0
5744
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

29.05.2009 00:00:00

"Красная команда" для штабов

Сергей Печуров

Об авторе: Сергей Леонидович Печуров - генерал-майор, доктор военных наук.

Тэги: сша, штаб, решение


сша, штаб, решение "Красные команды" должны помочь американским военным лучше ориентироваться в обстановке в чужих странах.
Фото Reuters

В вооруженных силах США разработана и начала реализовываться оригинальная концепция «Рэд Тим» («Красная команда»), призванная значительно улучшить работу штабов, на первых порах – соединений американских сухопутных войск. Это должно помочь командирам принимать более четкие и взвешенные решения.

СУЩЕСТВЕННЫЕ НЕДОСТАТКИ

Что является причиной появления данной концепции, почему она начала реализовываться именно сейчас и в чем ее суть?

Анализируя ход и результаты операций американских войск в Афганистане, и особенно в Ираке, в том числе серьезные неудачи в первые годы, военные специалисты и ученые США в числе причин многочисленных провалов указывают на недостаточный уровень подготовки командных кадров, их неумение ориентироваться в сложной, постоянно меняющейся обстановке и неудовлетворительную организацию работы штабов, особенно на оперативно-тактическом уровне.

Отмечается, например, что командирам на высоких должностях (генералы/полковники) для принятия взвешенных решений объективно требуются выверенные и всесторонне обоснованные рекомендации, наиболее оптимальные в конкретных условиях. Однако реально в большинстве случаев имеет место субъективный подход, когда командиры подбирают в свое окружение не тех, кто может дать откровенную и даже неприятную оценку принимаемого или уже принятого решения, а тех, с кем они чувствуют себя комфортно, что по большому счету чревато немалыми рисками.

Такое положение дел стало настолько нетерпимым, что выплеснулось на страницы специализированных журналов и в интернет в виде дискуссии относительно правомочности конструктивной критики командования и возможности оспорить принимаемые решения. Начало этому было положено жесткой по содержанию статьей подполковника Поля Инглинга, опубликованной в майском за 2007 год номере «Армд Форсиз Джорнал», с недвусмысленным названием «Провал в генералитете», а затем в виде откликов целого ряда офицеров на страницах того же издания, в которых авторы аргументированно доказывали необходимость поиска таких методов и формирования таких структур, которые бы содействовали улучшению функционирования механизма разработки и принятия решений на оперативно-тактическом уровне.

В частности, предлагалось прибегнуть к оптимизации процесса подбора в штабные структуры сотрудников, к формированию там атмосферы, когда откровенность и бескомпромиссность, твердость в советах-рекомендациях становится обыденным явлением. Помимо всего прочего это обеспечивает и обратную связь, быструю реакцию командования на неожиданно возникающие проблемы, в том числе – в своих войсках и штабах.

При этом некоторые специалисты, ссылаясь на присущую американской военной культуре упрощенность во взаимоотношениях начальник – подчиненный («Есть!», «Так точно!» и т.п.) и превалирование «спортивного подхода» (нацеленность на выигрыш любой ценой), обращали внимание на ограниченность мышления, упрощенчество и низкую продуктивность здорового критицизма, царящие в штабах.

Наряду со всем этим в качестве существенного недостатка в работе штабов при подготовке обоснованных проектов решений (c учетом опыта применения экспедиционных контингентов войск) обращалось внимание на явный недоучет местных особенностей, иных ценностных предпочтений чуждой цивилизации, на игнорирование позиций не только мирового общественного мнения, но и взглядов союзников и партнеров. Причем, как неоднократно указывалось и в специализированных СМИ, и в официальных аналитических документах, реальные противники США «в поле», недооцениваемые ранее американскими военными прогнозистами, быстро научились извлекать уроки из своих промахов и ошибок, постоянно совершенствуют формы и способы ведения боевых действий, развивают военную науку в целом, адаптируясь к требованиям как сегодняшнего дня, так и заглядывая в перспективу.

КУРСЫ В ФОРТ-ЛИВЕНУОРТЕ

Следует подчеркнуть, что негативно развивавшаяся ситуация с казалось бы рутинной деятельностью штабов соединений армии США вызвала серьезную озабоченность у руководства Пентагона еще в 2003 году как следствие работы многочисленных комиссий, рабочих групп и т.п. по извлечению уроков, почерпнутых в ходе кампаний в Ираке и отчасти в Афганистане. Именно тогда возникла идея создания таких подразделений или команд (по американской терминологии), включающих ограниченное количество хорошо подготовленных специалистов, которые помогли бы командованию вооруженных сил США существенно продвинуть процесс их трансформации в целом.

В качестве первого шага в направлении реализации данной идеи явился подготовленный осенью 2003 года доклад председателя Научного комитета Пентагона, озаглавленный «Роль и статус специальных групп «Рэд Тим» в рамках Министерства обороны США». Правда, название, данное этим группам-командам («красными», согласно западной традиции, на учениях всегда именовались войска «противника»), могло вызвать вполне понятную негативную реакцию в армии. Тем более что им предстоит выполнять роль непредвзятых оппонентов, по сути – конструктивных критиков вариантов решений, разрабатываемых в штабах и выносимых на суд командира. Причем срок функционирования «красных структур» четко не определен, что подразумевает любой по продолжительности период деятельности.

Несмотря на казалось бы беспрецедентный характер выдвинутой идеи, американские аналитики склонны находить ее аналоги. Например, упоминаются группы так называемых красных плановиков, призванные в ходе тренировок и учений подыгрывать за противника в постоянных штабах объединенных оперативных формирований региональной направленности, созданных несколько лет назад под эгидой Объединенного командования ВС США.

Другие эксперты заглядывают в историю. Приводятся случаи, когда взвешенные оценки военных прогнозистов позволяли командирам принимать правильные решения, приводившие к успеху, и прямо противоположные факты. Так, военные специалисты ссылаются на германский опыт досконального изучения форм и способов действий танковых подразделений в Первой мировой войне, на основе чего ими была разработана целая стратегия блицкрига, успешно примененная на полях сражений в начальный период Второй мировой войны. В ту же пору американские штабисты-аналитики в ходе серии военных игр и КШУ сумели доказать, что в будущих войнах авианосцам предстоит играть отнюдь роль не кораблей обеспечения и поддержки, а основной ударной силы на соответствующих ТВД.

К примерам некачественной работы штабов американские эксперты относят, в частности, почерпнутые из выводов подробного разбора катастрофы в Перл-Харборе и не принятые во внимание точные предсказания будущих действий вооруженных сил Японии; неправильный выбор японским командованием критически важных объектов для ударов, в результате чего американцы быстро восстановили свой боевой потенциал на Тихоокеанском ТВД и не были сломлены морально, на что надеялись в Токио.

Таким образом, изложенные выше соображения с учетом проанализированного опыта явились существенным стимулом для принятия конкретных мер по исправлению начавшей было негативно развиваться ситуации в работе штабов американских войск на Большом Ближнем Востоке. В связи с тем, что в ходе ведения наземных боевых действий в Ираке особенно наглядно проявились указанные выше недостатки, за их устранение первым делом взялось руководство армии США.

Летом 2005 года было официально объявлено о решении Командования учебного и научных исследований американских сухопутных войск (TRADOC) открыть в Форт-Ливенуорте (штат Канзас) университет зарубежных и культурных исследований для целенаправленной подготовки личного состава «Рэд Тим», призванных усиливать штабные структуры соединений СВ. Здесь были организованы четыре вида курсов: 18-недельные – для руководителей «красных» команд; девяти-, шести- и двухнедельные (в зависимости от конкретной специализации) – для их членов.

Укомплектовали курсы офицерами, уоррент-офицерами и гражданскими чиновниками, имеющими хорошую боевую подготовку и опыт службы (работы) в формированиях, штабах и учреждениях системы сухопутных войск США. Слушатели осваивают правила и методы работы в составе конкретной команды; «западную» и «восточную» теории военного искусства; теорию бизнеса; связь; военные концепции и доктрины; страноведение (цивилизационные культуры); историю и современные направления (школы) терроризма; выезжают на маневры в тот или иной учебный центр американских СВ. Помимо лекций и учений в ходе учебного процесса проходят семинары и дискуссии с привлечением специалистов, в том числе – из гражданских научных центров (в частности, по истории и современной обстановке на Ближнем Востоке, иранистике и т.п.).

РАБОТА «В ПОЛЕ»

Уже летом 2006 года состоялся первый выпуск слушателей курсов, которые были включены в «красную команду», прикрепленную в качестве самостоятельной секции к штабу 3-го армейского корпуса, развернутого в Ираке. Почти двухлетний опыт работы данного подразделения «в поле» был проанализирован специалистами и частично нашел отражение на страницах американских военных СМИ.

Судя по опубликованным материалам, эта команда, являясь неотъемлемой частью штаба 3-го АК, выполняло задачи по альтернативному планированию, разрабатывало перспективные разновариантные сценарии развития обстановки и планы действий войск, вскрывало вероятные угрозы как на ближнесрочную, так и на дальнюю перспективу, привносило в планы и проекты решений специфические «культурно-цивилизационные» аспекты, участвовало в разработке конкретных форм и способов действий войск.

Правда, отмечалось, что на первых порах «вклинение» команды в работу штаба встречало некоторое недопонимание и даже отторжение со стороны его штатных сотрудников. Это было вызвано, с одной стороны, новизной деятельности структуры, а с другой – вполне ожидаемой определенной «оторванностью от жизни» того, что преподавалось на курсах в Форт-Ливенуорте и не полностью соответствовало реалиям боевых будней. Но уже приблизительно через месяц-полтора работа команды вошла в рутинное русло работы штаба, после чего конфликтов и трений больше не возникало.

Команда находилась под постоянным контролем начальника штаба корпуса, которому еженедельно докладывались результаты ее деятельности в виде одностраничного отчета.

Членов группы как специалистов в области страноведения и местных особенностей постоянно привлекали к обсуждению вопросов взаимодействия с руководителями многонациональной коалиции и иракскими властями, что, по словам начальника штаба корпуса, иной раз помогало заранее находить «критические точки» и вовремя устранять назревавшие проблемы. Отмечается также, что сотрудники «красной команды» участвовали и в разработке нетривиальных документов и докладных, требовавшей широкого кругозора, не ограниченного лишь знанием особенностей местных условий. Так, например, члены группы помогали аргументировать предложения, призванные усилить влияние международной военной коалиции на формирование внутриполитической обстановки в Ираке; расширить вовлеченность Европейского союза в операцию; способствовать вскрытию и нейтрализации «болевых точек», мешающих полноценному развитию иракских ВС.

По мнению американских специалистов, представляет также несомненный интерес инициированное командой разъяснение сотрудникам штаба комплекса проблем, связанных с историей и современным развитием военно-политической обстановки на Ближнем Востоке. Причем для этого была выбрана оригинальная форма подачи материалов в виде демонстрации документальных фильмов с последующим их обсуждением. Всего за пятимесячный период состоялось 22 комплексных занятия.

Следует подчеркнуть, что бывший в тот период начальником штаба 3-го АК бригадный генерал Джозеф Андерсон в своем отчете весьма высоко оценил труд «красной команды», высказав, однако, ряд пожеланий и рекомендаций, которые в общем плане свелись к следующему:

– в связи с непосредственным подчинением команды начальнику штаба соединения последний должен лично определять направления ее работы;

– помимо всего прочего в силу особенностей служебных обязанностей членов команды она способна в целом обеспечивать постоянную обратную связь между руководством и сотрудниками штаба, что должно способствовать сплочению и интеграции всех его подразделений;

– результаты деятельности конкретных команд должны в обязательном порядке стать предметом изучения их опыта и обсуждения на совещаниях в университете в Форт-Ливенуорте с последующими уточняющими указаниями и рекомендациями;

– целесообразны постоянные командировки и рабочие поездки членов команд по странам и регионам их спецификации для поддержания и углубления соответствующего уровня знаний и навыков;

– для облегчения работы и контактов с руководством штабов, частей и подразделений конкретного соединения, взаимодействующих организаций и т.п. целесообразно назначать на должности начальников команд офицеров в звании не ниже полковника (по крайней мере для работы в штабе армейского корпуса).

В заключение представляется необходимым подчеркнуть факт неординарных подходов американского военного руководства к поиску путей, форм и методов решения возникающих проблем, существенно осложняющих рутинную деятельность войск в кризисных условиях обстановки на Ближнем Востоке.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В КПРФ готовят кампанию по продвижению Че Гевары

В КПРФ готовят кампанию по продвижению Че Гевары

Дарья Гармоненко

Памятник символу левого антиамериканизма предложено разместить поближе к посольству США

0
349
Деградировавшие пашни в России не поддаются учету

Деградировавшие пашни в России не поддаются учету

Ольга Соловьева

Аграриям обещают электронную господдержку с 2026 года

0
419
ESG-прозрачность компании Эн+ оценили по максимуму

ESG-прозрачность компании Эн+ оценили по максимуму

Василий Столбунов

0
293
Реакция на динамику ключевой ставки принципиально изменилась

Реакция на динамику ключевой ставки принципиально изменилась

Михаил Сергеев

Аргументы чиновников Центробанка не воспринимаются бизнесом и экономистами

0
554

Другие новости