14 июля 2007 года президент Владимир Путин подписал Указ «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе и связанных с ним международных договоров». Среди последних – Будапештское соглашение 1990 года, Ташкентское соглашение 1992 года, Венский документ 1996 года, Стамбульское соглашение об адаптации ДОВСЕ 1999 года и ряд других. Все эти документы развивали и модернизировали в применении к изменившимся исторической и геополитической ситуациям основной договор, подписанный в Париже 19 ноября 1990 года и вступивший в силу 9 ноября 1992 года.
О ЧЕМ ДОГОВОРИЛИСЬ?
ДОВСЕ (Договор об обычных вооруженных силах в Европе) заключили между собой два военно-политических союза – НАТО и Организация Варшавского договора. Он был призван, как сказано в тексте этого документа, установить безопасный и стабильный баланс обычных вооружений в Старом свете на более низких уровнях по сравнению с прежними. Требовал ликвидировать неравенство в вооружениях, наносящее ущерб стабильности и безопасности, ликвидировать потенциал для осуществления внезапного нападения и начала крупномасштабных наступательных действий. Для достижения названных целей договор резко – почти в два раза – ограничил количество танков, боевых бронированных машин, артиллерийских орудий калибром выше 100 мм, а также ударных самолетов и вертолетов для каждой из сторон.
По словам президента Академии геополитических наук генерал-полковника Леонида Ивашова, ДОВСЕ был очень полезен: он уменьшал риск возникновения войны, так как резко снижал уровень военного противостояния. При этом (см. таблицу 1) больше всех вооружений – свыше 12 тыс. единиц – сократила Россия. Причем в одностороннем порядке мы ликвидировали еще 20 тыс. единиц боевой техники. Но главное – договор предусматривал конкретные меры контроля за выполнением квот вооружений. Каждое из государств-участников обязано было два раза в год информировать партнеров о состоянии и количестве своего оружия в районах, входивших в сферу применения ДОВСЕ, а зарубежные военные делегации имели возможность посетить те или иные части и проверить соответствие указанных данных реальному положению дел.
Доверие и открытость между партнерами по ДОВСЕ стали его важнейшей непреходящей ценностью.
Но вскоре распалась Организация Варшавского договора, а за ним и Советский Союз. Отдельные страны бывшего ОВД вступили в НАТО, резко изменился баланс вооруженных сил на континенте. Вскоре – в 1994 году – на Северном Кавказе началась первая чеченская кампания Российской армии. Квоты, установленные для нее на флангах ДОВСЕ, оказались крайне малы. Страны – участницы договора согласились увеличить их на время военных операций. И уже через два года «подписанты» Парижских соглашений решили провести «капитальный ремонт» ДОВСЕ.
РЕМОНТ НА ХОДУ
В 1999 году состоялось Стамбульское совещание. Участвовавшие в нем лидеры ряда европейских и североамериканских государств постановили разделить предусмотренные договором блоковые квоты вооружений на каждую страну в отдельности. ДОВСЕ стал называться адаптированным. А для его вступления в силу он должен был пройти ратификацию во всех странах-участницах. Ее провели только Россия, Казахстан, Белоруссия и Украина. Остальные участники ДОВСЕ к ратификации не приступали, ссылаясь на то, что там же, в Стамбуле, Москва обязалась вывести свои войска из Молдавии и Грузии.
И хотя никакой прямой юридической связи между двумя этими документами – адаптированным ДОВСЕ и обязательством вывести войска из названных стран – не было и нет, ни одно из государств НАТО до сих пор адаптированный договор не ратифицировало. Даже после того, как Россия фактически вывела свои войска из Грузии – там сегодня осталась так называемая «сдаточная команда», которая передает высвобожденные военные городки и казармы местной власти, – и вывезла всю тяжелую боевую технику из Приднестровья (Молдавия). Здесь находятся артиллерийские склады в селе Колбасно, где хранятся 20 тыс. тонн боеприпасов, которые приднестровская сторона считает своими и не позволяет не то что вывозить, но даже утилизировать. Российские солдаты – их около тысячи человек – вынуждены их охранять, чтобы снаряды не разграбили.
Тем не менее Брюссель продолжает настаивать на том, что «Москва не выполняет своих обязательств, а следовательно, страны НАТО не могут ратифицировать адаптированный ДОВСЕ». Доходит до смешного. Государства Балтии – Литва, Латвия и Эстония – не стали присоединяться к ДОВСЕ. На их территории фактически образовалась «серая зона», где можно разместить любое количество оружия и тяжелой боевой техники, которые не подлежат контролю со стороны России. Однако офицеры армий этих стран в качестве представителей НАТО инспектируют российские воинские части, расположенные в Калининградской, Псковской, Ленинградской областях.
ОДНОСТОРОННЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ НЕ БЫВАЕТ
Между тем по тяжелым вооружениям Североатлантический альянс превосходит Россию в три-четыре раза (см. таблицу 2). Фактически создан потенциал первого внезапного удара, о котором говорят все учебники истории войн и военного искусства. Более того, на фоне требований о выводе российских войск из Молдавии США размещают в Румынии и Болгарии свои армейские контингенты численностью по пять тысяч «штыков». О каком доверии между участниками ДОВСЕ здесь можно говорить? С таким неравноправным положением, говорит генерал Ивашов, Россия мириться не может.
12–15 июня нынешнего года по инициативе Москвы в Вене прошло чрезвычайное совещание по выходу из кризиса, сложившегося с ратификацией адаптированного ДОВСЕ. Там представитель России поставил перед партнерами по договору ряд принципиальных условий. Это возвращение Литвы, Латвии и Эстонии в договорное поле. Понижение суммы разрешенных уровней и наличия обычных вооружений и боевой техники НАТО в целях компенсации потенциала, приобретенного альянсом в результате его расширения на восток. Принятие политического решения об отмене фланговых ограничений для территории России. Разработка общего понимания термина «существенные боевые силы» и проявление соответствующего сдерживания в период его согласования. А также вступление в силу или по крайней мере начало временного применения Соглашения об адаптации ДОВСЕ не позднее 1 июля 2008 года. Формулирование условий присоединения к договору новых участников и дальнейшая модернизация этого документа.
Невыполнение этих требований, подчеркнули российские представители, потребует от нашей страны, как и предлагал во время обращения к Федеральному собранию президент Путин, ввести мораторий на применение договора. Страны НАТО не прислушались к этим словам. А во время своего последнего визита в Москву в конце июня генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер заявил, что он «надеется, что Россия не станет приостанавливать свое участие в ДОВСЕ». В Брюсселе и в Вашингтоне не хотят признать, что односторонней безопасности не бывает. Президент России вынужден был доказать, что он не бросает слов на ветер.
Участие Российской Федерации в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе приостановлено. В соответствии с международным правом. Если к указанному сроку 1 июля 2008 года, как было заявлено в Вене, партнеры Москвы по ДОВСЕ не начнут ратификацию договора и не станут применять его на практике, Россия, видимо, выйдет из договора окончательно.
ЧТО ДАЛЬШЕ?
Но что означает приостановка действия ДОВСЕ? По словам генерал-лейтенанта Евгения Бужинского, начальника международно-договорного управления Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны России, мы не будем информировать своих партнеров о перемещении воинских частей и боевой техники в европейской части страны и не станем принимать иностранные военные инспекции. Кстати, как сообщалось в «НВО», такие инспекции Россия перестала допускать на свою территорию сразу после чрезвычайного Венского совещания, на котором представители стран – участниц ДОВСЕ отказались отнестись с пониманием к озабоченности Москвы, возникшей из-за кризиса с выполнением положений договора.
Безусловно, это не повысит доверие между участниками ДОВСЕ, считают военные эксперты, но данный шаг России – вынужденный. Иначе заставить НАТО считаться с коренными интересами безопасности нашей страны не представляется возможным.
Таблица 1 Количество ограничиваемых ДОВСЕ вооружений НАТО и Организации Варшавского договора в Европе в 1990 году | |||||
---|---|---|---|---|---|
Боевые танки | Боевые бронированные машины | Артиллерия | Боевые самолеты | Ударные вертолеты | |
НАТО | 24093 | 33827 | 19831 | 5118 | 1685 |
ОВД | 21473 | 32702 | 20368 | 6461 | 1189 |
в том числе СССР | 9338 | 19399 | 20368 | 4624 | 1005 |
Таблица сделана на основе текста Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) |
Таблица 2 Национальные предельные уровни ВВТ, ограничиваемых адаптированным ДОВСЕ в 1999 году | |||||
---|---|---|---|---|---|
Боевые танки | Боевые бронированные машины | Артиллерия | Боевые самолеты | Ударные вертолеты | |
Суммарно члены НАТО | 22424 | 36570 | 23137 | 8038 | 2509 |
Россия | 6400 | 11480 | 6415 | 3416 | 890 |
Азербайджан | 220 | 220 | 285 | 100 | 50 |
Армения | 220 | 220 | 285 | 100 | 50 |
Белоруссия | 1800 | 2600 | 1615 | 294 | 80 |
Грузия | 220 | 220 | 285 | 100 | 50 |
Казахстан | 50 | 200 | 100 | 15 | 20 |
Молдова | 210 | 210 | 250 | 50 | 50 |
Украина | 4080 | 5050 | 4040 | 1090 | 330 |
Таблица сделана на основе текста Соглашения об адаптации Договора об обычных вооружениях в Европе |