Полтора десятилетия минуло с тех пор, как 30 ноября 1992 года появилось постановление российского правительства «О мероприятиях по поэтапному переходу к комплектованию Вооруженных сил РФ военнослужащими в добровольном порядке – по контракту». Через четыре года, в разгар предвыборной борьбы за должность хозяина Кремля, в мае 1996-го президент Борис Ельцин издал указ, обязывающий органы государственной власти России «перевести с весны 2000 года Вооруженные силы и другие войска РФ на комплектование должностей рядового и сержантского состава на основе добровольного приема граждан на военную службу по контракту с отменой призыва на военную службу».
Казалось бы, твердость намерений российского руководства довести решение сложной проблемы до конца была проявлена. Но у специалистов она сразу же вызвала сомнения. И уже в 1998-м популистскую и явно нереализуемую формулировку о 2000 годе в новом указе заменили на нейтральную и бесконечную – «по мере создания необходимых условий». А впоследствии уже новый президент РФ Владимир Путин 9 ноября 2000 года провел, как сообщалось, заседание Совета безопасности России и подписал решение о переходе Вооруженных сил и всей военной организации РФ исключительно на контрактную систему комплектования.
На этом решимость власти постепенно закончилась, уступив место политике полумер и сворачивания реформы.
Что интересно, все упомянутые выше радикальные решения никто не отменял, никаких официальных документов об отказе от идеи полного перехода на контракт принято не было. Тем не менее 1 июня 2004 года Сергей Иванов, в то время министр обороны, заявил: «В России никто задачи по переходу полностью на контрактную систему комплектования армии и флота не ставил и ставить не собирается». Другие военные чины также несколько раз повторили за своим руководителем эту мысль в разных интервью.
Граждане еще не раз потом удивлялись высказыванию министра, что называется, на голубом глазу. Представить себе, что Сергей Иванов вдруг что-то забыл или перепутал, трудно: ведь он сам был причастен к выработке задачи, о которой говорил как о «непоставленной». Взять хотя бы упомянутое решение Совета безопасности, подписанное Путиным в 2000 году, – в ту пору Иванов был как раз секретарем Совбеза. Правда, затем этот документ благоразумно «забыли». Сам же президент Путин не раз высказывался в поддержку идеи «контрактизации» и даже назвал однажды ее воплощение в жизнь «первоочередной задачей».
Таким образом, принятое в 1990-е годы политически благоприятное для общества решение об изменении принципа комплектования армии и флота России формально остается в силе. Однако с самого начала и до сих пор наблюдается противодействие этому, причем не только со стороны Министерства обороны. В результате государство шаг за шагом отходило от идеи полного перехода на контракт, и в 2002 году на специальном заседании правительства РФ, посвященном военному строительству, за основу была принята концепция смешанной системы комплектования.
В 2003 году утверждается Федеральная целевая программа «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей на 2004–2007 годы». Согласно ФЦП на полное комплектование контрактниками должны быть переведены части постоянной готовности. Одновременно было принято решение о сокращении с 2008 года срока военной службы по призыву в два раза.
Данные шаги демонстрируют явное противоречие с предыдущими намерениями государства. Иначе бы срок службы по призыву не сокращали, а отменяли сам призыв, а ФЦП распространялось бы не на «ряд соединений и частей», а на всю военную организацию.