожения российского химоружия являются Германия, США, Италия, Великобритания, Норвегия, Нидерланды, Канада, Новая Зеландия, Чехия, Польша, Швейцария, Европейский союз как организация┘ Имеются неплохие перспективы в развитии взаимодействия со Швецией, Финляндией, Францией и Ирландией.
Общая заявленная помощь – 1 миллиард 728,9 миллиона долларов.
Но, подчеркиваю, это заявленная помощь. Реально выполнено работ всего на 264,8 миллиона долларов.
Если смотреть по странам┘ Великобритания: заявлено более 120 миллионов долларов, выполнено – 8 миллионов, Германия: 244,7 и 80,6 соответственно, Италия: 464,2 и 6,8, Канада: 31 и 2,9, США: 819,2 и 139,3. Конечно, мы благодарны всем и за эту помощь. Но нарушения в выполнении взятых обязательств затрудняют планирование реализации долгосрочных проектов. Конкретный пример – то же строительство объекта в Щучьем. Ведь наша страна давала международному сообществу обязательства, в том числе и в расчете на заявленную спонсорскую помощь.
– Не делаем ли мы ставку только на помощь Запада?
– Нет. При иностранном содействии осуществляется строительство только трех из семи объектов по уничтожению химоружия. И на двух из них спонсорская помощь не превышает трети общих затрат. В поселке Горный (Саратовская область), например, она составила 24%, в городе Камбарка (Удмуртская Республика) – 27%. В Щучьем иностранная помощь составит, точнее, должна составить 40%. Но пока мы вынуждены переносить сроки сдачи объекта в эксплуатацию.