0
1691
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

24.07.2009 00:00:00

Опасность исходит от бывшего друга

Захар Гельман

Об авторе: Захар Гельман - профессор.

Тэги: иран, израиль


иран, израиль В Израиле считают Мир-Хосейна Мусави не менее радикальным противником еврейского государства, чем Махмуда Ахмадинежада.
Фото Reuters

В происходящем в настоящее время в Иране противостоянии между сторонниками президента Махмуда Ахмадинежада, поддержавшими его силовыми структурами, религиозными деятелями и оппозицией во главе с Мир-Хосейном Мусави общественное мнение Запада на стороне последнего. Однако, с точки зрения большинства израильских политологов, в случае проигрыша на президентских выборах нынешнего главы Исламской Республики и успеха его конкурента в ирано-израильских отношениях ничего бы не изменилось.

КТО СТОЯЛ У ИСТОКОВ

Хосейн Мусави, за которого, похоже, все же было отдано меньшее число голосов, чем за Махмуда Ахмадинежада, не менее радикальный исламист и противник Израиля, чем победитель. Никто иной как Мусави после создания в 1983 году «Хезболлах» занялся координацией финансирования этой организации. В Иерусалиме полагают, что определенный прагматизм Мусави мог сыграть с еврейским государством злую шутку: если бы граждане Исламской Республики предпочли его кандидатуру, это ослабило бы мировое давление на иранскую ядерную программу.

Между тем в текущем году фактическому противоборству между Ираном и Израилем уже исполнилось 30 лет. И сейчас даже трудно себе представить, что до победы исламской революции в Тегеране в феврале 1979 года отношения между двумя странами характеризовались как стратегическое партнерство.

Иранской внешней политике всегда была свойственна осторожность. И это несмотря на воинственные заявления многих тегеранских политиков и прежде всего президента ИРИ Махмуда Ахмадинежада. Тем не менее вполне очевидно, что Исламская Республика никогда безоглядно не торопилась овладеть неконвенциональным оружием. Неудивительно, что и к технологии производства атомной энергии в Иране продвигались достаточно медленно. В Тегеране прекрасно отдают себе отчет в том, что после создания собственных ядерных боеприпасов и средств их доставки военную конфронтацию трудно будет избежать не только с Израилем и с Соединенными Штатами, но и с большинством арабских стран.

А ведь всего три десятилетия назад отношения между еврейским государством и Ираном считались едва ли не образцом добрососедства на всем Ближнем Востоке. В 70-е годы прошлого века, во времена властвования в Иране шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, Израиль входил в десятку важнейших торговых партнеров Тегерана. Для прокачки иранской нефти, доставлявшейся в Эйлат, израильский порт на Красном море, был построен нефтепровод Эйлат–Ашкелон.

Важно заметить, что не только Франция и Германия, а тем более Россия стояли у колыбели создания иранской атомной энергетики. В 1967 году Соединенные Штаты передали шахскому Ирану атомный реактор на 5 МВт, который налаживали специалисты из израильских атомных центров в Димоне и Сореке. По всей видимости, израильтяне и заложили фундамент атомного реактора в южноиранском городе Бушере и предложили технико-экономический проект исследовательского реактора в Исфахане. Сотрудники «Мосада», знаменитой на весь мир израильской разведывательной службы, помогли наладить работу коллегам из «Савака» – шахской службы внешней разведки. И опять же Иерусалим помог шахским военным создать, по сути, современную систему противовоздушной обороны и заложить основы иранского ракетостроения.

Весьма прагматичным политиком проявил себя и аятолла Рухолла Хомейни, ставший во главе послешахского Ирана. Он не уставал произносить свои яростные антисионистские проповеди, но в период ирано-иракской войны послал в еврейское государство Ахмеда Касема Кашани, младшего сына своего соратника Абуль Касема Кашани, с тайной миссией закупки запасных частей для иранских истребителей. Причем тогдашний премьер-министр Израиля Менахем Бегин не выдвинул никаких возражений против этой сделки.

Когда в начале 1980 года оружейный «товар» из Израиля доставили в Иран, об этом немедленно стало известно американцам. Администрация президента Джимми Картера, ставившая цель изолировать Тегеран, выразила резкое недовольство действиями союзника. Важно подчеркнуть, что в те годы «предпочтения» Иерусалима и Вашингтона не совпадали – Израиль, весьма опасавшийся Саддама Хусейна, тайно поддерживал Иран, а американцы почти в открытую – Ирак.

ДЕЛО ДВИЖЕТСЯ

Сегодня же Исламская Республика Иран выдвигает лозунг «Марг бар Эсраиль» («Смерть Израилю»), а президент этой страны отрицает Холокост, геноцид еврейского народа, осуществлявшийся германскими нацистами и их пособниками. Кроме того, Тегеран открыто угрожает светским арабским режимам. В таких странах, как Египет и Иордания, большинство населения которых придерживается суннитского направления ислама, активно действует агентура, засланная непосредственно из шиитского Ирана, а также руководимые иранцами боевики ливанской шиитской экстремистской организации «Хезболлах».

Израиль готов был обуздать Иран даже военными методами. Несомненно, подобные действия со стороны Иерусалима нашли бы понимание и в ряде столиц арабских государств, но без «отмашки» из Вашингтона Нетаньяху решиться на данный шаг не сможет. Что же касается президента Соединенных Штатов Барака Обамы, то он недвусмысленно предостерегает израильское руководство от боевых операций против ИРИ.

Ронен Бергман, обозреватель самой популярной в еврейском государстве газеты «Едиот ахронот», в статье, озаглавленной «Пусть захлебнутся собственной нефтью», ссылается на источник в израильской разведке, который утверждает, что «ближайший год будет решающим для иранского атома». По данным этого источника, шесть лет назад в Исламской Республике осуществлялся другой атомный проект. Но в 2003 году израильтянам и по всей видимости спецслужбе одной из арабских стран удалось добыть сведения о горно-обогатительном комбинате вблизи города Натанз, в центральной иранской провинции Исфахан. Этот комбинат долгое время считался центральным элементом иранской ядерной программы. Вот почему, опасаясь, что разоблачительные публикации могут привести к международным санкциям, Тегеран решительно изменил программу, разделив секретную и несекретную ее части.

Последние пять лет вполне официальное «Агентство по атомной энергии» руководит исследованиями по получению так называемого мирного атома. Именно эти разработки и контролируют ООН и МАГАТЭ. Что же касается обогащение урана до оружейного уровня, то данные работы ведутся «за семью печатями».

В настоящее время Иран относят к группе скрытых «ядерных держав». В эту группу зачислены государства, которые в течение относительно короткого времени сумеют получить обогащенный до 93% уран, пригодный для создания ядерных боеприпасов. По сведениям израильской разведки, на объекте в Парчине, рядом с Тегераном, иранские физики разрабатывают устройство, способное довести необходимое количество урана до критической массы и запустить цепную реакцию. С этой целью пытаются использовать огромные количества мощной взрывчатки.

Кстати, примерно также действовали творцы первой атомной бомбы – они взрывали обычную взрывчатку для запуска ядерной реакции.

По информации проживающего в изгнании иранского писателя Амира Тахери, которой он поделился с газетой «Нью-Йорк Пост», Пекин ведет переговоры с Тегераном о строительстве на территории Ирана 20 атомных электростанций. «При отсутствии международного контроля за тем, что происходит с отработанным топливом с этих предприятий, – говорит опальный писатель, – Иран в конечном счете может получить достаточно сырья для производства сотен бомб».

Известно, что сотрудничество в ядерной сфере Пекина с Тегераном началось в 1984 году. Тогда в рамках тайного соглашения о сотрудничестве Китай начал подготовку иранских ядерных техников, а также оказал помощь в возведении предприятия по переработке урана в Исфахане. Давно говорят и о сотрудничестве в области ядерных исследований между военными ведомствами Ирана и Северной Кореи.

НЕИЗМЕННЫЕ АМБИЦИИ

Министр иностранных дел Израиля Авигдор Либерман в беседе с автором этих строк подчеркнул, что «если ядерное оружие и средства их доставки окажутся в руках лидеров, властвующих ныне в Тегеране и Пхеньяне, то трагедию мирового масштаба избежать будет почти невозможно». Действительно, нынешнюю военную доктрину Ирана оборонительной назвать никак нельзя. После того как в 2003 году вследствие военной операции Соединенных Штатов прекратил существование саддамовский Ирак, Тегерану не угрожает ни одна страна. Несомненно, Иран придерживается доктрины устрашения всех тех государств, которые не желают видеть эту страну во главе всего мусульманского мира.

Иран неплохо подготовлен к длительной и дорогостоящей войне. Если же он создаст систему производства и доставки ядерного оружия, то его планы на гегемонию в мусульманском мире могут принять вполне реальные очертания. Показательно, что арабские государства, хотя и рассчитывают, что США и особенно Израиль сыграют на опережение, когда Тегеран, несомненно, окажется на пороге ядерного клуба, тем не менее тоже не прочь заиметь свою ядерную боеголовку. Сведения о различного рода исследованиях в области мирного атома (а разве другой бывает?) уже поступили из Каира и Эр-Рияда.

Важно заметить, что израильские военные не подтверждают и не отрицают наличия в своих арсеналах ядерного оружия. Примечательно в этом отношении иронически звучащая, но вполне серьезная максима, озвученная еще в 1970-е годы знаменитой Голдой Меир, бывшим министром иностранных дел, а затем и главой правительства Израиля. На вопрос, есть ли у еврейского государства атомная бомба, она ответила: «Атомной бомбы у нас нет. Но если понадобится, мы ее применим». Эта дама, к слову говоря, уроженка Киева, слов на ветер никогда не бросала.

Сегодня в еврейском государстве проживают 125 тыс. выходцев из Ирана. Знакомый автора этих строк Мамали Ахрон – один из них. В прошлом году ему удалось побывать у своих родственников в Тегеране. Кстати сказать, сейчас в Исламской Республике Иран проживают 25 тыс. евреев. В разговоре со мной Ахрон подчеркнул, что ядерные амбиции – характерная черта любого иранского правителя. «Свергнутый исламистами шах, – сказал собеседник, – тоже стремился превратить свою страну в региональную ядерную державу». Сторонники Мусави обвиняют Ахмадинежада в «пророссийских настроениях». Если нынешнего президента его противникам удастся отстранить от власти, то кто бы в Иране не занял освободившееся лидерское место, он все равно и не помыслит прекратить испытания в области ядерной энергетики.

Правда, если власть окажется у «западника и либерала», военную и технологическую помощь вместо России начнут оказывать Франция, Германия, Англия или даже Соединенные Штаты. В конце концов рынок есть рынок. Однако шахских времен Израилю придется дожидаться долго. И гарантии, что они когда-нибудь вернутся, нет никакой.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
842
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
613
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
303
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
406

Другие новости