0
3068
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

20.03.2009 00:00:00

Бандитов взяли на карандаш

Тэги: терроризм, одкб


терроризм, одкб Боевики к терактам – всегда готовы.
Фото Reuters

В Организации Договора о коллективной безопасности подготовлен новый Перечень террористических и экстремистских организаций, представляющих угрозу государствам – членам ОДКБ. Первый подобный документ был согласован Комитетом секретарей советов безопасности Организации еще в ноябре 2004 года. Но за прошедший период в национальные списки были включены новые организации, что и потребовало пересмотра и обновления перечня.

Если первый список включал 22 террористические и экстремистские организации, то проект второго – уже 29. Решением Постоянного совета при ОДКБ проект документа направлен в государства – члены Организации для проведения процедуры согласования, сообщили НВО в Секретариате ОДКБ.

ПО ПРИМЕРУ США

Напомним, что идея создания специальных списков международных террористических организаций была предложена госсекретарем США Мадлен Олбрайт еще в 1996 году. Главная причина была в том, что либеральные в те годы американские законы фактически защищали террористов. Чтобы, к примеру, арестовать и выслать из США деятеля какой-нибудь экстремистской организации, требовалось доказывать в суде его личное участие в терактах против американских граждан. Еще сложнее было закрыть представительство какой-нибудь организации, созданной явно с агрессивными целями, но скрывающей их под видом благотворительного фонда или частного института. Практически невозможно было остановить и поток пожертвований.

Многие государства высказывали недовольство действиями таких полулегальных «фондов помощи», размещенных в США. В Белый дом частенько приходили протесты по этому поводу. Ситуация казалась безвыходной, но в Вашингтоне вспомнили о том, как похожие проблемы решались в разгар противоборства с мафией. Когда борьба с отдельными главарями преступного сообщества не принесла успеха, власти признали существование мафии как организации и запретили ее. Точно так же в Госдепе решили поступить и с террористами.

В законы о борьбе с терроризмом внесли необходимые изменения, согласно которым внешнеполитическому ведомству вменялось в обязанность ежегодно составлять списки иностранных террористических организаций, в отношении которых начали действовать различные юридические ограничения. Незаконным, скажем, стало оказание любой финансовой или материальной помощи любой организации, оказавшейся в «черном списке». Ее членам запрещали въезд в США, а американские финансовые институты обязаны были замораживать все счета, связанные с такой организацией или с отдельным ее участником.

Первый список Государственный департамент опубликовал в октябре 1997 года. В нем оказалось 30 организаций.

Несколько лет американский опыт не был востребован, но положение резко изменилось после 11 сентября 2001 года, и теперь такого рода списки составляются по всему миру. В Британии, например, перечень запрещенных организаций выходит из-под пера чиновников МВД, но потом утверждается парламентом. В Канаде аналогичный список составляется Министерством юстиции. Свои перечни есть в ООН и ЕС.

Данные о числе террористических организаций расходятся и не являются постоянной величиной, зачастую отличаются приведенные в списках названия одних и тех же организаций (особенно в переводе на национальные языки). По состоянию на середину 2007 года, в США таковыми признаны 40 группировок, в ЕС – около 100 лиц и организаций, в Канаде – 26, в Британии – 25. В ООН эту работу ведет комитет, учрежденный антиталибской резолюцией №1267, а сам список, по состоянию на май 2007 года, включал более 450 лиц и организаций.

Несмотря на общемировое признание существования терроризма, каждая страна самостоятельно решает, какими признаками руководствоваться при определении террористических и экстремистских группировок. Как следствие, практически нет ни одной террористической организации, которая попала бы сразу во все списки. А публикация первого списка Евросоюза в конце 2001 года вообще вызвала международный скандал: политкорректные европейцы включили в него ультраправые «Объединенные силы самообороны Колумбии», но отказались признавать террористами две левые группировки – «Революционные вооруженные силы Колумбии» (РВСК) и колумбийскую «Национальную освободительную армию» (НОАК). Свое решение чиновники ЕС объяснили тем, что не хотели бы оказывать негативного влияния на эти «армии», которые вроде бы согласились на переговоры с властями. Лишь после протестов Боготы Евросоюз включил РВСК и НОАК в свой черный «поминальник».

В ряде СМИ европейский список вообще называли «памятником политкорректности». В нем, например, не было едва ли не самых активных террористических группировок – организации «Абу-Сайаф», действующей на Филиппинах; «Джемаа Исламии», ответственной за гибель 200 человек на острове Бали, и ланкийских «Тигров освобождения Тамил Илама». А Народный фронт освобождения Палестины появился в перечне только после скандалов, аналогичных колумбийскому. Не получили «черных меток» «Хезболлах» и ХАМАС. Последний в итоге оказался в списке, но с пометкой о том, что террористической европейцы считают не всю организацию, а только ее вооруженное крыло. Точно так же, кстати, британские левые парламентарии добились, чтобы в их национальном списке была записана не «Хезболлах», а только ее служба внешней безопасности.

ЗАПАДНЫЕ КРИТЕРИИ

В Евросоюзе основой для формирования списка террористических организаций и лиц стало Рамочное решение от 13 июня 2002 года о борьбе с терроризмом. Оно ориентировано на использование для этого норм уголовного права. При этом в ЕС решили не втягиваться в дискуссии относительно понятия «терроризм» и ввели для своих нормативных документов понятие «террористическое преступление». Это позволило европейцам избирательно подходить к запросам других стран (в том числе России) о выдаче причастных к терроризму лиц.

Рамочное решение устанавливает, в частности, общие признаки «террористических преступлений» (ст. 1), в нем предусматриваются «санкции» к их субъектам (ст. 5), в том числе основания и меры ответственности юридических лиц (ст. 7–8). Здесь же раскрыто понятие «террористическая группа» (ст. 2), а также содержатся другие положения, которые важны для правильной квалификации и эффективного расследования террористических актов и связанных с ними преступных деяний. Включение какой-либо организации в упомянутый список влечет за собой два практических последствия. Во-первых, каждая страна ЕС обязана заморозить все активы этой группировки на своей территории. Во-вторых, любой человек, чье имя фигурирует в списке членов этой организации, может быть арестован в соответствии с новым общеевропейским определением терроризма. Ему будет грозить обвинение в оказании помощи террористам. За членство в организации, причисленной к террористической, мерой наказания могут стать восемь лет лишения свободы.

Не менее спорен, по оценкам политологов, и американский список. Попасть в него организация может двумя путями. Первый и самый простой – убийство американского гражданина. Второй более сложен: нужно выступить против правительства страны, которой США чем-либо обязаны. Как считается, именно из-за гибели одного американца во время захвата заложников в Москве осенью 2002 года, а вовсе не по каким-то другим причинам в «черный список» Госдепа были включены три чеченские организации, которые американцы сочли причастными к этому теракту, – «Исламская интернациональная бригада», «Исламский полк особого назначения» и «Бригада шахидов «Риядус Салихийн». При этом представитель Госдепа особо отметил, что США не считают террористами всех чеченских боевиков.

Достаточно просты критерии, по которым организация никак не может попасть в список или может быть исключена из него. Главное здесь – общественное мнение. В список Госдепа, например, не попали 13 из 14 ирландских группировок. Кроме того, из-за давления со стороны сикхской общины США в нем не найти крупнейшую террористическую организацию сикхов – «Баббар Халса».

Британский и канадский списки составляются проще. Канадцы компилируют перечни внешнеполитического ведомства США и ООН, а британцы берут за основу список ЕС и добавляют к нему террористические организации, которые действуют на территории Соединенного Королевства. Именно поэтому в британском списке, как нигде, много индийских и пакистанских группировок.

В ФОРМАТЕ ОДКБ

Работа по формированию списков террористических и экстремистских организаций в настоящее время ведется (на различных стадиях) практически во всех коалиционных структурах на постсоветском пространстве – ОДКБ, СНГ и ШОС.

В СНГ решением данной задачи занимается Антитеррористический центр. Эксперты АТЦ СНГ получили и обобщили национальные списки из государств – участников Содружества по организациям и лицам, причастным к террористической и экстремистской деятельности. При этом в АТЦ руководствуются принципом романо-германской правовой системы, в соответствии с которой основой для включения в список может служить только судебное решение. Но на уровне руководящих органов СНГ каких-либо решений по данному вопросу не принималось. Да и вряд ли они будут приняты. Так как, скажем, главным террористом Азербайджан считает... президента Армении.

В Шанхайской организации сотрудничества данным вопросом занимается Региональная антитеррористическая структура (РАТС). К настоящему времени собраны национальные списки из государств – участников ШОС. На их основе в октябре 2004 года на заседании Совета РАТС (руководители спецслужб государств ШОС) был утвержден Перечень террористических, сепаратистских и экстремистских организаций, а также одобрен Список лиц, объявленных спецслужбами и правоохранительными органами государств – членов ШОС в международный розыск за совершение или по подозрению в совершении преступлений террористического, сепаратистского и экстремистского характера. Однако названными документами принятие каких-либо согласованных мер правоохранительного характера в отношении данных организаций и лиц не предусматривается. Не принималось решений по данному вопросу и на уровне руководящих органов ШОС.

В формате Организации Договора о коллективной безопасности вопрос о формировании единого списка террористических и экстремистских организаций был впервые поставлен в декабре 2003 года на заседании Комитета секретарей советов безопасности (КССБ) ОДКБ. В ноябре 2004 года КССБ утвердил Перечень террористических и экстремистских организаций, деятельность которых запрещена на территории государств – членов ОДКБ. Документ был сформирован путем обобщения национальных списков, составленных по тому же принципу романо-германской правовой системы: основанием для включения в список может служить только судебное решение. Тогда же КССБ рекомендовал компетентным органам государств – членов Организации руководствоваться названным перечнем при взаимодействии в борьбе с терроризмом и иными проявлениями экстремизма, в том числе путем организации обмена информацией.

ПРОБЛЕМЫ «ПОЛИТИЗАЦИИ» И «КОНФЕССИОНАЛЬНОСТИ»

Как видим, задача формирования списков террористических и экстремистских организаций стоит еще перед многими государствами и международными объединениями. Однако здесь есть ряд трудноразрешимых проблем, среди которых в качестве основных можно выделить отсутствие единых норм национальных антитеррористических законодательств и единого подхода к определению понятия «терроризм», которое чаще всего политизировано.

Плюс к этому в последнее время эксперты отмечают не только «политизацию» понятия «терроризм», но и его «конфессиональность». В частности, утверждается, что следует заново проанализировать ситуацию, связанную с инспирированным США проектом борьбы с «международным исламским терроризмом». Постоянное подчеркивание исламского характера терроризма и экстремизма, по мнению ряда специалистов, ведет лишь к усиление конфессионального противостояния, к войне цивилизаций.

ЕСТЬ И ИНЫЕ ПОЗИЦИИ.

Например, некоторые эксперты утверждают, что вообще не стоит упоминать терроризм ни в каких документах и материалах. Дескать, этим лишь привлекается внимание к проблеме, чего, собственно, и добиваются террористы. Впрочем, мировая история еще не знала примеров, когда замалчивание того или иного вопроса способствовало его решению. Более того, в продолжение своей идеи эти эксперты утверждают, что нет необходимости и признавать те или иные организации преступными или террористическими. Свою позицию они обосновывают тем, что создать новую организацию под новым названием гораздо проще и быстрее, чем последствием «громоздкой судебной процедуры» признать то или иное объединение террористическим или экстремистским.

Есть и те, кто убежден, что терроризм – не что иное, как стремление спецслужб влиять на положение дел в том или ином регионе. И все террористические и экстремистские организации – создание этих спецслужб. Правда, иногда выходящие из-под контроля.

С аналогичными проблемами сталкиваются коалиционные структуры и на постсоветском пространстве. В частности, не решило вопроса, по мнению экспертов, включение в Конвенцию ШОС о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом определений понятий «терроризм», «сепаратизм» и «экстремизм». Для Шанхайской организации по инициативе Китая характерно акцентирование внимание на сепаратизме. Узбекистан настаивает на борьбе с религиозным экстремизмом. В перечень и список ШОС по предложению Узбекистана включены практически все существующие в республике религиозные организации и их лидеры, а по настоянию Пекина – все уйгурские организации и их лидеры. Понятно, что такие подходы к терроризму не в полной мере разделяются другими участниками ШОС.

В Организации Договора о коллективной безопасности тоже свои вопросы: национальные перечни существуют в пяти из семи ее государств-членов. Армения и Белоруссия заявляют, что на их территориях нет террористических и экстремистских организаций.

ПОПОЛНЕНИЕ

И в заключение вернемся к новому перечню ОДКБ.

Кто его пополнил?

Это, например, «Джамиат-е-Таблиг» – религиозно-политическая организация фундаменталистского направления ислама, созданная еще в 1927 году. Ее официальным прикрытием является просветительская деятельность. Однако есть обширная база данных, свидетельствующих об ином роде занятий. Так, осенью 1999 года «Джамиат-е-Таблиг» развернула в Карачи вербовочный пункт с целью направления добровольцев – граждан Пакистана, афганских и таджикских беженцев – для участия в боевых действиях на Северном Кавказе на стороне незаконных вооруженных формирований. Аналогичную работу проводил и филиал организации в Боснии и Герцеговине. Ячейки «Таблиг» под различными названиями функционируют во многих странах Европы, Центрально-Азиатского региона, в Африке. «Таблиг» не признает государство в качестве легитимного образования, и в этом направлении его деятельность носит весьма политизированный характер. Конечная цель идеологов организации заключается в установлении повсеместного господства радикальной и бескомпромиссной формы ислама. Решением Верховного суда Республики Таджикистан от 30 мая 2006 года «Джамиат-е-Таблиг» признана террористической организацией и ее деятельность запрещена. Она также запрещена и законодательством Республики Узбекистан.

Движения «Жамаат моджахедов Центральной Азии» и «Исламский джихад-джамаат моджахедов» признаны террористическими организациями в Республике Казахстан и Кыргызской Республике соответственно.

Секта «Нурджулар». Занимается сбором информации в политической, экономической, межконфессиональной и других сферах в регионах и государствах, где проживают тюркоязычные народы, в том числе на территории России и стран СНГ. Имеется информация о причастности секты к финансированию и оказанию иной помощи бандформированиям, действующим на территории Чеченской Республики, подготовке террористов-смертников. Постановлением Верховного суда РФ от 10 апреля 2008 года признана экстремистской и ее деятельность запрещена. Деятельность «Нурджулар» запрещена также законодательством Республики Узбекистан.

Салафитская группа, она же «Салафия», «Аль-Каида в странах исламского Магриба». Несет угрозу национальной безопасности, поскольку ее практическая конечная цель – захват власти с последующим созданием исламского государства. Деятельность признана террористической и запрещена постановлением Верховного суда РФ от 13 ноября 2008 года и решением Верховного суда Республики Таджикистан от 8 января 2009 года.

Организация «Свободный Таджикистан» («Тоджикистони озод»). Образована за пределами Таджикистана противниками нынешней власти в республике. Одним из основателей является Яраш Курбонов, который задержан узбекскими правоохранительными органами за подделку документов и отбывает наказание в одной из тюрем Узбекистана. Организация признана террористической решением Верховного суда Республики Таджикистан от 30 мая 2006 года.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Победу "Единой России" Путин затвердил Медведевым

Победу "Единой России" Путин затвердил Медведевым

Иван Родин

На встречах с президентом партии меряются заслугами, а губернаторы – процентами за ЕР

0
1406
Говорливых защитников накажут заранее

Говорливых защитников накажут заранее

Екатерина Трифонова

Наступление на адвокатуру вошло в стадию доследственных проверок

0
1083
Блок коммунистов и беспартийных под давлением не складывается

Блок коммунистов и беспартийных под давлением не складывается

Дарья Гармоненко

Акции протеста обнулятся еще до того, как власть поставит под вопрос иммунитет депутатов от КПРФ

0
1093
Российское такси изменится до неузнаваемости

Российское такси изменится до неузнаваемости

Анатолий Комраков

Минтранс планирует глубокую реформу отрасли

0
1043

Другие новости

Загрузка...