Генеральная прокуратура Киргизии требует дополнительных следственных действий с участием военнослужащего американской авиабазы «Ганси» Закари Хэтфилда, застрелившего 6 декабря 2006 года гражданина Киргизской Республики. Это убийство вызвало шквал протестов и требований прекратить американское присутствие в стране.
Авиабаза ВВС США «Ганси» на территории международного аэропорта «Манас» в Киргизии появилась зимой 2001 года. Причем использовать ее Пентагон может «до стабилизации обстановки в Афганистане». Звучит логично, учитывая, что база нужна для поддержки действий американского контингента в Афганистане.
Бывший президент Киргизии Аскар Акаев подписал соответствующий договор с Соединенными Штатами, не только и не столько вдохновляясь идеей всеобщей борьбы с террором. Безусловно, было и желание достичь большей стабильности в регионе, однако оно отходило на второй и даже на третий план по сравнению с теми материальными благами, которые сулило создание военной базы столь мощной державы, как США, на территории далеко не богатой страны.
Вначале арендная плата за эксплуатацию базы составляла всего 2 млн. долларов в год. Стоимость каждого полета (а их бывает до 20 в сутки) – 4 тыс. долларов. Не так уж и много по сравнению с «большими надеждами» киргизов. Основные доходы киргизская сторона получала от закупки американцами горюче-смазочных материалов. Данным бизнесом в 2001–2005 годах занимались в стране две фирмы – Manas International Services и Aalam Services. Обе они были связаны с семьей Акаевых. По данным киргизских СМИ, 207 млн. долларов, выплаченных американцами за топливо, прошли мимо бюджета республики.
До 2002 года база, согласно официальным данным, приносила Киргизии 6,5 млн. долларов ежегодно. Плюс военно-техническая помощь Вашингтона. Компенсировали не столь великие поступления гранты и другие финансовые вливания со стороны международного сообщества, которое активизировало свое взаимодействие с Бишкеком после развертывания объекта Пентагона на киргизской территории.
Что касается рабочих мест, то ожидания не оправдались. Устроиться на авиабазу считается престижным, но набор персонала ограничен. В основном из киргизов состоит обслуга, следящая за чистотой помещений.
Тот факт, что официально арендная плата составляла всего 2 млн. долларов, а основные средства, полученные от продажи ГСМ, в бюджет республики не попадали, стал одной из причин недовольства властью, ряда коррупционных скандалов, в которых были замешаны чиновники, и, как следствие, случившегося в стране переворота, названного «революцией тюльпанов».
После того как к власти пришел нынешний президент Курманбек Бакиев, с весны 2005 года регулярно возникает вопрос о целесообразности функционирования «Ганси». 5 июля на саммите стран Шанхайской организации сотрудничества (Россия, Китай, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан и Казахстан) в Астане Курманбек Бакиев высказался за вывод американского контингента из Киргизии, мотивируя это тем, что ситуация в Афганистане уже стабилизировалась. Однако после летнего визита тогдашнего шефа Пентагона Дональда Рамсфелда он изменил точку зрения, так как США пообещали Бишкеку 200 млн. долларов в качестве беспроцентного кредита.
Тем не менее недовольство низкой арендной платой за авиабазу не было удовлетворено. В 2004–2006 годах она составляла 52 млн. долларов. Не очень большая сумма, но не такая уж и малая, если учесть, что бюджет Киргизии на 2003 год равнялся 350 млн. долларов. Получается, что бывший президент и его команда просто не сумели правильно воспользоваться теми средствами, которые поступали от американской стороны. Как заметил спикер парламента Киргизии Марат Султанов, из 150 млн. долларов, которые, по данным американской комиссии, Киргизия получила в качестве безвозмездной помощи, на бюджете страны не отразились.
С высказывания Бакиева на саммите ШОС торг за базы только начался. В декабре 2005 года начались переговоры между министром иностранных дел Алимбеком Джекшенкуловым и представителем Пентагона Робертом Моулом. Уже тогда киргизская сторона потребовала увеличения платы сначала до 200, а затем до 207 млн. долларов.
19 апреля 2006 года президент Бакиев вновь затрагивает этот вопрос, а накануне нового 2007-го у него на руках оказывается два главных козыря. Осенью в международном аэропорту «Манас» столкнулись американский самолет-заправщик КС-135 и пассажирский ТУ-154. Происшествие обошлось без жертв, но дало повод Бакиеву требовать ухода американцев или увеличения платы за использование аэропорта «Манас».
Другой повод для недовольства появился 6 декабря 2006 года, когда военнослужащий ВВС США Закари Хэтфилд двумя выстрелами из пистолета убил гражданина Киргизии Александра Иванова. 15 декабря парламент Киргизии рассматривал вопрос о выводе авиабазы с ее территории. Шумиха вокруг этого дела постепенно спала, но повод для торга остался. В феврале этого года американцы остановились на сумме в 150 млн. долларов в качестве арендной платы плюс гуманитарная и финансовая помощь. Пока остается неясным, был ли подписан новый контракт, будет ли он подписан и когда это произойдет. Государственные чиновники молчат по этому поводу.