0
1810
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

08.06.2007 00:00:00

ООН: новый договор о торговле оружием

Вадим Козюлин

Об авторе: Вадим Борисович Козюлин - директор программы ПИР-Центра по обычным вооружениям.

Тэги: оон


В конце минувшего года на сессии Генеральной Ассамблеи ООН прошло голосование о подготовке обязательного для исполнения Международного договора о торговле оружием (МДТО). Цель этого договора – установить «общие международные стандарты в отношении импорта, экспорта и передачи обычных вооружений». Резолюция ООН 61/89 была принята Ассамблеей при сенсационной поддержке 154 стран. Она призвала национальные правительства представить Генеральному секретарю ООН свои предложения по тексту будущего договора. Срок подачи предложений истек 30 апреля 2007 года.

НА РАЗНЫЕ ГОЛОСА

Содержание предложений пока неизвестно. Они будут обобщены и представлены мировому сообществу только в конце нынешнего года. Но зато хорошо известно, кто проголосовал за принятие такого договора, кто был против и кто воздержался.

Отметим, что среди сторонников договора наблюдался явный «географический перевес» Евросоюза. Это свидетельствует о том, что МДТО фактически трансформировался в европейскую инициативу. Нельзя не отметить и того обстоятельства, что в рамках Европейского кодекса поведения происходят незаметные для остального мира, но важные для ЕС процессы расширения открытости и углубления отчетности в торговле товарами военного назначения. Неудивительно, что вдохновленные своими успехами европейцы уверенно пытаются распространить этот опыт на весь остальной мир.

А среди ведущих экспортеров вооружений самый крупный – США стал единственным государством, проголосовавшим против подготовки Договора о торговле оружием. Правда, России тоже не было среди 154 государств, высказавшихся в его поддержку. Наша страна при голосовании воздержалась. Но договор поддержали все бывшие республики СССР, кроме разве что Узбекистана и Туркмении, которые вообще не участвовали в голосовании. Воздержались от твердой поддержки МДТО, кроме России, и некоторые главные экспортеры вооружений. Среди них – Израиль, Китай и Северная Корея. На их долю вместе с Россией и США приходится около 60 процентов всех мировых оружейных поставок.

Интересно, что в рядах «воздержавшихся» оказалась как минимум и половина крупнейших импортеров вооружений – Египет, Израиль, Индия, Ирак, Иран, Йемен, Китай, Кувейт, Ливия, ОАЭ, Оман, Пакистан и Саудовская Аравия.

Директор международный сети организаций по легкому и стрелковому оружию IANSA Ребекка Петерс сказала по этому поводу: «Политическая реальность такова, что большинство европейских государств готовы присоединиться ко многим развивающимся странам Африки, Латинской Америки и других континентов в установлении значительного контроля над международными трансфертами. Однако еще имеются влиятельные государства, не заинтересованные ни в каких международных инструментах, которые стали бы помехой в их собственной торговле оружием».

Так это или нет, мы узнаем, когда переданные Генеральному секретарю национальные предложения будут собраны воедино, оформлены и опубликованы специальным докладом на 62-й сессии Генассамблеи ООН в конце 2007 года. Потом эти предложения достанутся группе правительственных экспертов, которая начнет работу в 2008 году (представители постоянных членов Совета Безопасности ООН, в том числе России, войдут в состав этой группы). И она доложит Генеральной Ассамблее ООН о проделанной работе на ее шестьдесят третьей сессии. Это будет только в конце будущего года.

Впереди у МДТО непростой путь, который мог бы показаться непреодолимым, если не знать о впечатляющем росте популярности этой идеи, мало кому понятной лишь десятилетие назад.

С ЧЕГО ВСЕ НАЧАЛОСЬ

А появилась идея создать правила торговли оружием в 1996 году, когда группа лауреатов Нобелевской премии, в которую вошли президент Коста Рики Оскар Ариас, Далай Лама и президент Польши Лех Валенса, а также ряд неправительственных организаций, выступили инициаторами международной кампании по недопущению поставок оружия недемократическим режимам и в «горячие точки». Как одного из способов прекращения войн на планете. Эта кампания с разной степенью успеха прокатилась по странам мира и, наконец, докатилась до трибуны ООН.

В мае 1997 года Оскар Ариас распространил там подготовленный двенадцатью лауреатами Нобелевской премии Международный кодекс поведения при трансфертах вооружения. Кодекс подразумевал все виды обычных вооружений, включая боеприпасы, военные технологии и технологии двойного применения, а также военное образование и специальную подготовку.

«Правительствам, которые систематически нарушают международно признанные права человека путем пыток или произвольных наказаний будет отказано в военном обучении. Страны, которые совершают акты геноцида, не смогут купить боеприпасы. Правительства, участвующие в агрессии против других стран или народов, не смогут купить ракет. Государствам, которые поддерживают терроризм, не позволят приобрести оружие. Также все страны будут обязаны сообщать о своих военных закупках в ООН. Кодекс поведения, бесспорно, укрепит глобальный мир и безопасность и защитит права человека», – говорилось в этом кодексе.

Предложения лауреатов Нобелевской премии были новаторскими. Одно из предлагаемых правил гласило: поставка оружия государству может осуществляться только при том условии, если военные расходы этой страны не превышают сумму расходов на медицину и образование. По замыслу авторов инициативы, правительства, которые обращаются за оружием к странам-производителям, должны соответствовать ряду стандартов: быть избраны в результате свободных и честных выборов; не запрещать свободное выражение политических взглядов; практиковать гражданский контроль над вооруженными силами; не находиться в состоянии гражданской войны и не участвовать в международном конфликте; не предпринимать действий, которые подрывали бы региональную стабильность. Например, импорт военных технологий нового уровня, которые могут стать началом расточительной гонки вооружений, тоже не допускался.

Главные претензии Оскар Ариас адресовал лидеру оружейных продаж – Соединенным Штатам, а также странам большой восьмерки. «Согласно последним исследованиям, – говорил он, – 84 процента всех американских военных поставок идут тем правительствам, которые Госдепартамент США сам считает режимами, не позволяющими своим гражданам сменить правительство демократическим мирным путем». «В то же время, – критиковал лауреат Нобелевской премии нескорых членов Совета Безопасности ООН, – настойчиво продолжают неумеренные продажи оружия диктаторам, которые отрицают основные права человека? Это те самые страны, которые должны обеспечивать мир и безопасность во всем мире. По иронии сегодня они, с одной стороны, приняли на себя большую часть финансовых расходов по проведению миротворческих операций, а с другой стороны – своей близорукой политикой поставок оружия создают завтрашние сомали, ираки, гаити и боснии».

Эти обвинения в адрес ведущих государств, несомненно, осложнили задачу нобелевской группы Оскара Ариаса. Ее усилия остались эффектной и популярной кампанией, привлекшей многих сторонников в мире, но не принесли никаких практических результатов. ООН не поддержала Международный кодекс поведения при трансфертных поставках.

ТОРГОВАТЬ ПО ПРАВИЛАМ

В начале XXI века нобелевская группа Оскара Ариаса, поняв, что предложенный ею кодекс не имеет шансов на успех, подготовила новый, более умеренный и более реалистичный проект – Рамочную конвенцию о международных поставках оружия, получившую в обиходе название Arms Trade Treaty – Международный договор о торговле оружием (МДТО). Перед этим команда нобелевских лауреатов получила серьезное пополнение. К ним присоединились такие международные организации, как Amnesty International, Oxfam and The International Action Network on Small Arms (IANSA) и другие. Совместно они сформировали Stearing Committee – руководящий комитет, который начал международную кампанию Control Arms («За контроль над оружием») и потребовал включить инициативу МДТО в повестку ООН.

К разработке нового текста МДТО привлекли группу юристов Кембриджского университета. Они составили проект рамочной конвенции, которая имела двоякую цель. С одной стороны, объединить в едином документе все имеющиеся обязательства, вытекающие из различных международных договоренностей (главным образом, международного гуманитарного права), и те, что касаются торговли оружием (таких международных документов оказалось более трехсот). Кроме того, создать базовый документ, на основании которого можно рассматривать вопросы торговли оружием в будущем. Все новые договоренности могли бы оформляться соответствующими приложениями к конвенции – протоколами.

В соответствии с принципами МДТО, государство не должно осуществлять международных поставок оружия в случае, если оно располагает информацией (или может располагать информацией) о том, что поставка оружия будет использована в нарушение Устава ООН или соответствующих положений обычного международного права, в особенности положений, которые запрещают применение или угрозу применения силы в международных отношениях. А также при условии, если оно будет использовано для серьезного нарушения прав человека, для нарушения международного гуманитарного права, применяемого в каком-либо международном и немеждународном вооруженном конфликте. Использовано для совершения актов геноцида или преступлений против человечества.

Конечно же, надо иметь в виду, что текст документа был составлен неправительственными организациями и может приниматься лишь в качестве неофициального предложения группы пользующихся мировым признанием людей. А юридически обязывающий МДТО будет подготовлен из тех предложений, которые направлены Генеральному секретарю ООН правительствами государств, в том числе – Россией. Что там будет записано, мы узнаем в конце года, а пока известно, что он будет базироваться на четких правовых принципах, предусматривать эффективный механизм применения и контроля за исполнением договора и наказанием для нарушителей.

СКОЛЬКО СТОЯТ ПРАВИЛА

На первый взгляд, интересы России как одного из ключевых экспортеров оружия могут быть затронуты новым договором. Некоторые российские экспортные сделки вызывают серьезные возражения в странах Запада, а с принятием МДТО имеют шансы попасть и в разряд «незаконных». Однако, если попытаться оценить рынок спорных поставок, выяснится, что на деле речь идет о суммах не выше десятков миллионов долларов. Для нашей страны с общим объемом экспорта вооружений, приближающимся к 7 млрд. долларов, это незаметная потеря. Ее компенсирует рост репутации России на международной арене.

Более серьезный повод для беспокойства должен возникнуть у стран-импортеров, которые в соответствии с новым законом, при определенных обстоятельствах, могут лишиться права на покупку вооружений. Можно ожидать, что оппозиция новому договору найдет своих главных сторонников именно здесь.

В российском МИДе говорят, что пока не вполне ясно, как может работать механизм соблюдения и контроля МДТО, а также механизм сопоставления получаемой информации и проведения расследований. Возникает вопрос и о том, как быть с правом так называемых «проблемных» государств на приобретение вооружений в целях законной самообороны. Все эти вопросы действительно требуют четкой проработки. Но одно несомненно – в ближайшие годы мы станем свидетелями либо удивительных трансформаций международного законодательства по контролю над обычными вооружениями, либо отметим провал еще одного проекта, пытающегося поставить преграду на пути войн и военных преступлений.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2501
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3135
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2330
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4118

Другие новости