0
1641
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

27.10.2006 00:00:00

Смогут ли США «законным» образом уничтожить Байконур и Плесецк?

Юрий Караш

Об авторе: Юрий Юрьевич Караш - член-корреспондент Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского.

Тэги: сша, космос, байконур, плесецк, буш


«Неограниченное космическое право» – так, без преувеличения, можно назвать новую «Национальную космическую политику» США. Этот документ, подписанный президентом Джорджем Бушем 31 августа 2006 года, был, однако, обнародован СМИ (за исключением секретных разделов) лишь в середине октября. В нем изложена стратегия деятельности Соединенных Штатов в заатмосферном пространстве, которую директор Института космической политики в Вашингтоне Джон Логсдон назвал «весьма националистической».

«Укрепление космического лидерства нации и обеспечение своевременного наличия космических возможностей для решения задач США в области национальной безопасности, внутренней безопасности, а также внешней политики» – вот что занимает первое место в числе главных целей данной стратегии. При этом авторы документа подчеркивают: Америка «уже в течение пяти десятилетий является мировым лидером в сфере освоения космоса».

Вторая цель – «обеспечить беспрепятственную деятельность США в космосе с целью защиты наших (американских – Ю.К.) интересов там». Достичь это Вашингтон намерен двумя путями: первый – не связывать себя никакими договорами об ограничении вооружений, которые воспрепятствуют созданию систем, предназначенных для обеспечения вышеупомянутых интересов; а второй – не допустить использование космоса странами, проявляющими «враждебность» по отношению к США. Причем Америка наделяет себя правом «помешать развитию» в других государствах тех технологий, производств и инфраструктуры, которые могут быть использованы для ограничения абсолютной свободы деятельности Соединенных Штатов за пределами атмосферы.

Второй путь вызывает определенные вопросы.

Если в Вашингтоне сочтут создание нового типа межконтинентальной баллистической ракеты в России в качестве проявления «враждебности» по отношению к ним, то означает ли это, что они «законным» образом могут уничтожить космодромы Байконур и Плесецк, откуда запускаются в том числе военные спутники, наводящие МБР на цели? И еще один вопрос: считает ли Америка себя вправе нанести удар по какому-либо российскому предприятию, которое даже не производит, а лишь в принципе способно создать или выпускать средства для уничтожения ИСЗ?

Стремясь отвести возможные подозрения в милитаризации внеземного пространства, официальный представитель Белого дома заявил: «Политика эта не направлена на разработку или размещение оружия в космосе». Действительно, как отмечает газета «Вашингтон пост», из-за «чувствительности» вопроса Пентагон станет участвовать в создании технологий двойного назначения, которые могут применяться как в мирных, так и в военных целях. Это – традиционный путь развития космических «мускулов» США.

Все значимые космические проекты в области национальной безопасности выдвигаются в ту пору, когда космический потенциал Америки был уже ощутимо «разогрет» или уже осуществленной, или готовящейся к осуществлению крупномасштабной гражданской пилотируемой космической программой. Так, «Спэйс Шаттл» зародился под занавес полетов «Аполлонов» в 1972 году, «Стратегическую оборонную инициативу» президент США Рональд Рейган предложил в 1983-м – за год до объявления программы космической станции «Фридом» (переросшей в Международную космическую станцию), а нынешнюю «Национальную космическую политику» Буш-младший утвердил через год после объявления им же планов возвращения американцев на Луну.

Самой большой ошибкой со стороны России было бы осудить или критиковать новый подход Америки к деятельности за пределами атмосферы. К нему следует отнестись с пристальным вниманием, как к достойному уважения примеру защиты страной собственных национальных интересов с максимальным использованием своего разнопланового и мощного космического потенциала. И сделать то же самое – начать осуществлять собственную программу, например полета к Марсу. От этой программы, как ветви от ствола, стали бы расти новые технологии, с помощью которых Россия при любых обстоятельствах смогла бы обеспечить свои интересы, в том числе и за пределами Земли.

Известный современный американский политолог Роберт Гилпин считал, что угроза конфликта в биполярной системе возникает тогда, когда происходит заметное усиление одного полюса над другим. Сегодня в космосе (с точки зрения количественного присутствия и технологического разнообразия) есть два основных центра – Россия и США. Таким образом, сохраняя научно-технический и производственный «вес» своей космической программы в той же категории, что и американская, Россия сможет удержать некоторых не в меру горячих зарубежных политиков от использования угроз из космоса вместо дипломатии.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
521
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
649
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
548
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
450

Другие новости