Предвыборная гонка в США, которая надолго приобрела характер личного противостояния Барака Обамы и Хиллари Клинтон, как-то отодвинула на второй план отношение и этих кандидатов-демократов и республиканца Джона Маккейна к главной внешнеполитической проблеме Соединенных Штатов – войне в Ираке. Джордж Буш-младший тем временем уже передал решение этого вопроса следующему президенту, заявив недавно о приостановке вывода американских войск из Месопотамии летом 2008 года. Когда новый хозяин Белого дома будет приносить присягу через семь месяцев, в Ираке будет находиться 140 тыс. военнослужащих вооруженных сил США.
На первый взгляд, все выглядит достаточно просто: Джон Маккейн – «ястреб» (война до победного конца); Хиллари Клинтон и Барак Обама – «голуби» (вывод войск в кратчайшие сроки). Однако при более детальном рассмотрении картина становится не такой однозначной.
Наиболее запутанная ситуация с кандидатами от Демократической партии. И Обама и Клинтон активно использовали тему Ирака для нападок на администрацию Буша и соперника от Республиканской партии, но в то же самое время очень скупо говорили о своих планах по прекращению войны. Обама обещает вывести все боевые части из Ирака в течение 16 месяцев. Клинтон соглашалась начать эвакуацию войск США в течение первых 60 дней своей работы в Белом доме. Однако и Обама, и Клинтон заявляли, что и после ухода пентагоновской группировки в Ираке будут находиться американские военнослужащие для борьбы с терроризмом, защиты граждан Соединенных Штатов и обучения иракской армии.
Оба кандидата-демократа утверждали, что готовы в любой момент приостановить вывод войск, если он вызовет всплеск насилия в Ираке. Как пояснял Обама, «мы должны настолько осторожно выйти из Ирака, насколько неосторожно вошли в него». В результате и Обама, и Клинтон оставляли открытыми два главных вопроса: сколько времени займет возвращение американских соединений и частей, какова же будет численность этого «остаточного» военного контингента США в Ираке.
Теперь, когда Демократическая партия наверняка делегирует на высший государственный пост в стране Барака Обаму, не лишним, однако, будет вспомнить кое-какие факты из недавнего прошлого. Тем более что не исключен вариант выдвижения Хиллари Клинтон кандидатом в вице-президенты. А факты эти дают основания предполагать, что нынешняя позиция двух сенаторов-демократов по Ираку может быть неокончательной. Взгляды того и другого в данном вопросе сильно колебалась в зависимости от того, как шли боевые действия в Месопотамии.
Хиллари Клинтон голосовала за использование военной силы в 2002 году и была сторонником войны до 2005 года. Лишь ухудшение обстановки в Ираке и приближающаяся президентская кампания в США заставили ее изменить свои взгляды. Похожая ситуация и с Бараком Обамой. Это правда, что Обама – единственный из трех кандидатов в президенты, кто с самого начала был против войны. Но верно также и то, что в 2003–2004 годах, когда казалось, что у США очень большие шансы на успех в Ираке, он скорректировал свою позицию в сторону точки зрения администрации Буша. В июле 2004 года Обама заявлял, что Соединенные Штаты должны остаться в Ираке достаточно долго, чтобы добиться успеха. Тогда Обама предупреждал, что уход из Ирака стал бы неуважением к памяти погибших американских солдат и предательством иракского народа.
Не стоит переоценивать и антивоенный пафос Обамы и Клинтон. Это в большей степени элемент предвыборной кампании. В американской истории уже бывали случаи, когда кандидат в президенты обвинял своего оппонента в чрезмерной воинственности, но затем, придя к власти, сам начинал активно использовать военную силу для решения внешнеполитических проблем. И если Иракскую войну часто сравнивают с Вьетнамской, то уместно провести параллели между нынешними выборами и президентской кампанией в США 1964 года. Тогда сменивший Джона Кеннеди демократ Линдон Джонсон обвинял своего соперника, представителя ультраправых, республиканца Барри Голдуотера в стремлении развязать новую войну, но именно при президенте Джонсоне началась резкая эскалация военных действий во Вьетнаме.
Одно можно сказать точно. Американские войска останутся в Ираке на годы, кто бы ни стал новым президентом. Возможно, при Обаме численность группировки вооруженных сил США несколько снизится, но счет все равно будет идти на десятки тысяч. Один из советников Обамы допускает, что в конце 2010 года в Ираке может находиться 60–80 тыс. американских солдат и офицеров.
Поэтому главный вопрос сейчас для заокеанских политиков – это не как уйти из Ирака, а как уменьшить там свои материальные издержки и людские потери. Именно под этим углом надо рассматривать предложение советников Обамы и Клинтон к переходу американских войск в Ираке от боевой к вспомогательной роли и готовящийся в Конгрессе законопроект об использовании иракских нефтяных доходов для финансирования восстановления этой страны и оплаты топлива, закупаемого американскими военнослужащими.