Бойцы французского легиона. Фото Reuters
В № 38 «НВО» за 2008 год была опубликована статья «Корпоративные солдаты для горячих точек», посвященная существующим на Западе частным военным компаниям. Но и в России на сегодняшний день уже фактически есть в чем-то схожие с ЧВК структуры. Здесь следует, однако, вернуться в недавнее прошлое.
24 июня 1997 года, возможно, войдет в новейшую историю как «День наемника», поскольку им датируется закрытое совещание в Разведывательном управлении Министерства обороны США, посвященное вопросу «приватизации функций по обеспечению национальной безопасности». Руководство РУМО пришло к заключению: в ближайшие десятилетия так называемые частные военные компании станут основным инструментом реализации политики Вашингтона и его союзников в сфере военной безопасности за рубежом.
За США последовала Великобритания. По информации авторитетного аналитического еженедельника Jane's Defence Weekly, 12 февраля 2002 года МИД Соединенного Королевства издал долгожданный «Зеленый документ» (Green Paper) под названием «Частные военные компании: правила регулирования» (Privatе Military Companies – Options for Regulation). Его разработали в ответ на запрос Комитета по иностранным делам Палаты общин ради выработки механизмов и правил государственного регулирования ЧВК.
В летописи наемничества, насчитывающей не одну тысячу страниц, произошел крутой поворот, способный кардинально изменить воззрения ведущих в военном отношении мировых держав на теорию и практику ведения локальных войн и вооруженных конфликтов (ЛВВК).
И в самом деле. Весь период холодной войны был отмечен локальными боевыми действиями в различных регионах мира, который становились аренами противоборства между СССР и США. Однако его окончание не принесло успокоения на нашу планету. Войн стало еще больше. И ЧВК в них играют очень значительную роль, причем – как силы специальных операций.
Следует отметить, что все подразделения ЧВК укомплектованы опытными сотрудниками – от рядового состава до высших («условно кабинетных») руководителей. Требования при наборе здесь очень высоки. Например, американские и английские частные военные компании выставляют такое условие: не менее 5 лет службы в спецназах вооруженных сил или 8 лет работы в полиции. Кроме того, очень важны морально-психологические качества кандидата, положительные служебные характеристики и т.д.
Предпочтение отдается 35–40-летним мужчинам, ибо они наиболее устойчивы к стрессам и морально подготовлены к ситуациям, которые могут возникать совершенно случайно по времени и месту. Вместе с тем эти люди стабильно «устойчивы к рутине». В данном возрасте уже достигнут достаточный образовательный уровень и максимальна активная самооценка, есть возможность объективно прибегать по максимуму к собственному опыту, который, суммируясь, встраивается в общий алгоритм действий группы, а потом и всего системно управляемого предприятия охраны. Такие подразделения очень эффективны в зонах конфликтов, где затруднено применение войсковых подразделений и тактики обычных армий. А сегодня это практически все зоны ЛВВК.
Скептики и псевдопатриоты муссируют тему «частных армий» с позиции, укоренившейся в сознании обывателя, у которого при слове «наемник» возникает образ головореза – убийцы, насильника и грабителя (чему помогает бульварная или ангажированная пресса). А это очень далеко от истины. Регулярные войска убивают мирных жителей и совершают во много раз больше преступлений на войне, чем ЧВК, например, ставший печально известным Blackwater.
Между тем в Ираке в 2004–2007 годах в качестве отечественных первопроходцев на поприще частного военного бизнеса отметились отряд «Тигр Топ-рент секьюрити» и УЦ «Орел-антитеррор». Задачи, которые они выполняли вдали от родины, были разнообразны. Ребята из «Тигра», например, обеспечивали охрану перевозимых грузов, взаимодействуя при этом с Минобороны и МВД Ирака, а также с ЧВК из США и Великобритании (Blackwater, ArmorGroup, Control Risks, Aegis, Piligrim Group) – хотя бы потому, что встреча на дороге двух вооруженных конвоев грозит непоправимыми последствиями. Что, кстати, имело место – однажды дело чуть не дошло до перестрелки по дороге на Киркук.
По специфике Северного Ирака и суннитского треугольника «Тигр» взаимодействовал с Hart Group. Ltd. из Соединенного Королевства. Контакты носили в основном консультационный характер, но не только. Например, летом 2005 года была совместная миссия в Мосуле. Сотрудники «Тигра» часто использовали бронированную технику партнеров для конвоев в Багдад и Анбар. И показатели группы были очень хорошими. Чопорные британцы, по праву считающие себя лидерами в данной области и хорошими вояками, уважительно относились к ребятам из «Тигра». В мае 2005 года американцы не могли провести колонну со строительной техникой. Моджахеды расстреляли несколько автомобилей из РПГ. Контракт был передан «Тигру». И колонна дошла в Анбар без потерь...
При этом российская схема работы на данном поприще в тот период не была отлажена по международным правилам. Вот почему, например, пострадавшие в Ираке люди не получали страховку (несколько человек были ранены). И все же это был первый опыт. И его трудно переоценить. Не случайно российских специалистов приглашали в Северный Ирак и Израиль для обсуждения вопросов противодействию террору и оказания услуг телохранителей в зонах боевых действий.
В заключение хочется подчеркнуть следующее. У отечественных ЧВК есть будущее: и в охране личности за границей, и в противодействии террору, и в защите бизнеса в геополитически интересных зонах для России. Подобные компании понадобятся корпорациям РФ. А наши ведомства и министерства, хочется надеяться, создадут соответствующие юридические и правовые нормы для работы ЧВК.