0
3405
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

20.03.2009 00:00:00

Бандитов взяли на карандаш

Тэги: терроризм, одкб


терроризм, одкб Боевики к терактам – всегда готовы.
Фото Reuters

В Организации Договора о коллективной безопасности подготовлен новый Перечень террористических и экстремистских организаций, представляющих угрозу государствам – членам ОДКБ. Первый подобный документ был согласован Комитетом секретарей советов безопасности Организации еще в ноябре 2004 года. Но за прошедший период в национальные списки были включены новые организации, что и потребовало пересмотра и обновления перечня.

Если первый список включал 22 террористические и экстремистские организации, то проект второго – уже 29. Решением Постоянного совета при ОДКБ проект документа направлен в государства – члены Организации для проведения процедуры согласования, сообщили НВО в Секретариате ОДКБ.

ПО ПРИМЕРУ США

Напомним, что идея создания специальных списков международных террористических организаций была предложена госсекретарем США Мадлен Олбрайт еще в 1996 году. Главная причина была в том, что либеральные в те годы американские законы фактически защищали террористов. Чтобы, к примеру, арестовать и выслать из США деятеля какой-нибудь экстремистской организации, требовалось доказывать в суде его личное участие в терактах против американских граждан. Еще сложнее было закрыть представительство какой-нибудь организации, созданной явно с агрессивными целями, но скрывающей их под видом благотворительного фонда или частного института. Практически невозможно было остановить и поток пожертвований.

Многие государства высказывали недовольство действиями таких полулегальных «фондов помощи», размещенных в США. В Белый дом частенько приходили протесты по этому поводу. Ситуация казалась безвыходной, но в Вашингтоне вспомнили о том, как похожие проблемы решались в разгар противоборства с мафией. Когда борьба с отдельными главарями преступного сообщества не принесла успеха, власти признали существование мафии как организации и запретили ее. Точно так же в Госдепе решили поступить и с террористами.

В законы о борьбе с терроризмом внесли необходимые изменения, согласно которым внешнеполитическому ведомству вменялось в обязанность ежегодно составлять списки иностранных террористических организаций, в отношении которых начали действовать различные юридические ограничения. Незаконным, скажем, стало оказание любой финансовой или материальной помощи любой организации, оказавшейся в «черном списке». Ее членам запрещали въезд в США, а американские финансовые институты обязаны были замораживать все счета, связанные с такой организацией или с отдельным ее участником.

Первый список Государственный департамент опубликовал в октябре 1997 года. В нем оказалось 30 организаций.

Несколько лет американский опыт не был востребован, но положение резко изменилось после 11 сентября 2001 года, и теперь такого рода списки составляются по всему миру. В Британии, например, перечень запрещенных организаций выходит из-под пера чиновников МВД, но потом утверждается парламентом. В Канаде аналогичный список составляется Министерством юстиции. Свои перечни есть в ООН и ЕС.

Данные о числе террористических организаций расходятся и не являются постоянной величиной, зачастую отличаются приведенные в списках названия одних и тех же организаций (особенно в переводе на национальные языки). По состоянию на середину 2007 года, в США таковыми признаны 40 группировок, в ЕС – около 100 лиц и организаций, в Канаде – 26, в Британии – 25. В ООН эту работу ведет комитет, учрежденный антиталибской резолюцией №1267, а сам список, по состоянию на май 2007 года, включал более 450 лиц и организаций.

Несмотря на общемировое признание существования терроризма, каждая страна самостоятельно решает, какими признаками руководствоваться при определении террористических и экстремистских группировок. Как следствие, практически нет ни одной террористической организации, которая попала бы сразу во все списки. А публикация первого списка Евросоюза в конце 2001 года вообще вызвала международный скандал: политкорректные европейцы включили в него ультраправые «Объединенные силы самообороны Колумбии», но отказались признавать террористами две левые группировки – «Революционные вооруженные силы Колумбии» (РВСК) и колумбийскую «Национальную освободительную армию» (НОАК). Свое решение чиновники ЕС объяснили тем, что не хотели бы оказывать негативного влияния на эти «армии», которые вроде бы согласились на переговоры с властями. Лишь после протестов Боготы Евросоюз включил РВСК и НОАК в свой черный «поминальник».

В ряде СМИ европейский список вообще называли «памятником политкорректности». В нем, например, не было едва ли не самых активных террористических группировок – организации «Абу-Сайаф», действующей на Филиппинах; «Джемаа Исламии», ответственной за гибель 200 человек на острове Бали, и ланкийских «Тигров освобождения Тамил Илама». А Народный фронт освобождения Палестины появился в перечне только после скандалов, аналогичных колумбийскому. Не получили «черных меток» «Хезболлах» и ХАМАС. Последний в итоге оказался в списке, но с пометкой о том, что террористической европейцы считают не всю организацию, а только ее вооруженное крыло. Точно так же, кстати, британские левые парламентарии добились, чтобы в их национальном списке была записана не «Хезболлах», а только ее служба внешней безопасности.

ЗАПАДНЫЕ КРИТЕРИИ

В Евросоюзе основой для формирования списка террористических организаций и лиц стало Рамочное решение от 13 июня 2002 года о борьбе с терроризмом. Оно ориентировано на использование для этого норм уголовного права. При этом в ЕС решили не втягиваться в дискуссии относительно понятия «терроризм» и ввели для своих нормативных документов понятие «террористическое преступление». Это позволило европейцам избирательно подходить к запросам других стран (в том числе России) о выдаче причастных к терроризму лиц.

Рамочное решение устанавливает, в частности, общие признаки «террористических преступлений» (ст. 1), в нем предусматриваются «санкции» к их субъектам (ст. 5), в том числе основания и меры ответственности юридических лиц (ст. 7–8). Здесь же раскрыто понятие «террористическая группа» (ст. 2), а также содержатся другие положения, которые важны для правильной квалификации и эффективного расследования террористических актов и связанных с ними преступных деяний. Включение какой-либо организации в упомянутый список влечет за собой два практических последствия. Во-первых, каждая страна ЕС обязана заморозить все активы этой группировки на своей территории. Во-вторых, любой человек, чье имя фигурирует в списке членов этой организации, может быть арестован в соответствии с новым общеевропейским определением терроризма. Ему будет грозить обвинение в оказании помощи террористам. За членство в организации, причисленной к террористической, мерой наказания могут стать восемь лет лишения свободы.

Не менее спорен, по оценкам политологов, и американский список. Попасть в него организация может двумя путями. Первый и самый простой – убийство американского гражданина. Второй более сложен: нужно выступить против правительства страны, которой США чем-либо обязаны. Как считается, именно из-за гибели одного американца во время захвата заложников в Москве осенью 2002 года, а вовсе не по каким-то другим причинам в «черный список» Госдепа были включены три чеченские организации, которые американцы сочли причастными к этому теракту, – «Исламская интернациональная бригада», «Исламский полк особого назначения» и «Бригада шахидов «Риядус Салихийн». При этом представитель Госдепа особо отметил, что США не считают террористами всех чеченских боевиков.

Достаточно просты критерии, по которым организация никак не может попасть в список или может быть исключена из него. Главное здесь – общественное мнение. В список Госдепа, например, не попали 13 из 14 ирландских группировок. Кроме того, из-за давления со стороны сикхской общины США в нем не найти крупнейшую террористическую организацию сикхов – «Баббар Халса».

Британский и канадский списки составляются проще. Канадцы компилируют перечни внешнеполитического ведомства США и ООН, а британцы берут за основу список ЕС и добавляют к нему террористические организации, которые действуют на территории Соединенного Королевства. Именно поэтому в британском списке, как нигде, много индийских и пакистанских группировок.

В ФОРМАТЕ ОДКБ

Работа по формированию списков террористических и экстремистских организаций в настоящее время ведется (на различных стадиях) практически во всех коалиционных структурах на постсоветском пространстве – ОДКБ, СНГ и ШОС.

В СНГ решением данной задачи занимается Антитеррористический центр. Эксперты АТЦ СНГ получили и обобщили национальные списки из государств – участников Содружества по организациям и лицам, причастным к террористической и экстремистской деятельности. При этом в АТЦ руководствуются принципом романо-германской правовой системы, в соответствии с которой основой для включения в список может служить только судебное решение. Но на уровне руководящих органов СНГ каких-либо решений по данному вопросу не принималось. Да и вряд ли они будут приняты. Так как, скажем, главным террористом Азербайджан считает... президента Армении.

В Шанхайской организации сотрудничества данным вопросом занимается Региональная антитеррористическая структура (РАТС). К настоящему времени собраны национальные списки из государств – участников ШОС. На их основе в октябре 2004 года на заседании Совета РАТС (руководители спецслужб государств ШОС) был утвержден Перечень террористических, сепаратистских и экстремистских организаций, а также одобрен Список лиц, объявленных спецслужбами и правоохранительными органами государств – членов ШОС в международный розыск за совершение или по подозрению в совершении преступлений террористического, сепаратистского и экстремистского характера. Однако названными документами принятие каких-либо согласованных мер правоохранительного характера в отношении данных организаций и лиц не предусматривается. Не принималось решений по данному вопросу и на уровне руководящих органов ШОС.

В формате Организации Договора о коллективной безопасности вопрос о формировании единого списка террористических и экстремистских организаций был впервые поставлен в декабре 2003 года на заседании Комитета секретарей советов безопасности (КССБ) ОДКБ. В ноябре 2004 года КССБ утвердил Перечень террористических и экстремистских организаций, деятельность которых запрещена на территории государств – членов ОДКБ. Документ был сформирован путем обобщения национальных списков, составленных по тому же принципу романо-германской правовой системы: основанием для включения в список может служить только судебное решение. Тогда же КССБ рекомендовал компетентным органам государств – членов Организации руководствоваться названным перечнем при взаимодействии в борьбе с терроризмом и иными проявлениями экстремизма, в том числе путем организации обмена информацией.

ПРОБЛЕМЫ «ПОЛИТИЗАЦИИ» И «КОНФЕССИОНАЛЬНОСТИ»

Как видим, задача формирования списков террористических и экстремистских организаций стоит еще перед многими государствами и международными объединениями. Однако здесь есть ряд трудноразрешимых проблем, среди которых в качестве основных можно выделить отсутствие единых норм национальных антитеррористических законодательств и единого подхода к определению понятия «терроризм», которое чаще всего политизировано.

Плюс к этому в последнее время эксперты отмечают не только «политизацию» понятия «терроризм», но и его «конфессиональность». В частности, утверждается, что следует заново проанализировать ситуацию, связанную с инспирированным США проектом борьбы с «международным исламским терроризмом». Постоянное подчеркивание исламского характера терроризма и экстремизма, по мнению ряда специалистов, ведет лишь к усиление конфессионального противостояния, к войне цивилизаций.

ЕСТЬ И ИНЫЕ ПОЗИЦИИ.

Например, некоторые эксперты утверждают, что вообще не стоит упоминать терроризм ни в каких документах и материалах. Дескать, этим лишь привлекается внимание к проблеме, чего, собственно, и добиваются террористы. Впрочем, мировая история еще не знала примеров, когда замалчивание того или иного вопроса способствовало его решению. Более того, в продолжение своей идеи эти эксперты утверждают, что нет необходимости и признавать те или иные организации преступными или террористическими. Свою позицию они обосновывают тем, что создать новую организацию под новым названием гораздо проще и быстрее, чем последствием «громоздкой судебной процедуры» признать то или иное объединение террористическим или экстремистским.

Есть и те, кто убежден, что терроризм – не что иное, как стремление спецслужб влиять на положение дел в том или ином регионе. И все террористические и экстремистские организации – создание этих спецслужб. Правда, иногда выходящие из-под контроля.

С аналогичными проблемами сталкиваются коалиционные структуры и на постсоветском пространстве. В частности, не решило вопроса, по мнению экспертов, включение в Конвенцию ШОС о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом определений понятий «терроризм», «сепаратизм» и «экстремизм». Для Шанхайской организации по инициативе Китая характерно акцентирование внимание на сепаратизме. Узбекистан настаивает на борьбе с религиозным экстремизмом. В перечень и список ШОС по предложению Узбекистана включены практически все существующие в республике религиозные организации и их лидеры, а по настоянию Пекина – все уйгурские организации и их лидеры. Понятно, что такие подходы к терроризму не в полной мере разделяются другими участниками ШОС.

В Организации Договора о коллективной безопасности тоже свои вопросы: национальные перечни существуют в пяти из семи ее государств-членов. Армения и Белоруссия заявляют, что на их территориях нет террористических и экстремистских организаций.

ПОПОЛНЕНИЕ

И в заключение вернемся к новому перечню ОДКБ.

Кто его пополнил?

Это, например, «Джамиат-е-Таблиг» – религиозно-политическая организация фундаменталистского направления ислама, созданная еще в 1927 году. Ее официальным прикрытием является просветительская деятельность. Однако есть обширная база данных, свидетельствующих об ином роде занятий. Так, осенью 1999 года «Джамиат-е-Таблиг» развернула в Карачи вербовочный пункт с целью направления добровольцев – граждан Пакистана, афганских и таджикских беженцев – для участия в боевых действиях на Северном Кавказе на стороне незаконных вооруженных формирований. Аналогичную работу проводил и филиал организации в Боснии и Герцеговине. Ячейки «Таблиг» под различными названиями функционируют во многих странах Европы, Центрально-Азиатского региона, в Африке. «Таблиг» не признает государство в качестве легитимного образования, и в этом направлении его деятельность носит весьма политизированный характер. Конечная цель идеологов организации заключается в установлении повсеместного господства радикальной и бескомпромиссной формы ислама. Решением Верховного суда Республики Таджикистан от 30 мая 2006 года «Джамиат-е-Таблиг» признана террористической организацией и ее деятельность запрещена. Она также запрещена и законодательством Республики Узбекистан.

Движения «Жамаат моджахедов Центральной Азии» и «Исламский джихад-джамаат моджахедов» признаны террористическими организациями в Республике Казахстан и Кыргызской Республике соответственно.

Секта «Нурджулар». Занимается сбором информации в политической, экономической, межконфессиональной и других сферах в регионах и государствах, где проживают тюркоязычные народы, в том числе на территории России и стран СНГ. Имеется информация о причастности секты к финансированию и оказанию иной помощи бандформированиям, действующим на территории Чеченской Республики, подготовке террористов-смертников. Постановлением Верховного суда РФ от 10 апреля 2008 года признана экстремистской и ее деятельность запрещена. Деятельность «Нурджулар» запрещена также законодательством Республики Узбекистан.

Салафитская группа, она же «Салафия», «Аль-Каида в странах исламского Магриба». Несет угрозу национальной безопасности, поскольку ее практическая конечная цель – захват власти с последующим созданием исламского государства. Деятельность признана террористической и запрещена постановлением Верховного суда РФ от 13 ноября 2008 года и решением Верховного суда Республики Таджикистан от 8 января 2009 года.

Организация «Свободный Таджикистан» («Тоджикистони озод»). Образована за пределами Таджикистана противниками нынешней власти в республике. Одним из основателей является Яраш Курбонов, который задержан узбекскими правоохранительными органами за подделку документов и отбывает наказание в одной из тюрем Узбекистана. Организация признана террористической решением Верховного суда Республики Таджикистан от 30 мая 2006 года.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
886
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1495
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
1084
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
576

Другие новости