– Валерий Анатольевич, как и прогнозировали эксперты, мандат на миротворчество стал главной военно-политической составляющей прошедшего в осенью прошлого года в Душанбе саммита глав государств, входящих в Организацию Договора о коллективной безопасности. Как восприняли новое направление деятельности ОДКБ наши западные друзья-соперники?
– Настороженно. Насколько мне известно, как принято говорить, из информированных источников, два события душанбинской встречи глав государств – членов ОДКБ вызвали особое внимание Запада, и конкретно США: подписание пакета документов по нормативному и организационному оформлению в рамках организации механизма миротворческой деятельности и Меморандум о взаимодействии между секретариатами ОДКБ и ШОС. Первая из названных тем вызвала особый интерес, так как Запад ведет сейчас активную наступательную кампанию, направленную на «размывание» сложившегося формата миротворческих операций на пространстве СНГ, на устранение России с миротворческого поля и на замену российских миротворческих контингентов другими силами.
Убежден, что именно этим объясняется и активное обсуждение миротворческой тематики в организации ГУАМ, в которую, напомню, входят Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия. Нет сомнений, что Запад, США будут активно подталкивать ГУАМ к созданию подразделений «голубых касок», хотя особого согласия по данному вопросу среди его членов пока нет.
Но не будем вдаваться в дела ГУАМ. А вот в ОДКБ уже приступили к реализации документов, подписанных главами государств.
– Что конкретно уже сделано?
– Давайте расставим приоритеты. Реально работать по подписанным документам можно будет лишь после их ратификации парламентами государств – членов ОДКБ┘
– Но ратификация может затянуться. Всем известно, что некоторые соглашения в формате ОДКБ не ратифицируются по 2–3 года. Конкретный пример – Соглашение о подготовке военных кадров. Подписано было в июне 2005 года, а внесено на ратификацию в России лишь три месяца назад┘
– С документами по миротворчеству, думаю, ситуация будет иная. Россия и другие государства – члены организации, на мой взгляд, в том числе и по вышеназванным причинам, не будут затягивать ратификацию. Что касается Соглашения о подготовке кадров, то ратификация ратификацией, а сделала Россия уже многое для того, чтобы документ работал.
Но вернемся к теме нашего разговора. Посмотрите, всего через месяц после саммита в Секретариате ОДКБ провели консультации по вопросам, связанным с дальнейшими нашими действиями и шагами по практической реализации достигнутых в Душанбе договоренностей.
Отмечу, что мероприятие было не только теоретическое: эксперты государств – членов организации посетили и 53-е специальное отделение подготовки миротворцев Учебного центра Общевойсковой академии Вооруженных сил Российской Федерации «Выстрел». И еще одна деталь: в консультациях участвовали не только военнослужащие, но и представители МИДа, МВД и МЧС государств – членов организации. Уже это говорит о комплексном взгляде ОДКБ на миротворчество.
– И все же, почему именно миротворчество?
– Никакой сенсации в том, что, как пишут СМИ, организация примеряет «голубые каски», нет. Еще в июне 2004 года на саммите в Астане лидеры государств – членов ОДКБ одобрили «Концепцию формирования и функционирования механизма миротворческой деятельности Организации Договора о коллективной безопасности». Свою позицию президенты обосновывали тем, что, цитирую: «вероятность возникновения конфликтов на основе политических, экономических, религиозно-этнических, территориальных и других противоречий остается высокой», а их предотвращение и урегулирование «без применения миротворческих технологий представляется практически невозможным». Плюс к этому, по мнению глав государств, участие в миротворческих процессах «имеет ключевое значение для продвижения военно-политических событий и интересов в международных делах как самих государств, так и ОДКБ в целом».
На разработку собственно механизма миротворческой деятельности потребовалось три года. Сегодня этот «механизм» состоит из четырех документов:
– Соглашение о миротворческой деятельности ОДКБ;
– Положение о Коллективных миротворческих силах ОДКБ;
– Положение об Оперативной рабочей группе по подготовке миротворческих операций ОДКБ;
– Положение о главе миротворческой миссии ОДКБ.
Базовыми, безусловно, являются два первых документа. А Соглашение о миротворческой деятельности ОДКБ определяет порядок проведения миротворческих операций.
Предупреждая ваш вопрос, скажу, что зоной миротворческой деятельности организации может стать любая горячая точка мира. Решение о проведении миротворческой операции на территории государств – членов ОДКБ будет приниматься Советом коллективной безопасности (СКБ) – высшим органом организации. Естественно, с учетом национального законодательства государств и на основании официального обращения того или иного государства – члена организации о проведении на его территории миротворческой операции. А также по решению Совета Безопасности ООН о проведении миротворческой операции в том или ином регионе мира.
Подготовка решения СКБ о проведении миротворческой операции будет осуществляться на основании рекомендаций Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны и других органов ОДКБ. О принятом решении на проведение миротворческой операции СКБ незамедлительно информирует Совет Безопасности ООН. Кроме того, исходя из обстановки и масштабов конфликта Совет коллективной безопасности может запрашивать полномочия (мандат) у Совета Безопасности ООН на проведение миротворческой операции. В случае принятия решения о проведении такой операции за пределами государств – членов ОДКБ Совет коллективной безопасности будет обращаться к Совету Безопасности ООН с запросом на предоставление соответствующего мандата.
Для участия в конкретной миротворческой операции из состава миротворческих сил ОДКБ будут создаваться Коллективные миротворческие силы с соответствующими структурой и численностью.
– А какие силы войдут в состав миротворческого контингента ОДКБ?
– В Положении о Коллективных миротворческих силах ОДКБ зафиксировано, что в их состав государства – члены организации предоставляют специально подготовленные части и подразделения из национальных миротворческих контингентов. Как известно, таковые сегодня есть практически во всех странах – членах ОДКБ. В России, например, это бригада. Значительный опыт миротворчества у Казахстана – знаменитый «Казбат», недавно развернутый в бригаду. В Армении – инженерно-саперная рота и автомобильное подразделение. Определенный миротворческий опыт и подразделения имеются у Киргизии и Таджикистана. В Белоруссии, где действуют некоторые ограничения по использованию воинского контингента за пределами страны, тоже накоплен опыт участия в миротворческих операциях под флагом ООН.
– Какова может быть численность «голубых касок» ОДКБ?
– На консультациях мы обсуждали этот вопрос. Сегодня прогнозируется, что численность миротворческих сил ОДКБ может составить от 4 до 5 тысяч человек. Конкретно это будет определено соответствующим решением глав государств. В составе КМС, на наш взгляд, должны быть мотострелковые, десантные и горно-стрелковые подразделения; инженерные подразделения, прежде всего для разминирования, восстановления мостов и дорог, подразделения радиационной, химической и биологической разведки, а также подразделения специальной обработки, подразделения связи, медицинские и санитарно-эпидемиологические подразделения; группы военных наблюдателей, силы и средства технического и тылового обеспечения, и, конечно, авиационная составляющая (вертолетное подразделение).
Кроме того, в состав КМС может быть включен милицейский (полицейский) и гражданский персонал.
– Как и где будет готовиться миротворческий контингент?
– Обучение персонала коллективных миротворческих сил в рамках ОДКБ будет осуществляться самостоятельно государствами – членами организации или централизованно: на базе единых для ОДКБ центров подготовки по единой программе, утвержденной Советом министров обороны.
Одним из них может стать 53-е специальное отделение подготовки миротворцев Учебного центра Общевойсковой академии Вооруженных сил РФ «Выстрел», на базе которого мы проводили консультации. Для милиции (полиции) – Всероссийский институт переподготовки кадров (ВИПК) МВД РФ, который еще в прошлом году получил статус базового учебного заведения ОДКБ. Соответствующая база для подготовки имеется и в Казахстане┘
Уточню, что опыт подготовки и отработки действий коалиционных группировок в ОДКБ есть: наглядное подтверждение тому Коллективные силы быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона (КСБР ЦАР).
Добавлю еще, что комплектовать миротворческий контингент планируется только лицами, проходящими службу по контракту, а также гражданским персоналом на добровольной основе.
– Обязательно ли участие в миротворческой операции всех государств – членов ОДКБ?
– Нет. Принципиальная деталь: миротворчество в организации будет носить исключительно добровольный характер. То есть даже если Совет коллективной безопасности примет решение о начале миротворческой операции, это абсолютно не значит, что в ней примут участие военнослужащие всех семи государств, входящих в ОДКБ. И еще: за любым из членов организации остается право на неограниченное участие своими миротворческими контингентами в операциях по мандату ООН или под эгидой других региональных организаций. Например, СНГ или ШОС.
– Некоторые эксперты говорят, что сегодня ни у одной международной организации, включая ООН, нет постоянно действующего миротворческого контингента┘
– Это действительно так. Сегодня ни одна международная организация не имеет миротворческих сил на постоянной основе. В ООН, например, действует система так называемых резервных соглашений. В их рамках Россия должна предоставить ООН вертолетную группу (восемь машин), инженерно-саперную роту и госпиталь. Но лишь через 90 дней после обращения. Так что ОДКБ может стать первой международной организацией, которая будет иметь постоянно готовые к действию «голубые каски».
Из досье «НВО»
Валерий Анатольевич Семериков родился 28 июня 1954 года в Кировской области. Окончил Киевское высшее танковое инженерное училище, Военную академию бронетанковых войск, Военную академию Генерального штаба. Офицерскую службу начинал в 1976 году в Приаргунском пограничном отряде Краснознаменного Забайкальского пограничного округа, где провел более восьми лет. Участник боевых действий в Афганистане. Служил в отделе автобронетанковой техники Главного управления Пограничных войск, являлся заместителем командующего Северо-западного пограничного округа по вооружению, был начальником штаба вооружения Федеральной пограничной службы РФ, заместителем и первым заместителем директора ФПС.
Награжден многими орденами и медалями. Генерал-полковник запаса. Женат. Сын – офицер-пограничник, проходит службу в войсках.